Данный материал использовался на выступлении педагогического совета. В работе содержится текст выступления и презентация,которая может сопровождать выступление по теме. Данная тема является актуальной, т. к. формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности
Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса.
Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во
время ее же формируется. Это обоюдный процесс.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из
центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена
самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения,
формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения
знаний, развития активности.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Я кратко остановлюсь на некоторых формах, методах, приемах
формирования учебной мотивации в процессе организации учебной
деятельности.
Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности
процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + ощущение
успешности (компетентности).
КИТ 1
Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли,
узнали, придумали сами».
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение
себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь
зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала,
коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей.
Здесь можно использовать следующие приемы.
Техника «Проблемные вопросы».
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при
опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого
напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы,
которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения
разнородной информации и соответственно более глубокого понимания
материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы это навык,
которому можно и нужно научиться.
Что случится, если...? Приведите пример... В чем сильные и слабые
стороны...? На что похоже...? Что мы уже знаем о...? Каким образом...
можно использовать для...? Чем похожи ... и...? Каким образом ... влияет
на...? Какой ... является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к
ребенку приходит понимание истинного назначения учения научиться
думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных
ситуациях.Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем...»
Например: «В следующую субботу мы пойдем в поход. И вдруг ктото
потеряется. Как он может сориентироваться на местности без
компаса?»
Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший
вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует
хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.
Техника «Знаю не знаю хочу узнать».
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации
является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не
знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он
движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При
объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую
таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
+
–
?
Я это знал(а)
Это для меня
абсолютно новое
Это противоречит
тому, что я знал(а)
Я хочу об этом
Узнать побольше
Данная таблица хороша для более сильных учеников. А для учеников со
слабыми способностями можно предложить:
Я это знал(а)
Я могу узнать
Я узнал
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного
поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить
вопросы к тексту и естественнонаучному, и историческому, и
художественному. Сначала пусть это будут простые вопросы,
структурирующие текст, а затем уже проблемные и хорошо продуманные.
Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и
ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать,
всевозможные ПОЧЕМУ.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание
нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и
отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие
приёмы.
«Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой
темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам
необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту
тему?
Приём «Верно – неверно»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой
теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение
правильным, и знак «» там, где, по их мнению, оно неверно.
«Фантазёр»
На доске записана тема урока.
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в
жизни.
…………………
Вот видите, как важно…
Приём «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
О чём может пойти речь на уроке?
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите
словосочетание: «»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким
образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях.
Правила написания:
1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или
причастия)3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или
деепричастия)
4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая
отношение к теме
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Для чего используется:
• Обогащает словарный запас.
• Подготавливает к краткому пересказу.
• Учит формулировать идею (ключевую фразу).
• Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
• Получается у всех.
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки,
у нас есть выбор!»)
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель,
стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо
понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам
следует, вы обязаны...» и больше «Вы можете, у вас есть такието
варианты, да, вы это верно подметили», – тем больше будет интерес детей
к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То
есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и
самостоятельности тем лучше.
Можно
совместно спланировать урок. При проведении
самостоятельной работы, можно дать много задач, примеров, чтобы
ученики сами выбирали для решения любые из них. (дифференциация)
Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома,
(выбор домашнего задания).
Для повышения мотивации учения целесообразно использование так
называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров),
заключаемых между учителем и учащимися.
В таком добровольном контракте соглашении (после совместного
обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её
качества и оценок. Контракты, с одной стороны стимулируют и организуют
самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они
создают в процессе обучения психологическою атмосферу уверенности и
безопасности, свободы и ответственности.
Например. «Линия времени».
Учитель чертит на доске линию ,на которой обозначает этапы изучения темы,
формы контроля: проговаривает о самых важных периодах, требующих от
ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки на которых можно
«передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именноможет являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь
для успешного усвоения каждой последующей темы.
КИТ 3
Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я
умею!»
Третий важный источник желания учиться – ощущение себя
компетентным. Ребенок хочет чтото делать, если верит, что он может это
делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может
учиться.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников
ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у
школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это
можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его
жизненный опыт.
Что вы уже знаете об этой теме?
Подберите слова об этом или на эту тему….
Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде
прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов,
наталкивающих самого ученика на правильное решение.
Выполнение совместного проекта на уроке, совместное написание
фантастического рассказа, сказки и т.п.
Значительную роль в становлении мотивации учения на уроке играют
различные формы коллективной деятельности учащихся. Использование
групповых форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих»,
пассивных учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые
коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою
часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их
мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением
учителя.
Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении
с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у
товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам
начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может
представлять значимость сама по себе. А это способствует включению
ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его
потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению
мотивации учения.Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности
имеет оценка.
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на
уроках
можно использовать следующий педагогический приём. В начале
учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей
тетради два конверта.
Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок».
Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы
на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои
успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной
стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это
непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу
успехов».
Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.
Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются.
Оценка – не отметка
Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика.
Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ.
Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру,
самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта
и других форм контроля сильное мотивирующее средство. Для этого
надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях
оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что
нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
«Защитный лист»
Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик
без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным,
что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может
держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить
ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда
набирается материал для индивидуальной беседы с подростком,
родителями, коллегами.
«Кредит доверия»
В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс
для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших
затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при
планомерном творческом росте.Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а
все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по
себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех
учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого
может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются
достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у
школьника.