Материальная культура кочевников.

  • Игры
  • doc
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить с материальной культурой ногайцев. Задачи: -воспитательная: формировать чувство толерантности и сопричастности с другими народами. -развивающая: навыки работы с учебником, составление конспекта и схем. - образовательная: познакомить с жилищем, одежной и кухней ногайцев, и понять, что на складывание материальной культуры ногайцев влиял их кочевой образ жизни. Оборудование: учебник, доска, схемы, компьютер, проектор, экран. Новые термины: арба, байгуш. Форма урока: урок – путешествие. : Но ваши знания нужно расширить: юрта была двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали жен¬щины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепи-лась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки. Подобное жилище было хорошо для лета, но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в ки¬битку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись те¬лята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставля¬лись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего).
Иконка файла материала Материальная культура кочевников (1).doc
Материальная культура кочевников. Цель: познакомить с материальной культурой ногайцев. Задачи: ­воспитательная: формировать чувство толерантности и сопричастности с другими  народами. ­развивающая: навыки работы с учебником, составление конспекта и схем. ­ образовательная: познакомить с жилищем, одежной и кухней ногайцев, и понять, что на  складывание материальной культуры ногайцев влиял их  кочевой образ жизни. Оборудование: учебник, доска, схемы, компьютер, проектор, экран. Новые термины: арба, байгуш.  Форма  урока: урок  – путешествие. Ход урока. Мы с вами отправимся в гости к нашим соседям: ногайцам, но в прошлое время. И  познакомимся с их материальной культурой, а так же поймём, что повлияло на её  формирование. 1.       Жилище.  Вопросы учащимся: нам с вами уже известны некоторые особенности жилища ногайцев. ­ Что служило жилищем ногайцев? ( юрты) ­ Где располагался очаг? (В центре юрты находился очаг) ­ Какая функция у очага? (обогрев и приготовление пищи)  ­ Чем устилали пол и стены? (коврами богачи, а бедняки войлоком и циновками) Учитель: Но ваши знания нужно расширить: юрта была  двух типов: разборная и неразборная.  Юрту обычно устанавливали женщины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная  крепилась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены  семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы  быта, а также куры и собаки. Подобное жилище было хорошо для лета, но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной  степной вьюги. В это время в кибитку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись  телята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставлялись на произвол судьбы.  Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего). Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи.  Задание учащимся: итак с юртой мы познакомились, а теперь распределите нам места как  гостям. Прочитайте  учебник с. 46 п.1 Заполнить схему.  (Места в юрте распределялись с  учётом пола и возраста. На самой почётной ­ северной ­ стороне сидел глава семьи. Место  женщин ­ всегда с восточной стороны. Место мужчин ­ с западной. Мужчины, входя в дом,  не могли повесить спой колчан на женской стороне. Хозяйка, или старшая жена, должна  была сидеть в правой части кибитки, то есть слева от мужа.)  Учитель: переход к оседлости привёл к строительству постоянных жилых домов. Первые  сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Жилища причерноморских ногайцев  были сделаны из тонких стволов деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты камышом. Вместо  стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Преобладали дома с двумя  комнатами и одной прихожей. Большие семьи имели 3­4­комнатные дома. В прихожей обычно  хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста. 2.       Одежда.  С жилищем познакомились, теперь одежда. Национальный ногайский костюм, как и костюм любого народа, складывался в течение многих  веков. Он был xopoшo приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни.Задание:  мальчики читают с. 46­47 и описывают мужской костюм, а девочки читают с.  47­48 и описывают женский. Примерный ответ: одежда бедняка шилась из простого материала, без особой отделки. Верх­ нюю одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плечами. Она защищала  от дождя и снега, холода и жары. Зимой поверх лёгкой одежды надевали шубы. Шили их из  волчьих, лисьих, беличьих, овечьих шкур, из каракуля. Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень. Он был узким, с  металлической пряжкой и ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом  металлическими пластинками. На попсе висел нож или кинжал в красных или чёрных  сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком. Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы  всех возрастов носили шапки из овчины. Летом ­ также войлочную шляпу с круглой тульей и  широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову,  носили бороды. Мужскую одежду дополняли воинские доспехи и оружие. Кочевник был вооружён луком со  стрелами, топором и копьём. Богатые; имели мечи. Первые ружья у ногайцев появились в  середине XVII века. Женский костюм  долгое время был близок к мужскому; затем стали появляться различия в крое,   материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё   ­  кафтан.   Ниже   бёдер   иолы   кафтана   расходились.   Воротник   был   стоячий.   Застёгивался кафтан при помощи   петель. У богатых   кафтаны украшались золотой вышивкой   и галуном. Другой  верхней  одеждой было распашное  платье, длинное, с облегающим лифом.  На рукава (длинные,   откидные)   праздничных  платьев   пришивали   подвески.   Обязательным   элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых ­ расшитый серебром) пояс. Головные уборы отличались   разнообразием.   Однако   поверх   шапки   женщины   носили   кисейные   покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чалму ­ длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы. Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко. 3. Кухня.  Употребляли   ногайцы   мясо   ­   молочные   блюда,     мясо   (говядину,   баранину,   конину)   варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лапшой), кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы, пельмени, варили уху. Популярны были каши, различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек). Из напитков употреблялись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др.  ЗАДАНИЕ: Составить меню гостям и зачитать. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Молодцы, а теперь ответьте на вопросы. ­жилище ногайцев? (юрта) ­ как располагались места в юрте? (М – на Севере глава, все остальные на западе, Ж на Востоке.  от мужа справа) ­ когда появились дома у ногайцев? ( в 16 веке) ­важный атрибут М одежды? ( пояс и оружие) ­в чём схожесть М и Ж костюма? ( имеется кафтан и брюки) ­ чем одежда богатого ногайца отличалась от одежды бедного? ( шилась из простого материала  без отделки) ­ популярные в нашем обществе блюда? ( шашлык, пельмени, айран). НА ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. ВЫВОД УРОКА: как мы видим с вами, кочевой образ жизни наложил отпечаток на  материальной культуре ногайцев: это и особое жилище и форма одежды и даже пища. НОименно всё это и является отличительной и особенной частью культуры ногайцев от  других народов С.Кавказа. Подведение итогов команд. Д/З§8, составить рассказ «Я в гостях в ногайской семье».