Для классного часа «Добро, доброта».
Добро, доброта. Это хорошо известные слова. Человечество многие тысячелетия спорит о том: «Что такое добро? Что такое зло? Нужна ли доброта, а может, нет? А всегда ли доброта полезна, а когда наносит вред…. Многие говорят, что сейчас зло взяло верх над добром, что добрых людей почти не осталось и каждый живёт сам за себя, и нет дела до других. Споры идут, а люди отмечают, что добра в жизни не хватает. Попытаемся разобраться, так ли это?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфуций сказал:
«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».
Пословицы о добре и доброте
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Не ищи красоты – ищи доброты.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а добром.
Делай добро и жди добра.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Никакое худо до добра не доводит.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброго чти, а злого не жалей.
1. Что же такое добро?
2. «Добрый человек» - а какой он? Опишите его.
3. А окружают ли вас добрые люди? В семье, в классе? Подумайте, вспомните и запишите их имена на «Листьях».
4. «Доброе дело» - как вы понимаете это понятие? Что значит сделать «доброе дело»? Делали ли вы «добрые дела»? (запишите «добрые дела», которые делали, на «Цветах» затем озвучивают вслух.)
5. (Оформляется «Дерево добрых людей и добрых дел»).
6. Говоря о добре, мы употребляем и противоположное ему понятие «зло». Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? (Дети обсуждают в группах, затем озвучивают своё мнение).
Две притчи:
1. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
2. Слух о мудрости
одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из
дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его
славе. Он поймал бабочку, поместил ее межсомкнутых ладоней и отправился так к
философу.
–
Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, – решил он, – живая или мертвая?
Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет –
живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И
все действительно поняли.
–
Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник,
добравшись до философа.
Все в твоих руках, – ответил ему философ.
Как вы понимаете смысл этих притч?
Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней. Фаррух, 10 век.
Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…»
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно и добрым, и вежливым быть.
Правил, законов дружбы и доброты.
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками других.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось, чтобы относились к тебе.
10. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
11. Будь внимателен к людям, помогай им.
12. Делай добрые дела.
13. Не отвечай злом на зло.
Стадия рефлексии: У вас на столах лежат листы . Возьмите лист, запишите в центре свою фамилию и имя и передайте её соседу справа. На полученном от соседа листе напишите добрые пожелания (отметьте добрые качества её обладателя) и т.д., пока ваш лист к вам не вернётся. Пусть этот лист станет вам памяткой, символом доброты, и если наступит «тяжёлый момент» в вашей жизни, вспомни о листе.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно и добрым, и вежливым быть.
ПРИТЧА.
Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее межсомкнутых ладоней и отправился так к философу.
– Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, – решил он, – живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее…
И все действительно
поняли.
–
Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник,
добравшись до философа.
Все в твоих руках, – ответил ему философ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.