Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Оценка 4.9

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
12.08.2023
Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку
варианты фипи.docx

Открытый банк ФИПИ, вариант 1112

1.  Изложение

2.  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст. 

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы. 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 

1)  Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2)  Предложение 2 простое.

3)  Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4)  Первая часть предложения 4  — односоставное неопределённо-личное предложение.

5)  Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

3.  Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие

В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н. И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.

4.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «отцовский стол», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1)  ПРЕУСПЕВАТЬ  — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.

2)  РАСТАЯТЬ  — в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.

3)  БЛИЗКИЙ  — в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.

4)  БЕЗВРЕДНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.

5)  ЛЫЖНИЦЫ  — в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.

6.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Пётр Петрович поделился с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.

2)  В разговоре с учениками Пётр Петрович обращал внимание ребят на художественные открытия великих мастеров.

3)  Знатные люди Амстердама были в восторге от того, как их изобразил на своей картине Рембрандт.

4)  Герой-рассказчик и Алька после рассказа учителя с лёгкостью замечали, как на картинах движутся люди, свистят мантии, поют линии.

5)  Настоящее искусство не подавляет человека, а даёт вдохновение и силы творить.

 

—  (1)Я вам сейчас покажу великих мастеров,  — сказал Пётр Петрович.

(2)Он взял с полки альбом.

—  (3)Попал я с фронта в Ленинград. (4)Нева во льду. (5)Метель метёт. (6)Блокада. (7)Иду я по Неве к Академии художеств. (8)Захожу в вестибюль. (9)Печурка. (10)Сидят люди, греются. (11)Худые, бледные лица. (12)Я говорю:

—  Хочется мне повидать своего учителя Осьмёркина. (13)Я у него до войны учился.

—  (14)Повидать его можно. (15)Только он недавно в Эрмитаж ушёл.

—  (15)Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж! (16)Кругом голод и холод.

(17)Мне спокойно отвечают:

—  (18)Он очень любит великих мастеров смотреть. (19)Вы его ещё дого́ните. (20)Он медленно ходит.

(21)Догоняю его. (22)Еле-еле с палочкой идёт мой учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг метёт что есть силы. (24)И шарф его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит: «Петечка, ты? (26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров пойдём смотреть…»

(28)Пётр Петрович ходил из угла в угол.

(29)Мы рассматривали альбом с великими мастерами.

(30)Пётр Петрович говорил:

—  Рембрандт! (31)Запомните это имя! (32)Эти руки старухи, целая жизнь человека в этих руках! (33)Такие руки мог написать только Рембрандт! (34)Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас… (35)Рембрандт стар. (36)Но он помнит те времена: толпится знать Амстердама в его мастерской, гогочут и возмущаются: не нравится им, как Рембрандт их изобразил! (37)Художник видел их такими, какие они на самом деле. (38)Скандал! (39)Тычут в картину палками… (40)Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик Рембрандт улыбается.

(42)Делакруа́! (43)Чистый цвет! (44)Романтика!.. (45)«Охота на льва», «Дерущиеся лошади», «Марокканская фантазия»  — несутся всадники на фоне гор… (46)Лодка в бушующем море… (47)У этого человека было солнце в голове и буря в сердце! (48)Запомните это имя!

(49)Рафаэль! (50)Гениально: линии поют… (51)Благородство, человечность, красота… (52)Кстати, сравните «Мадонну Сикстинскую» вот с этой, другого художника… (53)Всё не то! (54)Не то! (55)В том-то всё и дело… (56)Хотя и тут всё правильно нарисовано… (57)Такие сравнения полезны, они вносят ясность. (58)Ведь всё относительно, но Рафаэль  — вершина, а к вершине нужно стремиться!

(59)Запомните это имя! (60)Тинторе́тто! (61)Удивительно! (62)Потрясающе! (63)Когда Суриков был в Венеции, он там увидел холсты Тинторетто. «(64)Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков. (65)Высочайшее мастерство… (66)Всё в холсте словно движется… (67)Всё как будто просто… (68)Кажется, вот возьмёшь кисть  — и сам напишешь точно так же, до того всё кажется просто! (69)Написано сердцем, вот в чём дело! (70)И начинаешь верить, глядя на Тинторетто, что когда-нибудь сам возьмёшь и напишешь вот так, как захочешь… (71)Гений не подавляет. (72)Он вливает в тебя бодрость духа, это удивительно!

(73)Рублёв! (74)Запомните это имя!!!

(75)Пётр Петрович говорил откуда-то из угла комнаты, будто он говорил сам себе. (76)Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. (77)Картины были замечательные, это верно. (78)Но я не видел, чтобы пели линии. (79)Не видел, чтобы в холсте у Тинторетто что-нибудь двигалось. (80)Не мог я понять, почему один Рембрандт мог написать такие руки! (81)Алька тоже не видел этого. (82)Хотя он повторял: «Да, да!»  — словно он понимал всё. (83)А между тем, думал я, наверное, всё это есть там, в этих картинах. (84)И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… (85)Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. (86)А я не вижу…

—  …(87)При жизни он не был известным, вот что любопытно. (88)Древнерусские мастера даже фамилий не подписали на своих работах. (89)Какое имеет значение в конце концов, кем эта работа сделана? (90)Важно, что она сделана!

(91)Когда мы с Алькой уходили, я вдруг вспомнил, что хотел спросить, что это за малые голландцы, которые оттачивали селёдочные головы… (92)Хотел спросить и не спросил.    (По В. В. Голявкину) * 

*Голявкин Виктор Владимирович (1929–2001) – русский советский писатель, художник, иллюстратор.

7.  Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…

2)  «Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков.

3)  Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…

4)  Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.

5)  Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.

8.  Лексический анализ.

В предложениях 18‒27 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9.  Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3. 

9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Умолчание  —это намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и полагающий, что читатель или слушатель догадается, что именно осталось невысказанным».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. А я не вижу».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 9.3  Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться понимать настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Открытый банк ФИПИ, вариант 1111

1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. 

2.  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст. 

(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  были пальцы (предложение 1)

2)  природа предоставила (предложение 2)

3)  помощи хватало (предложение 3)

4)  ведёт начало (предложение 4)

5)  начать и закончить (предложение 5)

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

4.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  РАЗРЕЖЬТЕ (торт)  — в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.

2)  БЕСЦЕЛЬНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

3)  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

4)  НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки)  — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5)  ИСПУГАННАЯ (птица)  — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

6.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Герой-рассказчик много раз проходил мимо Дворца пионеров, не решаясь подняться по лестнице в художественную студию.

2)  Ребята из художественной студии восхищались талантом к рисованию героя-рассказчика.

3)  Ребятам из художественной студии не понравился портрет Рембрандта, который нарисовал герой-рассказчик.

4)  Витин рисунок «Летучий голландец» был отправлен на выставку в Англию.

5)  Мария Николаевна убеждала героя-рассказчика развивать свои способности и пригласила подняться вместе с ней в художественную студию.

 

(1)Сколько раз я проходил мимо!

(2)Дворец пионеров. (3)Колонны. (4)Скульптуры у входа. (5)Мраморная лестница…

(6)Там, на четвёртом этаже, в окнах видны мольберты. (7)Громадная гипсовая голова смотрит на меня из окна…

(8)Сколько раз я проходил мимо! (9)Сколько раз мне хотелось подняться! (10)Один раз я уже вошёл в вестибюль. (11)Стоял и смотрел на лестницу. (12)Лестница блестела, а посередине был ковёр. (13)Мне хотелось подняться. (14)Туда. (15)На четвёртый этаж. (16)Где в окне видны мольберты, где эта громадная гипсовая голова…

(17)Я стоял раскрыв рот и смотрел на лестницу. (18)Я не решался подняться.

(19)Ребята поднимались и спускались по этой лестнице. (20)Они так просто ходили по ней! (21)Смеялись во весь голос и разговаривали. (22)А некоторые бежали. (23)А некоторые прыгали через две ступеньки…

(24)Нет, я не мог подняться!

(25)Я представил себе: поднимаюсь… туда… на четвёртый этаж… где мольберты… «(26)Ах, это вы!  — скажут мне.  — (27)Мы ждём вас! (28)Это вы нарисовали Рембрандта на стене? (29)Вы знаете, это замечательно! (30)Мы будем счастливы, если вы… со своей стороны… соблаговолите… заниматься, так сказать, в нашей студии. (31)Таких талантов нам как раз и не хватает». (32)А я скажу: «Пожалуйста, я могу заниматься, мне ничего не стоит… (33)Я для этого в общем-то и пришёл, собственно говоря… (34)Увидел в окне мольберты и зашёл; дай, думаю, посмотрю, что там делается…» (35)А что, если мне скажут: «Ой, Господи! (36)Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок? (37)И он ещё пришёл сюда! (38)Уходите скорее и не мешайте нам работать». (39)Тогда что я скажу? (40)Вот в том-то и дело! (41)Лучше туда не идти. (42)Кто их знает?

(43)А если я сам пойду? (44)Поднимусь на четвёртый этаж. (45)Разве я плохого Рембрандта нарисовал? (46)А «Летучий голландец»? (47)Тогда почему мой рисунок в Англию послали? (48)А если мне только кажется, что у меня «Летучий голландец» получился? (49)И кажется, будто Рембрандт получился? (50)А в Англию, может быть, мой рисунок послали, потому что у них других рисунков не было?

(51)Уходит опять эта лестница.

(52)Нет, я не был уверен. (53)Я просто не был уверен. (54)А все те, кто бежал по лестнице, и все, кто сидит сейчас в студии и рисует, они все, наверное, уверены, раз сидят там сейчас и рисуют. (55)А я иду мимо.

(56)Вчера и сейчас, каждый день иду мимо.

(57)Но в то же время разве стал бы я рисовать такого громадного Рембрандта во всю стену, до потолка, если я не уверен? (58)Нет, я был уверен. (59)Я был во всём уверен…

(60)Это всё приходило мне в голову. (61)И уходило. (62)Как эта самая лестница.

(63)И вот я иду опять мимо. (64)А навстречу мне идёт Мария Николаевна.

—  (65)Здравствуйте, Мария Николаевна,  — говорю я.

—  (66)Здравствуй. (67)Как поживаешь, Витя?  — говорит Мария Николаевна, как будто мы с ней сто лет не видались.  — (68)Рисуешь всё, рисуешь… (69)У тебя есть способности, а когда человек со способностями, ведь это счастье…

(70)Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности. (71)Вот сейчас мне про искусство говорит, а завтра двойку поставит.

(72)А она говорит:

—  Нужно непременно развивать свои способности. (73)Учиться нужно. (74)А как же? (75)Путь к мастерству долог… (76)Пойдём, Витя, со мной вот сюда, в этот дом, я тебя познакомлю… (77)Он таких вот ребят учит в студии… (78)Может быть, и тебе полезно будет…

(79)Мы вошли в это парадное. (80)И стали подниматься по лестнице. (81)Марии Николаевне трудно было подниматься. (82)Она ведь старенькая. (83)И мы поднимались медленно.    (По В. В. Голявкину) * 

*Голявкин Виктор Владимирович (1929–2001) – русский советский писатель, художник, иллюстратор.

7.  Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Лестница блестела, а посередине был ковёр.

2)  Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?

3)  Это всё приходило мне в голову.

4)  Смеялись во весь голос и разговаривали.

5)  Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.

8.  Лексический анализ.

В предложениях 1−10 найдите слово с лексическим значением «подставка, на которой художник укрепляет холст, доску, картон». Выпишите это слово.

9.  Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 69 текста: «У тебя есть способности, а когда человек со способностями, ведь это счастье».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

9.3  Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как неуверенность в себе влияет на жизнь человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Открытый банк ФИПИ, вариант 1110

1.  Изложение

 2.  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н. И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам  — в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году, в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры. 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  В предложении 1 грамматическая основа  — имеет значение.

2)  Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.

3)  Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

4)  Вторая часть предложения 4  — неполное предложение.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

4.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «танцевальный кружок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПРИОТКРЫТЬ (окно)  — написание приставки определяется её значением  — неполнота действия.

2)  СКОВАНА (льдом)  — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3)  ПЕЧЬ (пирог)  — буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

4)  СФОТОГРАФИРОВАТЬ   — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5)  СЖИГАТЬ  — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

6.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Главного героя называли тюфяком, потому что он был полным, медлительным, неловким.

2)  Звучное имя Вася очень подходит рыцарю.

3)  Димка Ковалёв кричал, размахивал руками, давал советы однокласснику по спасению мальчика, чтобы заглушить свой страх.

4)  Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд.

5)  Тюфяк из скромности никому не сказал правды.

(1)Приятели называли его тюфяком. (2)За его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (4)Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. (5)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (6)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. (7)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. (8)Он был безымянным рыцарем. (9)Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена  — Ричард, или Родриго, или Айвенго. (10)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

(11)Трудно провести границу между осенью и зимой. (12)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (13)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (14)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

(15)И вот на льду появляются первые смельчаки. (16)Лёд прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. (17)А счастливая звезда иногда подводит.

(18)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (19)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

(20)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

—  Тонет! (21)Тонет!

—  (22)Кто тонет?  — не спеша спросил тюфяк.

—  (23)Не видишь, что ли?  — огрызнулся Димка.  — (24)Пацан тонет. (25)Под лёд провалился. (26)Что стоишь?

(27)Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» (28)Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

(29)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

(30)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. (31)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (32)Вероятно, у берега он был крепче.

(33)Димка Ковалёв оживился. (34)Он снова стал махать руками и кричать:

—  Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не топай ножищами, а то сам…

(37)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

(38)А тюфяк шагал по льду. (39)Он не слышал криков. (40)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить ни слова.

(41)Около полыньи на льду образовалась лужа. (42)Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. (43)Ботинок сразу зачерпнул воду. (44)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

(45)Но это не остановило его. (46)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

(47)Теперь Ковалёв уже не кричал и не размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. (48)Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.

(49)Наконец первоклассник очутился на льду. (50)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (51)Зубы его стучали, а по лицу текли слёзы.

(52)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.

—  (53)Ты ноги промочил,  — сказал он товарищу,  — беги домой, а пацана я сам доведу.

(54)Тюфяк посмотрел на спасённого им паренька, перевёл взгляд на мокрые ботинки и сказал:

—  Валяй!

(55)Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

(56)На другой день в актовом зале состоялась общая линейка. (57)Тюфяк протиснулся между ребятами и встал в заднем ряду.

(58)В это время заговорил директор школы. (59)Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

(60)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (61)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт  — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. (62)Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно. (63)В конце концов он и сам поверил, что Димка  — герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. (64)И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

(65)Линейка кончилась. (66)Ребятам велели расходиться по классам.

(67)А когда начался урок, тюфяк взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке стал рисовать рыцаря…   (По Ю. Я. Яковлеву) *

 *Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1995)  — русский советский писатель, сценарист, автор книг для подростков и юношества.

7.  Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

2)  Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

3)  Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

4)  Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

5)  На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.

8.  Лексический анализ.

В предложениях 1‒4 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9.  Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3. 

9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 5 текста: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

9.3  Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Открытый банк ФИПИ, вариант 1107

1.  Изложение 

2.  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст. 

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны. 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  В предложении 1 простое глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

3)  В третьей части предложении 3 грамматическая основа  — передаётся звук от удара.

4)  Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

5)  Предложение 5 бессоюзное сложное.

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л. Н. Толстой.

4.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  БЕЗЗАКОННЫЙ  — сочетание букв -зз- пишется на стыке приставки и корня.

2)  НЕСКОЛЬКО  — в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.

3)  НЕПРАВДА  — имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4)  ПОЛ-ОСТРОВА  — слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.

5)  БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ  — сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.

6.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Рассказчик услышал историю, произошедшую в голландском рыбачьем посёлке, от Леонтия Назаровича.

2)  Леонтий Назарович сажал в своём родном городке деревья, кусты, цветы, потому что был уверен в благотворном влиянии растений на человека.

3)  Лакеи выгружали из машины вазоны с гиацинтами фантастических расцветок.

4)  Шофёр поднял упавший на землю из вазона золотой гиацинт и вернул цветок лакею.

5)  Леонтий Назарович задумал написать сказку о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

 

(1)Леонтий Назарович всю жизнь был обуреваем великой мечтой превратить родной городок в сплошной сад и цветник. (2)Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания. (3)На деле всё это оказывалось не совсем так, но Леонтий Назарович не смущался, и благородный его пыл от этого не ослабевал. (4)С весны до поздней промозглой осени он возился в скверах и на прибрежном бульваре, а зимой писал историю своего городка.

(5)Мне было интересно беседовать с Леонтием Назаровичем. (6)Особенно увлекательной была его теория об исключительно благотворном влиянии растительности на человеческую психику.

—  (7)Был ли у вас,  — спросил меня однажды Леонтий Назарович,  — какой-нибудь интересный случай, касающийся цветов и растительности? (8)Очень я люблю такие истории.

(9)Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке. (10)Мы приехали туда в сумерки. (11)Северное море шумело у широкой дамбы. (12)Тусклый туман расползался над водой. (13)Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. (14)В тесной гавани на рыболовных ботах были развёрнуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочонки из-под рыбы, и женщины и дети, одетые во всё чёрное, стучали по булыжной набережной деревянными туфлями  — сабо́.

(15)Быстро темнело. (16)На дамбе зажёгся старый маяк и начал равномерно швырять по горизонту вертящийся луч своего огня. (17)Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами. (18)Сюда приезжали кутить из Гааги, Амстердама и даже из Брюсселя. (19)Мы подошли к ресторану. (20)Около него стояла огромная грузовая машина, окружённая толпой детей. (21)Лакеи во фраках выгружали из машины вазоны с гиацинтами.

(22)Свет маяка проносился над цветами, и они казались совершенно фантастическими по своей окраске. (23)Там были гиацинты точно из воска и старого золота, из бирюзы и снега, из красного шёлка и чёрного бархата.

(24)Дети смотрели на цветы как зачарованные. (25)Высокий шофёр стоял, прислонившись к капоту машины, и будто нечаянно толкнул одного из лакеев. (26)Лакей уронил вазон. (27)Шофёр поднял золотой гиацинт с комом земли, отряхнул землю и протянул цветок худенькой девочке с длинной светлой косой, особенно заметной на её чёрном платье.

(28)Девочка присела, схватила цветок и побежала с ним к посёлку. (29)За ней бросились, смеясь и перекликаясь, все дети.

(30)Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

(31)Лакей в упор посмотрел на шофёра. (32)Шофёр усмехнулся и пожал плечами. (33)Потом они засмеялись, дружелюбно похлопали друг друга по плечу и разошлись.

(34)А в ресторане за матовой стеклянной стеной пел джаз и пахло гиацинтами и травянистой весной.

—  (35)Да,  — сказал Леонтий Назарович, выслушав этот рассказ,  — у нас в жизни человеческой многое ещё не обдумано.

—  (36)Что, например?  — спросил я.

—  (37)Да я всё об этих цветах,  — ответил задумчиво он.  —  (38)Жизнь человеческая должна быть украшена. (39)Обязательно. (40)Цветы и всё прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. (41)От этого человек становится великодушнее.

 (По К.Г. Паустовскому) * 

Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968)  — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

7.  Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания.

2)  Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке.

3)  Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами.

4)  Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

5)  Шофёр усмехнулся и пожал плечами.

8.  Лексический анализ.

В предложениях 1‒4 найдите слово с лексическим значением «сырой, холодный». Выпишите это слово.

 

9.  Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3. 

9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Жизнь человеческая должна быть украшена. Обязательно. Цветы и всё прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. От этого человек становится великодушнее».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 9.3  Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль играет красота в жизни людей?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Открытый банк ФИПИ, вариант 1105

1.  Изложение 

2.  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст. 

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.

2)  Во второй части предложения 2 грамматическая основа  — способствует.

3)  Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

4)  Предложение 4 сложносочинённое.

5)  Предложение 5 односоставное безличное.

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей деревянного зодчества в Суздале (1) это комплекс (2) под открытым небом (3) где собраны уникальные постройки XVII—XIX веков (4) и до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времён. Здесь (5) можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина (6) стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях (7) возведённых (8) кстати (9) без единого гвоздя.

4.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПАЛЬТО  — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2)  ЦИТРУСОВЫЕ  — буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

3)  ПРИВЛЕЧЬ  — на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.

4)  БЕЗЗАБОТНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

5)  (задание по) ИСТОРИИ  — в окончании формы предложного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква И.

6.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Зима в Мещёрской стороне гораздо короче лета.

2)  Внук лесника Ваня выкопал берёзку, принёс её в дом, вместе с ребятами посадил в кадку, чтобы зелёные листья деревца зимой напоминали о лете.

3)  Ребята были расстроены, что листья на берёзке, которая росла в кадке в тёплой комнате, осыпались.

4)  Лесничий объяснил ребятам, почему деревья сбрасывают листву на зиму.

5)  Пересаженная ребятами берёзка засохла и погибла.

 

(1)Каждый раз, когда приближалась осень, среди нашего окружения начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (2)Зима у нас, в Мещёрской стороне, длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

(3)Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, любопытный мальчик лет пятнадцати. (4)Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера. (5)Он часто приносил какие-либо дары леса: то кошёлку белых грибов, то решето поздней осенней брусники, а то прибегал просто так  — погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света». (6)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (7)Корни он обложил сырым мхом и обернул плотной тканью.

—  (8)Зачем ты её выкопал, чудак?  — спросил Рувим.

—  (9)Вы же часто говорили, что вам жалко лета,  — пробурчал Ваня.  —  (10)Вот я и выкопал вам берёзу, чтобы на всю студёную зиму вам летняя память была. (11)Оно, конечно же, весело поглядеть на зелёный лист, когда на дворе снег валит как из мешка.

(12)Мы принесли из сарая деревянную кадку, насыпали её доверху отборной землёй и пересадили в неё маленькую берёзу. (13)И вот когда в саду всё же поселилась осень, листья нашей берёзы по-прежнему оставались зелёными и живыми. (14)Она, казалось, всё молодела. (15)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.

(16)Как-то ночью пришёл первый заморозок. (17)Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпа́лись с них частым и печальным дождём. (18)В натопленной комнате в доме же было тепло, сонно. (19)А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

(20)Комнатная теплота не спасла берёзу! (21)Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

(22)Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. (23)Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. (24)Но наша последняя надежда, последняя память о лете исчезла вместе с первым зимним днём.

—  (25)Это закон,  — сказал нам лесничий.  —  (26)Закон природы. (27)Деревьям необходимо сбрасывать на зиму листья. (28)Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей: от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей. (29)И наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево погибло бы от зимней засухи, от жажды.

(30)Тогда мы высадили нашу берёзу в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц любимого всеми журнала «Вокруг света».

(31)Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете, наша попытка победить законы природы…

 

(По К. Г. Паустовскому) *

 

*Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968)  — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

7.  Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.

2)  А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

3)  Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.

4)  Комнатная теплота не спасла берёзу!

5)  — Это закон,  — сказал нам лесничий.  — Закон природы.

 

8.  Лексический анализ.

В предложениях 6‒11 найдите слово с лексическим значением «очень холодный». Выпишите это слово.

 

9.  Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное  — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, настроении».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете, наша попытка победить законы природы…»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3  Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно быть любознательным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

Открытый банк ФИПИ, вариант 1104

1.  Изложение

2.  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст. 

(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.

3)  Предложение 3 сложносочинённое.

4)  Предложение 4 односоставное безличное.

5)  Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Единственный музей в России, где по древним чертежам воссоздают копии старинных русских судов и совершают на них дальние морские путешествия, моделируя по примеру Тура Хейердала старинные маршруты, называется (1) Полярный Одиссей (2) и находится в (3) Петрозаводске (4). Об этом уникальном месте говорят: (5) Это музей без границ (6). Главные экспонаты музея  — это действующие копии исторических деревянных парусных кораблей, которые представляют на различных морских фестивалях (7) Россию (8).

4.  Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ОТЦЕПИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

2)  НИ ЗА ЧТО  — в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.

3)  БОРЮЩИЙСЯ  — в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

4)  (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

5)  (идти) ПО АЛЛЕЕ – в имени существительном 2-го склонения в форме предложного падежа единственного числа пишется окончание -Е.

6.  Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Книга «Три мушкетёра» была в старой, разорванной обложке, потому что её очень часто читали.

2)  Дедушка вложил в томик «Три мушкетёра» поздравительную открытку в конверте, на котором было выведено: Ю р и к у.

3)  В прошлом дедушка и внук вместе расклеивали марки в альбоме, говорили о кораблях и созвездиях, смотрели на поезда.

4)  Прочитав письмо, Журка почувствовал, как сильно его любил дедушка.

5)  Дедушка подарил Журке воздушного змея.

 

(1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра»  — старые друзья, которым Журка обрадовался, он начал перелистывать страницы, разглядывая картинки…

(3)И вдруг увидел между страницами узкий белый конверт. (4)Видимо, дедушка решил, что, если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (5)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у.

(6)Журка сперва сам не знал, чего испугался, хотя нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (7)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (8)Развернул большой тонкий лист…

(9)Дед писал чёткими, почти печатными буквами:

«(10)Журавлик! (11)Книги на этих полках  — тебе. (12)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (13)Я их очень любил. (14)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (15)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику, помнишь?

(16)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (17)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (18)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (19)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (20)Про то, как он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним. (21)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева…

(22)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (23)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (24)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.

(25)И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. (26)Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.

(27)Журка, вспоминай меня, ладно? (28)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда. (29)И учись летать высоко и смело! (30)Ты сумеешь. (31)Если тяжело будет  — выдержишь, если больно  — вытерпишь, если страшно  — преодолеешь. (32)Самое трудное знаешь что? (33)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (34)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы. (35)Может случиться, что правы. (36)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (37)Не оправдывай себя чужими правильными словами.

(38)Прости меня, я, наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница. (40)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (41)Никогда не писал длинных писем. (42)Никому. (43)А теперь не хочется заканчивать. (44)Будто рвётся нить…

(45)Видишь, какое длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг, твой дед Юрий Савельев».

(46)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (48)И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал. (49)И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночества…

 

(По В.П. Крапивину) *

 

Крапивин Владислав Петрович (1938‒2020)  — советский и российский детский писатель.

7.  Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.

2)  Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.

3)  И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.

4)  Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.

5)  Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.

 

8.  Лексический анализ.

В предложениях 3−8 найдите разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

 

9.  9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие  — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и

не знал. И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночества…»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3  Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

1112 Тестовая часть


п/п

Номер в
каталоге

Ваш
ответ

Правильный
ответ

2

30231

123

3

30485

15

4

27998

столотца

5

30487

35

6

36166

125

7

36178

24

8

36192

чтоестьсилы

 

 

 

1111Тестовая часть


п/п

Номер в
каталоге

Ваш
ответ

Правильный
ответ

2

28963

25

3

30241

124567

4

27984

жизньчеловека

5

30243

15

6

36165

145

7

36177

34

8

36191

мольберты

 

 

 

1110

Тестовая часть


п/п

Номер в
каталоге

Ваш
ответ

Правильный
ответ

2

28925

24

3

30232

236

4

27939

кружоктанцев

5

30234

12

6

36164

135

7

36176

13

8

36190

написаноналице

 

 

1107

Тестовая часть


п/п

Номер в
каталоге

Ваш
ответ

Правильный
ответ

2

28853

24

3

28940

245679

4

27821

стенаизбетона

5

28888

145

6

36161

23

7

36173

14

8

36187

промозглой

 

 

 

1105Тестовая часть


п/п

Номер в
каталоге

Ваш
ответ

Правильный
ответ

2

28838

13

3

28874

36789

4

27802

сказалсгрустью

5

28885

34

6

36159

234

7

36170

23

8

36185

студёную

 

1104

Тестовая часть


п/п

Номер в
каталоге

Ваш
ответ

Правильный
ответ

2

28834

234

3

28808

1256

4

27798

рычагизжелеза

5

28871

24

6

36156

34

7

36168

35

8

36183

сначала

https://sun4-20.userapi.com/impg/hxmGdgHhxgfrM8YcdiMpYi73xQnt9uP4jW8Q4w/_vgSWbfpbPo.jpg?size=1242x1755&quality=95&sign=8191ce725f7f75203ff92345b4d8dff8&type=album

https://sun4-20.userapi.com/impg/hxmGdgHhxgfrM8YcdiMpYi73xQnt9uP4jW8Q4w/_vgSWbfpbPo.jpg?size=1242x1755&quality=95&sign=8191ce725f7f75203ff92345b4d8dff8&type=album


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый банк ФИПИ, вариант 1112 1

Открытый банк ФИПИ, вариант 1112 1

Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик

Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик

Открытый банк ФИПИ, вариант 1111 1

Открытый банк ФИПИ, вариант 1111 1

Увидел в окне мольберты и зашёл; дай, думаю, посмотрю, что там делается…» (35)А что, если мне скажут: «Ой,

Увидел в окне мольберты и зашёл; дай, думаю, посмотрю, что там делается…» (35)А что, если мне скажут: «Ой,

Открытый банк ФИПИ, вариант 1110 1

Открытый банк ФИПИ, вариант 1110 1

Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не топай ножищами, а то сам… (37)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх

Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не топай ножищами, а то сам… (37)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх

Открытый банк ФИПИ, вариант 1107 1

Открытый банк ФИПИ, вариант 1107 1

Свет маяка проносился над цветами, и они казались совершенно фантастическими по своей окраске

Свет маяка проносился над цветами, и они казались совершенно фантастическими по своей окраске

Открытый банк ФИПИ, вариант 1105 1

Открытый банк ФИПИ, вариант 1105 1

Это закон, — сказал нам лесничий

Это закон, — сказал нам лесничий

Открытый банк ФИПИ, вариант 1104 1

Открытый банк ФИПИ, вариант 1104 1

Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же

Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же

Тестовая часть № п/п

Тестовая часть № п/п

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2023