Материалы к педагогическому совету
Оценка 5

Материалы к педагогическому совету

Оценка 5
docx
26.12.2023
Материалы к педагогическому совету
К педсовету.docx

Педсовет «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»

Дата: 07.12.2023

Парачук А.В., заведующий отделом

Развитие любого учреждения образования осуществляется посредством введения в практику различных инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Дополнительное образование детей и молодежи, являясь частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее всестороннее развитие личностии ее раннюю профессиональную ориентацию. В условиях дополнительного образования дети получают возможность для полноценной организации свободного времени, могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога. Однако, анализируя организацию образовательного процесса в объединениях по интересам нашего учреждения, был сделан вывод о том, что в настоящее время большинство педагогов, по-прежнему, тяготеет к традиционному обучению на своих занятиях. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам и методам обучения и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций. И реально то, что большая часть педагогов так и не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.

  Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного обучения.

Достоинства

Недостатки

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в педагогике. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном занятии.

Очень высокая утомляемость педагога, т.к. большую часть занятия проводит он сам

Всю жизнь проводили традиционные занятия и получали неплохие результаты по итогам участия детей в конкурсах различного уровня.

Надоедает одно и то же, многое приходится делать самому, дети не всегда хотят работать коллективно.

Организация традиционного занятия проста, привычна, удобна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Скука на занятии снижает мотивацию и интерес к  объединению по интересам.

Традиционное обучение построено на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При этом педагог основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к занятиям он озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. Преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога педагога. В связи с этим в образовательном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, недостаточное включение учащихся в общее обсуждение заданий и вопросов. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает традиционное обучение. Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что педагог за отношения сотрудничества часто принимают добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Еще А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, ответственными и самостоятельными. Мы живем в ситуации неопределенности, когда настоящее и будущее слабо определяется прошлым, возрастает количество и меняется характер проблем, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности. Идет лавинное нарастание информации. Быстрое обновление техники и технологий.

Таким образом, современному человеку нужно владеть способностями жить и успешно работать в постоянно изменяющемся и полипроблемном мире. В силу этого невозможно один раз выучится на всю оставшуюся жизнь. Усвоив содержание учебников, в которых написано только про то, что было изучено и открыто ранее, человек не становится адаптивным к новым вызовам времени. Кроме того, невозможно угнаться за темпами развития всего обилия наук и вложить этот огромный объем знаний, которым располагает современная наука, в учащегося. Поэтому человеку необходимо владеть адекватными этому времени компетенциями. При традиционном варианте организации образовательного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы педагога и разумно организовать.

В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин: выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому; происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как зачастую у нас работают высоко квалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией; в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?» т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития; учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности учащихся и организационные формы образовательного процесса. Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Современная педагогика тем самым стремится встать вряд научных дисциплин, для которых главной задачей является точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

Критерии выбора педагогических технологий многообразны. В первую очередь они зависят от цели, которая является важнейшим показателем результата деятельности. Критерием выбора педагогических технологий может служить структура деятельности. Можно в качестве критерия использовать уровень самостоятельности учащихся в  образовательном процессе или опираться на степень репродуктивности. Цель, которая достигается в процессе использования педагогической технологии, является главным критерием определяющим выбор самой технологии.

 

Технологии:

Используются широко

Мало используются

Технология индивидуализации и дифференциации обучения

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Технология программного обучения

Технология с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Групповые технологии.

Проблемное обучение

Игровые технологии

Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности

Проектно-исследовательские

Технология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Технология саморазвивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

 В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
-санитарно-гигиенические;
-психолого-педагогические;
-физкультурно-оздоровительные.

технология творческой деятельности

выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)

воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

- разбудить активность учащихся;

- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

- подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение  учащихся.

 

Рекомендую! Буйлова  Л.Н.  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.


 

Педсовет «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»

Педсовет «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в педагогике

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в педагогике

Кроме того, невозможно угнаться за темпами развития всего обилия наук и вложить этот огромный объем знаний, которым располагает современная наука, в учащегося

Кроме того, невозможно угнаться за темпами развития всего обилия наук и вложить этот огромный объем знаний, которым располагает современная наука, в учащегося

Цель, которая достигается в процессе использования педагогической технологии, является главным критерием определяющим выбор самой технологии

Цель, которая достигается в процессе использования педагогической технологии, является главным критерием определяющим выбор самой технологии

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: - разбудить активность учащихся; - вооружить их оптимальными способами осуществления…

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: - разбудить активность учащихся; - вооружить их оптимальными способами осуществления…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2023