Педсовет «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»
Дата: 07.12.2023
Парачук А.В., заведующий отделом
Развитие любого учреждения образования осуществляется посредством введения в практику различных инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Дополнительное образование детей и молодежи, являясь частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее всестороннее развитие личностии ее раннюю профессиональную ориентацию. В условиях дополнительного образования дети получают возможность для полноценной организации свободного времени, могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога. Однако, анализируя организацию образовательного процесса в объединениях по интересам нашего учреждения, был сделан вывод о том, что в настоящее время большинство педагогов, по-прежнему, тяготеет к традиционному обучению на своих занятиях. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам и методам обучения и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций. И реально то, что большая часть педагогов так и не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного обучения.
Достоинства |
Недостатки |
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в педагогике. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном занятии. |
Очень высокая утомляемость педагога, т.к. большую часть занятия проводит он сам |
Всю жизнь проводили традиционные занятия и получали неплохие результаты по итогам участия детей в конкурсах различного уровня. |
Надоедает одно и то же, многое приходится делать самому, дети не всегда хотят работать коллективно. |
Организация традиционного занятия проста, привычна, удобна, хорошо известна и отработана до мелочей. |
Скука на занятии снижает мотивацию и интерес к объединению по интересам. |
Традиционное обучение построено на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При этом педагог основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к занятиям он озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. Преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога педагога. В связи с этим в образовательном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, недостаточное включение учащихся в общее обсуждение заданий и вопросов. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает традиционное обучение. Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что педагог за отношения сотрудничества часто принимают добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.
Еще А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, ответственными и самостоятельными. Мы живем в ситуации неопределенности, когда настоящее и будущее слабо определяется прошлым, возрастает количество и меняется характер проблем, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности. Идет лавинное нарастание информации. Быстрое обновление техники и технологий.
Таким образом, современному человеку нужно владеть способностями жить и успешно работать в постоянно изменяющемся и полипроблемном мире. В силу этого невозможно один раз выучится на всю оставшуюся жизнь. Усвоив содержание учебников, в которых написано только про то, что было изучено и открыто ранее, человек не становится адаптивным к новым вызовам времени. Кроме того, невозможно угнаться за темпами развития всего обилия наук и вложить этот огромный объем знаний, которым располагает современная наука, в учащегося. Поэтому человеку необходимо владеть адекватными этому времени компетенциями. При традиционном варианте организации образовательного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы педагога и разумно организовать.
В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин: выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому; происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как зачастую у нас работают высоко квалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией; в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?» т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития; учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности учащихся и организационные формы образовательного процесса. Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Современная педагогика тем самым стремится встать вряд научных дисциплин, для которых главной задачей является точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.
Критерии выбора педагогических технологий многообразны. В первую очередь они зависят от цели, которая является важнейшим показателем результата деятельности. Критерием выбора педагогических технологий может служить структура деятельности. Можно в качестве критерия использовать уровень самостоятельности учащихся в образовательном процессе или опираться на степень репродуктивности. Цель, которая достигается в процессе использования педагогической технологии, является главным критерием определяющим выбор самой технологии.
Технологии:
Используются широко |
Мало используются |
Технология индивидуализации и дифференциации обучения |
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. |
Технология программного обучения |
Технология с использованием опорных схем при комментируемом управлении |
Групповые технологии. |
Проблемное обучение |
Игровые технологии Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности |
Проектно-исследовательские Технология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. |
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности |
|
Технология саморазвивающего обучения |
|
Здоровьесберегающие технологии В
дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих
технологий: |
|
технология творческой деятельности выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. |
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность учащихся;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
-опираться на самостоятельность, активность и общение учащихся.
Рекомендую! Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.