ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
Тема: Анализ фенотипической изменчивости
Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оснащение:
- информационные источники
- схемы и рисунки
- наборы биологических объектов: семена фасоли (или другой биологический объект (семена бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр. не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
- метр для измерения роста студентов.
Ход работы:
1 Изучите теоретический материал
Изменчивость - свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки и свойства
Модификационная изменчивость
Большую роль в формировании признаков организмов играет среда его обитания.
Каждый организм развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип
Изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотип, называется модификационной
Основные характеристики модификационной изменчивости
1. Зависит от окружающих условий.
2. Носит групповой характер.
3. Является определённой.
4. Имеет статистические закономерности.
5. Определяется нормой реакции
Норма реакции – степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости, обусловленные генотипом. Наследуется не признак как таковой, а его способность изменяться в пределах нормы реакции под воздействием факторов среды.
Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей (n). Степень выраженности изучаемого признака у членов выборочной совокупности различна.
Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v.
При изучении изменчивости признака в выборочной совокупности составляется вариационный ряд, в котором особи располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака.
На основании вариационного ряда строится вариационная
кривая — графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты
Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p.
Например, если взять 100 колосьев пшеницы (n) и подсчитать число колосков в колосе, то это количество будет от 14 до 20 — это численное значение вариант (v).
Вариационный ряд:
v = 14 15 16 17 18 19 20
Частота встречаемости каждой варианты
p = 2 7 22 32 24 8 5
Среднее значение признака встречается чаще, а вариации, значительно отличающиеся от него, — значительно реже. Это называется нормальным распределением.
Кривая на графике бывает, как правило, симметричной. Вариации, как большие, чем средние, так и меньшие, встречаются одинаково часто.
Легко посчитать и среднее значение данного признака. Для этого используют формулу:
å (vּp)
М = n
где М — средняя величина признака, в числителе сумма произведений вариант на их частоту встречаемости, в знаменателе — количество вариант. Для данного признака среднее значение равно 17,13.
Еще один пример вариационной кривой:
Используя данные вариационного ряда, постройте
вариационную кривую изменчивости признака.
По оси ОY - частота встречаемости, по оси ОX –
варианта. (для примера смотрите предложенную диаграмму).
![]() |
Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическое значение, поскольку позволяет предвидеть и заранее планировать степень выраженности многих признаков организмов в зависимости от условий внешней среды.
2 Выполните задание
1 Запишите тему и цель работы. Выберите объект для определения статистических закономерностей признака (фасоль, комнатное растение, физиологические показатели одногруппников и т.д.) Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
2 Измерьте длину объектов или рост одногруппников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
Численное значение вариант (например, размер объектов), V |
Частота встречаемости вариант, т.е число объектов, р |
|
|
3 Постройте вариационный ряд и вариационную кривую (см пример в теоретическом матерале). Вариационная кривая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали.
4 Определите норму реакции. Запишите ее: это указание пределов проявления признака (например, норма реакции размера листовой пластинки герани составила от 6 см до 10см).
5 Вычислите среднюю величину признака по формуле (см теоретический материал). Сравните среднюю величину с вашими данными графика – если закономерность наблюдается, то большее количество объектов будет встречаться со значением размера (или роста) близким к вычисленному среднему.
6 Ответьте на вопросы, основываясь на исследованиях:
а) есть ли пределы проявления признака?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) какое количество данных необходимо обработать для того, чтобы выявить закономерность?
г) какое практическое значение имеет изучение данного признака?
д) какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
7 Сделайте вывод (ответ на поставленную цель работы).
Результат деятельности: отчет
Защита – письменная по вопросам теста
Тест к защите практической работы
Ниже приведены примеры изменчивости. Определите, к каким формам изменчивости организмов они относятся? Для каких примеров соответствует широкая норма реакции? (рядом с ответами поставьте букву Н)
1. На ферме улучшили кормление коров – молока стало больше, ухудшили кормление – молока стало меньше.
2. В гнезде галки среди галчат один галчонок оказался белым (альбинос).
3. От овцематки с нормальными ногами родился один ягненок с короткими кривыми ногами, от которого произошла новая (анконская) порода овец.
4. На хорошо удобренной почве капуста образует крупные кочаны, на бедной почве – мелкие кочаны.
5. Ягнят воспитывали в холоде – шерсть у них стала гуще.
6. У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями.
7. На поле все всходы льна погибли от мороза, а одно растение выжило, как более морозостойкое.
8. У комнатной примулы один из цветков был крупнее других и имел шесть лепестков вместо пяти.
9. У собаки выработали условный рефлекс (выделение слюны на звонок).
10. Наступили холода – мех у зайцев стал гуще.
11. На одной грядке при хорошем уходе томат дал крупные плоды, а на грядке при плохом уходе – мелкие плоды (семена одного и того же сорта)
12. На грядке среди помидоров выросло одно растение, в цветке которого было семь лепестков вместо пяти.
13. Если плодовую мушку дрозофилу облучить рентгеновскими лучами, то у многочисленного ее потомства возникают различные изменения: у одного изменяется размер крыльев, у другого появляются или исчезают щетинки, у третьего темнеет или светлеет хитиновый покров.
Ненаследственная изменчивость |
Наследственная изменчивость |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.