Материалы к теме "Второстепенные члены предложения" в 5 классе
Оценка 4.8

Материалы к теме "Второстепенные члены предложения" в 5 классе

Оценка 4.8
doc
18.01.2020
Материалы к теме "Второстепенные члены предложения" в 5 классе
Методические материалы к теме Второстепенные члены предложения в 5 классе.doc

МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

 

 

 

 

 

КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

 «Методические разработки по теме «Второстепенные члены предложения» в 5 классе»

 

 

 

 

Автор:
Дёмина Галина Владимировна

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

На изучение темы «Второстепенные члены предложения» в 5 классе отводится 4 часа.

1час – Второстепенные члены предложения. Дополнение.

2 час – Определение.

3 час – Обстоятельство.

4 час – Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения»

 С делением на главные и второстепенные члены предложения ученики познакомились ещё в начальных классах. Цель изучения этой темы в 5 классе состоит в том, чтобы дать понятие о дополнении, определении, обстоятельстве, способах их выражения и графическом обозначении; научить находить второстепенные члены в предложении, отличать их от других членов предложения; воспитывать внимание к слову.

Знания, полученные пятиклассниками  по синтаксису, станут основой для дальнейшего изучения этого раздела в старших классах, поэтому очень важно, чтобы ученики разобрались с новыми понятиями, усвоили их и смогли в дальнейшем применять свои знания, чтобы они поняли, что члены предложения  вопросами, значением, выражены разными частями речи.

Мои методические рекомендации – это несколько предложений по внедрению в практику учителя, работающего в 5 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

1. Каждый урок по теме «Второстепенные члены предложения»  я начинаю с разминки с проблемным заданием творческого и исследовательского характера.

На доске написаны вопросы, например,   КАКОЙ? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Ученикам предлагается задание: попробуйте ответить на вопросы и создать предложение. Начните с уже знакомых  вам членов предложения, запишите предложения и подчеркните знакомые вам члены. С какими членами предложения мы уже знакомы, дайте определения. Ученики предлагают варианты: Холодный ветер дует за окном. Жёлтые листья кружатся в воздухе.  Выполняя это задание, пятиклассники учатся сопрягать вопрос со словом и с их синтаксической функцией, проявляют свою творческую активность, определяют члены предложения, видят, на какие вопросы они отвечают. На вопросы ЧТО? Отвечает подлежащее, а на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?– сказуемое.

Справившись с заданием, пятиклассники сами могут сформулировать цель урока: познакомиться с новым членом предложения.

2. Далее я предлагаю следующее задание: на карточках, выданных ученикам, напечатаны предложения с купюрами. Дополнить предложения. Например:

1. __ . __  сказка сказывается, да __ . __  дело делается.

2. __ . __  роса выпадает, а __ . __ Высыхает.

3. Наша Таня __ . __ плачет, уронила __ . __ мячик.

4. Слушай учителя __ . __, пиши __ . __ .

После того как ученики запишут предложения, дополнив их необходимыми словами, мы проводим исследование этих слов по вопроса:

- На какие вопросы отвечают вставленные слова?

- Что они обозначают?

- К чему относятся?

- Какой частью речи выражены?

Затем учитель делает вывод, что это обстоятельство – новый второстепенный член предложения.

3. Далее следует работа с учебником. Ученики знакомятся с определением, данным в параграфе, проводится работа с ним по вопросам.

4. Полученные сведения мы оформляем в виде таблицы в теоретической тетради

ТАБЛИЦА «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

 

гавные

 

Второ

степен

ные

вопросы

подлежащее

сказуемое

дополнение

определение

обстоятельство

Что обозначает?

 

 

 

 

 

На какой вопрос отвечает?

 

 

 

 

 

Чем выражено?

 

 

 

 

 

Как обозначается?

 

 

 

 

 

 

5. Пятиклассникам я выдаю памятки с четверостишиями, например:

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщется ДОПОЛНЕНИЕ.

О каждом второстепенном члене предложения записываются такие рифмовки.

 6. Для закрепления я использую различные формы работы.

1) Сначала мы работаем с текстом, прозаическим или стихотворным. Игра «Кто самый внимательный?» Найти в тексте изученный второстепенный член и доказать свою правоту.

2) Творческая работа по картине. Составить по картине предложения, в которых вы использовали дополнения, определения или обстоятельства. В учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской, по которому я работаю, их достаточно, но можно использовать и другие репродукции, разместив их на доске.

3) В конце урока самостоятельная работа на карточках.

КАРТОЧКА № 1. Из пяти предложенных предложений выписать предложение с дополнением.

1. На земле лежит снег.

2. С деревьев опадают листья.

3. Дует ветер.

4. Мы все мечтаем о счастье.

5. Птицы летят в тёплые края.

Если время урока подходит к концу, можно выписать только номер предложения.

7. В конце урока обязательно подводится итог, повторяется характеристика второстепенного члена предложения.

Привожу пример урока по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Определение»

Цель:  познакомить учащихся с второстепенным членом – определением, способами его выражения; научить их находить определение в предложении; воспитывать внимание к слову.

Оборудование: таблица «Члены предложения», репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Раздаточный материал.

 

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Упражнение 180, диктант.

2. Оргмомент. Оформление тетрадей.

3. Разминка. ( с проблемным заданием).

На доске: КАКОЙ? КТО? КАК? ЧТО ДЕЛАЕТ? ОЧЁМ? ( Маленький мальчик весело рассказывал о путешествии.)

Задание: Попробуйте ответить на эти вопросы и создать предложения. Начните с уже известных вам членов предложения. Запишите предложения и подчеркните знакомые члены. С какими членами предложениями мы уже знакомы. Что такое ПОДЛЕЖАЩЕЕ? СКАЗУЕМОЕ? ДОПОЛНЕНИЕ?

4. Теперь мы готовы к изучению нового. Сегодня мы дадим имя ещё одному второстепенному члену предложения. Вам выданы карточки, на карточках написаны предложения с пропущенными словами, посмотрите на предложения, посмотрите за окно и помогите мне восстановить предложения, вставив подходящие по смыслу слова.

Наступила………..осень. Дует …….. ветер. Деревья уже расстались со……….. листвой.   ……….птицы улетели в ……..края.

Ответим на вопросы: Какие орфограммы нам встретились? (расстались, листвой, стоят, птицы и т.д.)

К какой части речи относятся вписанные слова? На какие вопросы они отвечают? От каких слов мы задаём эти вопросы? Какой  частью речи они выражены?

- Ребята вы помогли мне найти определения. Сформулируйте мне, пожалуйста, цель сегодняшнего урока.

5. Давайте прочитаем определение на странице 75. Работаем с правилом. Каким членом предложения является определение? (второстепенным) На какие вопросы оно отвечает? (какой? чей?) Что обозначает? (признак предмета) Какой частью речи обычно выражается определение? (прилагательными)

6. Откройте теоретические тетради. Заполняем нашу таблицу.

 

главные

 

Второ

степен

ные

вопросы

подлежащее

сказуемое

дополнение

определение

обстоятельство

Что обозначает?

заполнено

заполнено

заполнено

Признак предмета

 

На какой вопрос отвечает?

 

 

 

Какой? какая? Какие? Какое? Чей?

 

Чем выражено?

 

 

 

Именем прилагательным

 

Как обозначается?

 

 

 

сильный

 

 

Запишем в тетрадь четверостишие:

Признак предмета или явления

Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

ЧЕЙ? И КАКОЙ – вопросы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Вопрос: о каких признаках определения говорится в рифмовке?

7. Закрепление.

1) Попробуем применить полученные знания на практике. Выполняем упражнение 181. Необходимо записать предложения, подчеркнуть главные члены предложения и определения.

 

2) Игра «Кто быстрее?» Работа с текстом. (Выдан напечатанный каждому)

Унылая п..ра! Очей оч..рованье!

Приятна мне твоя прощ..льная краса –

Люблю я пышное природы ув..данье,

В б..грец и зол..то одетые л..са.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Примечание: в данном стихотворении определения выражены и причастием, в сильном классе я говорю об этом)

Задание: вставьте  пропущенные буквы, объясните правописание. Найдите определения и докажите свою правоту.

- Скажите, для чего А.С.Пушкин использовал в стихотворении «Осень» так много определений? (Для того, чтобы получилась красивая картина поздней осени)

 

3) Игра «Почтальон»

На доске записаны предложения:

…..лиса поймала мышку. По лесу бродит ….лось.  …… котёнок гоняется за клубком. На заборе поёт … петух.  …… медведь спит в берлоге.  ….собака бегает по лесу.   …..белка щёлкает орешки.  ……зайка сидит под кустом. ……волк рыщет по лесу.

У каждого из вас есть карточки со словами (хитрая, рогатый, горластый, косолапый, трусливый, игривый, злой, пушистая, охотничья), ваша задача – разнести эти карточки по адресату и вставить в предложения соответствующие определения. Докажите, что это определения.

 

4) Самостоятельная работа. А теперь попробуйте самостоятельно выписать из карточки, выданной вам, предложения с определением. ( номера предложений)

Карточка № 1

1. За окном  - осень.

2. Дует ветер.

3. Птицы летят в тёплые края.

4. Падают белые снежинки.

5. Листья опадают с деревьев.

 

 

Карточка № 2

1. Наступили холодные деньки.

2. Часто идёт дождь.

3. Дует холодный ветер.

4. Небо покрыто тучами.

5. Скоро придёт зима.

Проверим, какие номера вы выписали. Самым активным участникам ставлю оценки в журнал.

 

5) Творческое задание. Мы с вами говорили о том, что определения помогают нам создавать красивые словесные картины, делают нашу речь выразительной, красивой.

Художники используют краски для того, чтоб создать своё произведение. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень» и попробуйте словами описать то, что изобразил художник, используйте определения. Например: На голубом небе нет ни облачка. Стройные берёзки надели свой золотой наряд. И т.д.

 

6) Синтаксический разбор предложения. Давайте проверим, можете ли вы найти те члены предложения, с которыми мы уже познакомились. Разберём синтаксически  любое придуманное вами предложение. Один человек у доски. Например:

Стройные берёзки надели свой золотой наряд.

 

8. Подведём итоги урока. С каким второстепенным членом предложения мы познакомились? Как мы будем находить определение?

 

9. Домашнее задание. § 38, упр. 183.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1. Учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской. М., Просвещение, 2008 г.

2. В.Волина. Весёлая грамматика.

3. Золотой ларец. Редактор Б.М. Сударушкин. Г. Ярославль. 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета-заявка участника

1. Дёмина Галина Владимировна

2. Дата рождения – 21.05.1968

3. Место работы – МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа

4. Должность – учитель

5. Педагогический стаж – 21 год

6. Преподаваемые предметы -  русский язык и литература

7. Преподавание ведётся в 5, 6, 9, 10, 11 классах

8. Номинация – методические разработки по теме

9.  Тема «Методические разработки по теме «Второстепенные члены предложения» в 5 классе»


Скачано с www.znanio.ru

МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа

МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка На изучение темы «Второстепенные члены предложения» в 5 классе отводится 4 часа

Пояснительная записка На изучение темы «Второстепенные члены предложения» в 5 классе отводится 4 часа

Методические рекомендации 1

Методические рекомендации 1

О каждом второстепенном члене предложения записываются такие рифмовки

О каждом второстепенном члене предложения записываются такие рифмовки

Тема урока: «Определение» Цель: познакомить учащихся с второстепенным членом – определением, способами его выражения; научить их находить определение в предложении; воспитывать внимание к слову

Тема урока: «Определение» Цель: познакомить учащихся с второстепенным членом – определением, способами его выражения; научить их находить определение в предложении; воспитывать внимание к слову

ЧЕЙ? И КАКОЙ – вопросы просты,

ЧЕЙ? И КАКОЙ – вопросы просты,

Творческое задание. Мы с вами говорили о том, что определения помогают нам создавать красивые словесные картины, делают нашу речь выразительной, красивой

Творческое задание. Мы с вами говорили о том, что определения помогают нам создавать красивые словесные картины, делают нашу речь выразительной, красивой

Использованная литература 1.

Использованная литература 1.

Анкета-заявка участника 1. Дёмина

Анкета-заявка участника 1. Дёмина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020