Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"
Оценка 5

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Оценка 5
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл—4 кл
15.02.2018
Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"
Данный ресурс будет полезен учителю, планирующему родительское собрание по теме:" Особенности памяти младшего школьника. Как ее развивать?" В докладе представлена информация о видах памяти, ее особенностях детей младшего школьного возраста, а также представлены конкретные рекомендации психологов и виды упражнений, позволяющих скорректировать проблему слабой памяти у ребят.Текстовый документ
доклад память.doc
­ Здравствуйте, уважаемые  родители. Сегодняшнее наше собрание мне хотелось бы  начать с истории, которая  имеет прямое отношение к теме нашего собрания. А история такова: Встречаются  два приятеля и один спрашивает у другого: « Какое сегодня число?» ­ Не знаю,­ отвечает тот. ­Ну как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета? ­ спрашивает первый. ­ Так ведь она вчерашняя,­ последовал ответ. Итак, как вы уже догадались,  сегодня мы поговорим об одном из важнейших  психических процессов, который  тесно связан с мышлением и  без которого  невозможно существование человека  ­ о  памяти. ( Цитата на экране). Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для  учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации.  Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на  сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной  основой осмысленного запоминания.  Память лежит в основе способностей человека, является условием научения,  приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно  нормальное функционирование ни личности, ни общества.  Память можно определить как способность к получению, хранению и  воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, образцы  поведения ­ есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или  приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного  обновления такого опыта живые организмы не смогли бы приспособиться  к  текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было,  организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не  с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось.  Основные виды памяти. Все виды памяти можно условно разделить на три группы: 1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).  Соответственно этому различают   двигательную ( усвоение  навыков ходьбы, письма; без существования  этого вида памяти нам всякий раз приходилось бы вновь и вновь учиться  совершать соответствующие движения. Признаком  хорошей двигательной  памяти является физическая ловкость, сноровка в труде. О таких людях  говорят: « Мастер­ золотые руки»)  образную память ( зрительная, осязательная, слуховая);             словесно­логическую ( ведущий вид памяти, предполагает  логическую обработку запоминаемого материала .Этому виду  памяти   принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в  процессе обучения);  У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют  различные типы памяти в зависимости оттого, что человек запоминает успешнее и  как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно ­ образным и  словесно­логическими типами памяти. Кто­то лучше запоминает наглядные образы  предметов и событий, кто­то мысли, выраженный в словах. Типы памяти обусловлены тем, какой анализатор является у человека ведущим в  запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в  зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на  запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип  памяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при  письме ручкой и работе на компьютере, игре на музыкальных инструментах. 2. Как  человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют  произвольную и непроизвольную память; 3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная,  долговременная ( применяется в процессах письма для сопоставления  услышанного звука с  образцом написания нужной буквы,  и  чтения ( для сопоставления  увиденной буквы с необходимым звуком) и  оперативная память. Все виды памяти необходимы и самоценны. В процессе жизни взрослого человека  они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой. Основные процессы памяти ­ запоминание, воспроизведение, сохранение,  узнавание, забывание. Память начинается с запоминания. Запоминание ­ это  процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее  условие его последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характер  специальной организованной работы, связанной с применением определенных  приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием. Воспроизведение ­ существенный компонент памяти. Воспроизведение может  протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание ­  проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего­либо.  Воспроизведение­ процесс  более сложный, чем узнавание. Ученику легче узнать  текст при повторном чтении, чем пересказать при закрытой книге.  По этой причине довольно часто у детей возникает ложное чувство успешности  запоминания  заданного материала. Читая дома текст, который разбирали в классе,   ребёнок     испытывает  то самое чувство знакомости  и  довольствуется этим.  Но на уроке не может пересказать домашний текст. В результате  родители  удивлены при виде записи в дневнике : « Не готов к уроку!», ведь текст был  прочитан ( возможно даже неоднократно). Сохранение и забывание ­ это две стороны единого процесса долговременного  удержания  в памяти воспринятой информации. Сохранение ­ это удержание в  памяти, а забывание ­ это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и,  освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему  мышлению. Законы осмысленного запоминания. Память ученика начальной школы имеет свои возрастные особенности: Если до школы ребёнок запоминал всё без особого труда то, что ему интересно, то,  будучи школьником, он должен запоминать всё, что дает учитель  независимо от  того, интересно ему это или нет. В результате нередко приходится слышать от  родителей разочарованные высказывания по поводу того, что в детском саду  ребёнок всё прекрасно запоминал, а в школе не может запомнить элементарного.  К сегодняшнему собранию нами была проведена анкета среди учащихся  2­ 4  классов. В ходе анкетирования детям были заданы следующие вопросы:  Легко ли тебе заучивать стихи?  Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного?  Быстро или с трудом вспоминаешь заученное?  Легко ли вспоминаешь учебный материал, который был выучен давно?  Помогают ли тебе дома тренировать твою память?  Нужна ли тебе помощь в тренировке памяти? В результате  были получены следующие ответы:  Легко   заучивают стихи­ 58 % опрошенных; Испытывают трудности   ­37 %;          С большим трудом­ 5 %;  Испытывают  трудности при пересказе  прочитанного­ 42 %; Легко могут пересказать текст ­34 %; Испытывают затруднения ­24 %;  Быстро вспоминают заученное­ 49 %; С  трудом­51 %;  Легко   вспоминают  учебный материал, который был выучен                                                                                                    давно­ 27 %; С  трудом ­ 39 %;            Не могут  вспомнить­ 34 %;  Помогают   дома тренировать  память­ 51 %; Нет ­25 % ; Иногда – 24 %;  Нужна   помощь в тренировке памяти ­71 %; Нет – 29 %;   Какие же трудности испытывают младшие школьники, приступая к тренировке  памяти? Ребёнок, заучивая какой­ либо материал, старается заучить его слово в  слово. ­Расскажи, о чём ты прочитал, своими словами­ просят родители при проверке  уроков. Но для того, чтобы это сделать, необходимо иметь сравнительно большой запас  слов, понимать смысл новых слов, встречающихся в тексте, и вообще уметь глубоко осмысливать прочитанное. Именно осмысливать!это значит уметь отделять  главное от второстепенного, уметь расчленять, обобщать, вдумываться в  прочитанное или услышанное. Делать это без совета и руководства старших  нелегко. Поэтому многие  ребята стараются всё­таки  «зазубрить» материал, т.е.  подменяют понимание  запоминанием. Психологами был проведён такой опыт: детям предложили запомнить  предметы,  изображённые на 6 картинках. Дети  смогли вспомнить лишь 3­4 предмета из  увиденного. Затем  психолог предложил поразмышлять и найти какие ­ нибудь связи между предметами. В результате повторного теста  значительная часть детей  показала 100% результат. Подобные исследования проводились при обучении детей пересказу. Детям было предложено пересказать только что прочитанный ими текст. В  результате успешно справились с заданием лишь 20 % детей.  Затем специалист задал несколько вопросов по содержанию текста,  предложил   детям высказать своё мнение о прочитанном, сравнить главных героев, происходящие события,  прочесть текст по абзацам, выделяя главную мысль  каждого абзаца. Т.о. был составлен план. После чего было предложено проследить  логику следования пунктов плана и лишь после этого было предложено вновь  пересказать текст. Со 2 попытки успешно справились с заданием  95 % детей, тогда  как  в первый раз ­18%.   Итак, память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Основные  усилия ученик  должен затрачивать не на заучивание, а на мыслительную работу с  материалом. Записывая планы, схемы, ребёнок постепенно учится анализировать  тексты устно,  составлять план в уме. А составление плана становится приемом запоминания  материала по любому предмету. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что мы с каждым днем  будем все легче заучивать новый материал. Однако систематические умственные  упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче  ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального  запоминания и припоминания.  Но существует проблема, которую  довольно  часто приходится наблюдать и у  детей с хорошей памятью – неумение пользоваться своей памятью, когда они не  могут вспомнить то или иное правило или  алгоритм.  В связи с этим хочется привести следующую аналогию: памяти компьютера  способен  храниться  достаточно большой объём информации, но каждый документ  сохраняется в определённый раздел диска, в соответствующий файл или папку в  алфавитном порядке, что создаёт удобство для дальнейшего пользования. Ту же систематичность необходимо соблюдать в отношении памяти. Нельзя  забивать, засорять память бессистемным чтением, запоминанием подряд любого  материала. Важно выработать у ребёнка не просто стремление запоминать как  можно больше, а запоминать  в определённой системе, что достигается работой по  осмыслению текста. Наблюдения показывают также, что для  более продуктивного запоминания   большое значение имеет соблюдение режима занятий. Учёба должна чередоваться с  отдыхом. И ещё одна проблема детей этого возраста – неумение проверить себя, разобраться  в том, что они уже знают, а чего ещё не заучили. Важно  помочь детям понять, что  качество  знаний и длительность сохранения их в памяти зависят  не столько от  того, сколько читают, а  как читают, как запоминают. Итак, чтобы управлять своей памятью, чтобы сделать её безотказным орудием,  помогающим в учёбе, необходимо её настойчиво развивать. Законы памяти. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что   необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так  сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые   приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также  управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.  То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.  Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго  до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в  течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают  запоминанию, отвлекая наше внимание.  О ситуациях, оставшихся в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы  думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные   эмоции, как правила, способствуют припоминанию, а отрицательные  препятствуют.  Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном  настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего  эмоционального состояния при припоминании улучшает память.  Прежде всего, необходим, получить четкое зрительное впечатление. Оно  прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные  при помощи возможного большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть  в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то,  что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и  слуховым. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может   быть возмещено увеличением числа ее повторений.  Внимательность, внимательность, внимательность. Если предположить           человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том,            какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет,          который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который          не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить    на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет  множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой,  римской или арабской, изображена на циферблате их механических часов цифра  шесть. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или  даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Литература: 1. Рогов Е.И. Общая психология.  Память. М.: Владос, 1995. 2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1­4 кл. Значение памяти в  интеллектуальном развитии младшего школьника.  М.: ВАКО, 2004. 3. Луговская  А. Ребёнок без проблем. Если ребёнку трудно в школе. М.:  ЭКСМО, 2008. 4. Бахтигареева  Б.М. // Начальная школа, № 10 2004 // Развиваем память  младшего школьника.  Доклад на тему: « Плохая память память ребёнка. Как её развивать» . Подготовлено: Матусевич С.А.

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего школьника?"

Материалы для родительского собрания по теме: "Как развивать память младшего  школьника?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018