Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русская литература
10 кл
16.01.2017
Работа представляет собой большое количество разнообразного материала для проведения либо урока-зачета. либо литературного вечера после изучения романа Л.Толстого "Война и мир" в 10 класс. Возможна форма проведения в виде турнира между двумя классами. Материалы включают следующие разноуровневые по степени сложности задания: проблемные задания, требующие монологического ответа (доказать или опровергнуть высказывание); вопросы, ответы на которые включают элемент анализа прочитанного; проверка знания текста романа ("Кто это?", "О ком это?", "Чьи это слова?"); творческие задания: продолжение пословиц Каратаева, сбор "рассыпанных" стихов, а также излюбленный моими учениками конкурс по типу "Дальше, дальше, дальше..."Зачет по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
ТОЛСТОЙ.doc
Материалы для проведения уроказачета,
литературного вечера
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 класс)
Автор разработки : Гун Л.И.
Проблемные задания,
требующие монологического ответа:
1.
необходимо, опираясь на текст романа, доказать или опровергнуть
приведенное высказывание.
«Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали
герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели,
добродетели – возможные, слабости – необходимые». (Л.Толстой)
«Идеал наш сзади, а не впереди». (Л.Толстой)
«Глубже, чем кто бы то ни было из его современников, Толстой понимал всю
значительность, социальную или моральную, такого явления, как хороший средний
человек». ( С.Бочаров)
«В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет
прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит
его, то оно дурно». (Л.Толстой»
«…я понимаю, что главная задача романа – выворотить историческое событие наизнанку
и рассматривать его не с официальной, шитой золотом стороны парадного кафтана, а с
сорочки, то есть рубахи, которая к тому же ближе и под тем же блестящим общим
мундиром у одного голландская, у другого батистовая, а у иного немытая, бумажная,
ситцевая» (А.Фет)
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и
вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». (Л.Толстой)
2. Вопросы (ответ включает элементы анализа).
Почему автор подчеркивает невоенную, неказистую внешность Тушина, неприметность
Тимохина?
Как понять слова Л.Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни – любовь»?
Кто виноват в измене Наташи князю Андрею? И была ли измена?
Как Кутузов спас русскую армию в1905 году?
Что в критические моменты выводит Наташу из состояния отключенности от жизни?
Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов?
Один из критиков написал, что Толстой описал историю столкновения Наполеона с
русским народом, Так ли это?
Почему Толстой отрицает величие Наполеона?
Как понять выражение критика: «Своей концовкой роман «Война и мир» открытая
книга»?
Назовите самые характерные черты Наполеона в изображении Толстого.
Почему под Аустерлицем русская армия потерпела поражение?
Почему ни одно военное событие в конце романа не переходит за пределы России?
Почему оказалась трагичной любовь Наташи и кн. Андрея?
Почему кн. Андрей разочаровался в деятельности комиссии Сперанского?
В чем нашла Наташа счастье?
В чем, по Толстому, заключается «последняя степень подлости Наполеона»? Почему? Как объяснить слова Толстого, что «Бородино» Лермонтова – зерно, из которого вырос
роман?
В чем, по Толстому, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона?
Какие нормы жизни утверждает и какие отрицает Толстой в романе?
В чем, по Толстому, сила Кутузова как полководца?
Какие черты Наташи подчеркивает Толстой в сцене пляски у дядюшки?
Что отрицает и что утверждает в истории Толстой?
1
3. Проверка знания текста романа: кто это? О ком это?
«Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице…, но взгляд был потухший, мертвый,
которому, несмотря на видимое желание… не мог придать радостного и веселого блеска»
(кн. Андрей)
«Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что, так ли, иначе
ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее» (Николай о
Соне).
«…он такой узкий, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…» (Наташа о
Борисе).
«… ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было
обнять любимого человека и говорить. И слышать от него слова любви, которыми было
полно ее сердце» (Наташа)
«… он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на свое место, ничему полезному не
помешает и ничего вредного не позволит, а главное, почему веришь ему, это то, что он
русский». (кн. Андрей о Кутузове)
«Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела
надобности, но, так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить
этому мужу и семье, она и не могла представить и не видела никакого интереса в том, что
было бы, если б было другое». (Наташа)
«… синий, темносиний с красным, и он четвероугольный». (Наташа о Пьере)
«Меня считают злым человеком, я знаю, и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого
люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех,
коли станут на дороге». (Долохов о себе)
«В ней было всё, за что ценят людей, но было мало того, что бы заставило любить ее»
(Николай о Соне)
«Во всё время своей деятельности он был подобен ребенку, который, держась за
тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». (Наполеон)
«Он сделался какойто чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? –
морально из бани». (Наташа о Пьере)
«Самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце» (кн. Андрей о Пьере)
«Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока
говорили о чемнибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом
он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего
замешательства» (Берг)
«И право, вот настоящий мудрец! Ничего не видит дальше настоящей минуты
удовольствия, ничего не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я
дал, чтобы быть таким, как он!» (Пьер об Анатоле Курагине)
«Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостнолюбовно
смотрели на него. Худое и бледное лицо с распухшими губами было более чем некрасиво,
оно было страшно» (Наташа) Чьи эти слова?
«Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как
можно туже, натужиться надо, и полетела бы. Вот так!» (Наташа)
«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть… Завтра, что бы там ни было,
мы выиграем сражение!» (кн. Андрей)
2
«Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным
надо сделать то же самое. Ведь это так просто». (Пьер)
«Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди…»
(Кутузов)
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об
этом заботимся!» (Пьер)
«Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят.»
(Раненый солдат под Бородино)
4. Продолжить пословицы Платона Каратаева:
Час терпеть, а век… (жить).
Положи, боже, камушком, подними….(калачиком).
Жена для совета, теща для привета, а нет милей… (родной матушки).
Никогда не отказывайся от сумы да от… (тюрьмы).
Где суд, там и … (неправда).
Лег – свернулся, встал …(встряхнулся).
Наше счастье – как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь …(ничего нету).
Червь капусту гложет, а сам прежде того… (пропадает).
5. «Собрать рассыпанные стихи» (кантата Павла Ивановича Кутузова в
честь Багратиона на обеде в Английском клубе):
У ног, есть, побед, будут россам, Багратионы, тщетны, все, храбрость, у, враги, есть,
залог, нас, все, препоны. ( Тщетны россам все препоны,/ Храбрость есть побед залог./
Есть у нас Багратионы,/ Будут все враги у ног.)
6. Творческое задание: Наташа определяет людей по цвету, форме.
Например: «…он такой узкий, как часы столовые… Узкий, знаете, серый,
светлый» (о Борисе); «…синий, темносиний с красным, и он
четвероугольный» (о Пьере). Дайте по этому принципу свою характеристику
Анатолю, княжне Марье. Соне, Элен, князю Андрею, Николаю Ростову.
7. Конкурс «Дальше, дальше..» (опрос одного ученика длится 2 минуты,
ассистент считает правильные ответы, если ученик не знает ответа, он может
сказать: «Дальше!»; побеждает тот, кто даст за это время большее количество
правильных ответов).
В каком году был закончен роман «Война и мир»? (1867)
Каков жанр романа? (Эпопея)
Кто, по Толстому, бессознательно, но постоянно творит историю? (Народ)
Фамилия губернатора Москвы? (Растопчин)
Сколько действующих лиц в романе? ( 559)
Где происходит свидание двух императоров? (В Тильзите) Кто обманул Наполеона? (Лаврушка)
Кто желал добра только себе самому? (Наполеон)
У кого «ненатурально белые руки»? (У Сперанского)
Каким событием испытывает всех своих любимых героев Л.Толстой? (Войной 1812 г.)
Любимая мысль Толстого в романе? (Народная)
Кто называет Кутузова дедушкой? (Малаша)
Где происходит бунт крестьян? (В Богучарове)
Кого Толстой называет «палачом народов»? (Наполеона)
3
Что, по мнению Кутузова, будут есть французы? (Лошадиное мясо)
Каким оружием воюет Тихон Щербатый? (Топором)
Единственный в романе прямо сатирический образ? (Наполеон)
Кто является олицетворением «всего русского, доброго, круглого»? (Платон Каратаев)
Можно ли, по Толстому, вмешиваться в ход истории? (Нет)
Что нужно, по мнению Толстого, чтобы нравственно расти? (Изменяться)
Кто хотел всю жизнь «быть вполне хорошим»? (Пьер)
Сколько нужно было Наташе ждать до свадьбы с кн. Андреем? (Год)
Кто хотел (в мечтах) сменить Кутузова? (Кн. Андрей)
Где проходил смотр войск? (Под Браунау)
Как звали старшего сына Курагиных? (Ипполит)
Какое событие, по Толстому, является противным человеческому разуму? (Война)
Сколько проиграл в карты Николай Ростов? (43 тысячи)
Какого цвета было первое бальное платье Наташи? (Белое)
Какой герой не выговаривал звук «р»? (Денисов)
В деятельности чьей комиссии принимал участие кн. Андрей? (Сперанского)
Каким эпитетом характеризует Толстой глаза кн. Марьи? (Лучистые)
Кличка любимой собаки дядюшки Ростовых? (Ругай)
Чем пыталась отравиться Наташа? (Мышьяком)
Как, по Толстому, называется отношение приказывающего к тем, кому он приказывает?
(Власть)
Как звали сына Андрея Болконского? (Николенька)
Кто отругал графа Ростова во время охоты? (Данило)
В кого превращается Пьер во сне Николеньки Болконского? (В князя Андрея)
Какая черта объединила всех в 1812 году? (Патриотизм)
В ком из героев отсутствует « всё личное»? (В Кутузове)
На что похож вечер в салоне Шерер? (На прядильную мастерскую)
Чей портрет рассматривал Наполеон накануне Бородинского сражения? (Сына)
Где находился полк кн.Андрея во время Бородинского сражения? (В резерве)
Какое потрясение испытал Пьер в плену? (Расстрел пленных)
Что под Аустерлицем открыло кн. Андрею новую жизнь? (Небо)
Чего ждал Наполеон на Поклонной горе? (Ключи от Москвы)
Символ жизни для князя Андрея после посещения Отрадного? (Дуб)
Какую ягоду рвали девочки в оранжерее у кн. Андрея? (Сливу)
Как называет кн. Андрей купающихся солдат? (Пушечное мясо)
Что, по Толстому, неизбежно в развитии истории? (Фатализм)
Что случилось с Кутузовым в 1813 году? (Умер)
Какого цвета был на Пьере костюм под Бородино? (Зеленого)
Какая черта в русском человеке самая скрытая? (Патриотизм)
Символ славы для Болконского? (Тулон)
Кого спас Пьер в Москве? (Рамбаля, девочку) Чья батарея изображена в Бородинском сражении? (Раевского)
Сущность жизни Наташи? (Любовь)
Как называли солдаты Андрея Болконского? (Наш князь)
Кто спас Марью Болконскую? (Николай Ростов)
Кто бы, по его словам, не одобрил семейную жизнь Пьера? (Платон Каратаев)
Какую книгу читает смертельно раненный Болконский? (Евангелие)
Любимая поговорка дядюшки Ростовых? («Чистое дело марш»)
Что такое «дубина народной войны»? (Партизанская война)
Сколько детей у Наташи? (4)
Кто муж Марьи Болконской? (Николай Ростов)
4
Где проходил обед в честь Багратиона? (В Английском клубе)
Какого цвета была собачка у Платона Каратаева? (Лилового)
Что разбрасывал Александр с балкона в Тильзите? (Бисквиты)
У кого из героинь «заячья губа»? (У Лизы Болконской)
Чем дворяне Ростовы отличаются от дворян Болконских? (Патриархальностью)
Кто прототип Денисова? (Денис Давыдов)
Зачем Пьер остался в Москве? (Убить Наполеона)
Кто мать Пьера? (Крестьянка)
Кого привязали к спине квартального? (Медведя)
Во сколько, по мысли кн. Андрея, не кончена жизнь? (В 31 год)
Чем Пьер хотел убить Наполеона? (Ножом)
Сколько лет Наташе в начале романа? (13)
Кем хотел стать Пьер после встречи с Платоном Каратаевым? (Просто солдатом)
Сколько лет прошло от начала до конца романа? (15)
Кто нравился в доме Ростовых всем, кроме Наташи? (Долохов)
Где разговаривали Пьер и кн.Андрей в Богучарове? (На пароме)
Кто первый предложил Наташе руку и сердце? (Денисов)
У какого героя была привычка всегда опаздывать? (Пьер)
Главное свойство его характера – «наивный и добродушный эгоизм»? (Берг)
В каком костюме была Наташа среди ряженых? (Гусара)
Любимая мысль Сони? (О самопожертвовании)
«Где есть богатые невесты – там и он»? (Борис)
Кто написал Анатолю любовное письмо для Наташи? (Долохов)
Кого мать Наташи назвала интриганкой? (Соню)
«Подлая, бессердечная порода»? (Курагины)
Кого Пьер считал «образцом всех совершенств»? (Андрея Болконского)
Кто всегда говорил только о себе? (Берг)
Какую милость оказал Наполеон Балашеву? (Потрепал за ухо)
Сколько партий было при дворе? (9)
Самые сильные воины, по мнению Кутузова? (Терпение и время)
Кличка лошади Пети Ростова? (Карабах)
Что стали делать русские, вступив в разоренную Москву? (Тоже грабить)
Чего не там, где «нет простоты, добра и правды»? (Величия)
Кто кумир Николеньки Болконского? (Пьер)
Кого Толстой называет пустоцветом? (Соню)
Чем угощал партизан Петя Ростов? (Изюмом)
Что подарила Марья Дмитриевна Наташе в день именин? (Сережки в виде груш из
яхонта).
За что брали штраф в салоне Жюли Карагиной? (За французские слова) Кто напугал Николеньку Болконского во сне? (Николай Ростов)
Когда «всегда хорошела» княжна Марья? (Когда плакала)
В каком сражении был ранен Николай Ростов? (Шенграбенском)
С кем из взрослых танцевала Наташа на дне рождения? (С Пьером)
Какие две добродетели почитал отец Болконского? (Деятельность и ум)
Чье лицо «улыбка делает неприятным»? (Вера Ростова)
Суть прекрасного в человеке, по мнению Толстого? (Детскость души)
Примечание: в случае нехватки вопросов учитель может дополнить своими.
5
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.