Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Оценка 4.9

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русская литература
10 кл
16.01.2017
Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Работа представляет собой большое количество разнообразного материала для проведения либо урока-зачета. либо литературного вечера после изучения романа Л.Толстого "Война и мир" в 10 класс. Возможна форма проведения в виде турнира между двумя классами. Материалы включают следующие разноуровневые по степени сложности задания: проблемные задания, требующие монологического ответа (доказать или опровергнуть высказывание); вопросы, ответы на которые включают элемент анализа прочитанного; проверка знания текста романа ("Кто это?", "О ком это?", "Чьи это слова?"); творческие задания: продолжение пословиц Каратаева, сбор "рассыпанных" стихов, а также излюбленный моими учениками конкурс по типу "Дальше, дальше, дальше..."Зачет по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
ТОЛСТОЙ.doc
Материалы для проведения урока­зачета, литературного вечера по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 класс) Автор разработки : Гун Л.И.   Проблемные   задания,   требующие   монологического   ответа: 1. необходимо,   опираясь   на   текст   романа,   доказать   или   опровергнуть приведенное высказывание. ­   «Простота   есть   главное   условие   красоты   моральной.   Чтобы   читатели   сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели – возможные, слабости – необходимые». (Л.Толстой) ­ «Идеал наш сзади, а не впереди». (Л.Толстой) ­   «Глубже,   чем   кто   бы   то   ни   было   из   его   современников,   Толстой   понимал   всю значительность,   социальную   или   моральную,   такого   явления,   как   хороший   средний человек». ( С.Бочаров) ­ «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». (Л.Толстой» ­ «…я понимаю, что главная задача романа – выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной, шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки,   то   есть   рубахи,   которая   к   тому   же   ближе   и   под   тем   же   блестящим   общим мундиром  у одного  голландская,  у  другого  батистовая,  а  у иного  немытая, бумажная, ситцевая» (А.Фет) ­ «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». (Л.Толстой) 2. Вопросы (ответ включает элементы анализа). ­ Почему автор подчеркивает невоенную, неказистую внешность Тушина, неприметность Тимохина? ­ Как понять слова Л.Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни – любовь»? ­ Кто виноват в измене Наташи князю Андрею? И была ли измена? ­ Как Кутузов спас русскую армию в1905 году? ­ Что в критические моменты выводит Наташу из состояния отключенности от жизни? ­ Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов? ­   Один   из   критиков   написал,   что   Толстой   описал   историю   столкновения   Наполеона   с русским народом, Так ли это? ­ Почему Толстой отрицает величие Наполеона? ­ Как понять выражение  критика: «Своей концовкой роман «Война и мир» ­ открытая книга»? ­ Назовите самые характерные черты Наполеона в изображении Толстого. ­ Почему под Аустерлицем русская армия потерпела поражение? ­ Почему ни одно военное событие в конце романа не переходит за пределы России? ­ Почему оказалась трагичной любовь Наташи и кн. Андрея? ­ Почему кн. Андрей разочаровался в деятельности комиссии Сперанского? ­ В чем нашла Наташа счастье? ­ В чем, по Толстому, заключается «последняя степень подлости Наполеона»? Почему? ­ Как объяснить слова Толстого, что «Бородино» Лермонтова – зерно, из которого вырос роман? ­ В чем, по Толстому, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона? ­ Какие нормы жизни утверждает и какие отрицает Толстой в романе? ­ В чем, по Толстому, сила Кутузова как полководца? ­ Какие черты Наташи подчеркивает Толстой в сцене пляски у дядюшки? ­ Что отрицает и что утверждает в истории Толстой? ­ 1 ­ 3. Проверка знания текста романа: кто это? О ком это? ­ «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице…, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание… не мог придать радостного и веселого блеска» (кн. Андрей) ­ «Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что, так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее» (Николай о Соне). ­ «…он такой узкий, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…» (Наташа о Борисе). ­ «… ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить. И слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце» (Наташа) ­ «… он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит, а главное,­ почему веришь ему,­ это то, что он русский». (кн. Андрей о Кутузове) ­ «Муж был дан ей.  И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла представить и не видела никакого интереса в том, что было бы, если б было другое». (Наташа) ­  «… синий, темно­синий с красным, и он четвероугольный». (Наташа о Пьере) ­ «Меня считают злым человеком, я знаю, и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге». (Долохов о себе) ­ «В ней было всё, за что ценят людей, но было мало того, что бы заставило любить ее» (Николай о Соне) ­     «Во   всё   время   своей   деятельности   он   был   подобен   ребенку,   который,   держась   за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». (Наполеон) ­   «Он   сделался   какой­то   чистый,   гладкий,   свежий;   точно   из   бани,   ты   понимаешь?   – морально из бани». (Наташа о Пьере) ­ «Самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце» (кн. Андрей о Пьере) ­   «Разговор   его   всегда   касался   только   его   одного;   он   всегда   спокойно   молчал,   пока говорили о чем­нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он   мог   несколько   часов,   не   испытывая   и   не   производя   в   других   ни   малейшего замешательства» (Берг) ­   «И   право,   вот   настоящий   мудрец!   Ничего   не   видит   дальше   настоящей   минуты удовольствия, ничего не тревожит его,­ и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким, как он!» (Пьер об Анатоле Курагине) ­ «Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно­любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно» (Наташа) ­Чьи эти слова? ­ «Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо,­ и полетела бы. Вот так!» (Наташа) ­ «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть… Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» (кн. Андрей) ­ 2 ­ ­ «Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто». (Пьер) ­ «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди…» (Кутузов) ­ «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!» (Пьер) ­ «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят.» (Раненый солдат под Бородино) 4. Продолжить пословицы Платона Каратаева: ­ Час терпеть, а век… (жить). ­ Положи,  боже, камушком, подними….(калачиком). ­ Жена для совета, теща для привета, а нет милей… (родной матушки). ­ Никогда не отказывайся от сумы да от… (тюрьмы). ­ Где суд, там и … (неправда). ­ Лег – свернулся, встал ­ …(встряхнулся). ­ Наше счастье – как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь ­ …(ничего нету). ­ Червь капусту гложет, а сам прежде того… (пропадает). 5. «Собрать рассыпанные стихи» (кантата Павла Ивановича Кутузова в честь Багратиона на обеде в Английском клубе): ­ У ног, есть, побед, будут россам, Багратионы, тщетны, все, храбрость, у, враги, есть, залог, нас,  все, препоны. ( Тщетны россам все препоны,/ Храбрость есть побед залог./ Есть у нас Багратионы,/ Будут все враги у ног.) 6.   Творческое   задание:  Наташа   определяет   людей   по   цвету,   форме. Например: «…он  такой   узкий,  как   часы   столовые…  Узкий,  знаете,  серый, светлый»   (о   Борисе);   «…синий,   темно­синий   с   красным,   и   он четвероугольный» (о Пьере). Дайте по этому принципу свою характеристику Анатолю, княжне Марье. Соне, Элен, князю Андрею, Николаю Ростову. 7. Конкурс «Дальше, дальше..»  (опрос одного ученика длится 2 минуты, ассистент считает правильные ответы, если ученик не знает ответа, он может сказать: «Дальше!»; побеждает тот, кто даст за это время большее количество правильных ответов). ­ В каком году был закончен роман «Война и мир»? (1867) ­ Каков жанр романа? (Эпопея) ­ Кто, по Толстому, бессознательно, но постоянно творит историю? (Народ) ­ Фамилия губернатора Москвы? (Растопчин) ­ Сколько действующих лиц в романе? ( 559) ­ Где происходит свидание двух императоров? (В Тильзите) ­ Кто обманул Наполеона? (Лаврушка) ­ Кто желал добра только себе самому? (Наполеон) ­ У кого «ненатурально белые руки»? (У Сперанского) ­ Каким событием испытывает всех своих любимых героев Л.Толстой? (Войной 1812 г.) ­ Любимая мысль Толстого в романе? (Народная) ­ Кто называет Кутузова дедушкой? (Малаша) ­ Где происходит бунт крестьян? (В Богучарове) ­ Кого Толстой называет «палачом народов»? (Наполеона) ­ 3 ­ ­ Что, по мнению Кутузова, будут есть французы? (Лошадиное мясо) ­ Каким оружием воюет Тихон Щербатый? (Топором) ­ Единственный в романе прямо сатирический образ? (Наполеон) ­ Кто является олицетворением «всего русского, доброго, круглого»? (Платон Каратаев) ­ Можно ли, по Толстому, вмешиваться в ход истории? (Нет) ­ Что нужно, по мнению Толстого, чтобы нравственно расти? (Изменяться) ­ Кто хотел всю жизнь «быть вполне хорошим»? (Пьер) ­ Сколько нужно было Наташе ждать до свадьбы с кн. Андреем? (Год) ­ Кто хотел (в мечтах) сменить Кутузова? (Кн. Андрей) ­ Где проходил смотр войск? (Под Браунау) ­ Как звали старшего сына Курагиных? (Ипполит) ­ Какое событие, по Толстому, является противным человеческому разуму? (Война) ­ Сколько проиграл в карты Николай Ростов? (43 тысячи) ­ Какого цвета было первое бальное платье Наташи? (Белое) ­ Какой герой не выговаривал звук «р»? (Денисов) ­ В деятельности чьей комиссии принимал участие кн. Андрей? (Сперанского) ­ Каким эпитетом характеризует Толстой глаза кн. Марьи? (Лучистые) ­ Кличка любимой собаки дядюшки Ростовых? (Ругай) ­ Чем пыталась отравиться Наташа? (Мышьяком) ­ Как, по Толстому, называется отношение приказывающего к тем, кому он приказывает? (Власть) ­ Как звали сына Андрея Болконского? (Николенька) ­ Кто отругал графа Ростова во время охоты? (Данило) ­ В кого превращается Пьер во сне Николеньки Болконского? (В князя Андрея) ­  Какая черта объединила всех в 1812 году? (Патриотизм) ­ В ком из героев отсутствует « всё личное»? (В Кутузове) ­ На что похож вечер в салоне Шерер? (На прядильную мастерскую) ­ Чей портрет рассматривал Наполеон накануне Бородинского сражения? (Сына) ­ Где находился полк кн.Андрея во время Бородинского сражения? (В резерве) ­ Какое потрясение испытал Пьер в плену? (Расстрел пленных) ­ Что под Аустерлицем открыло кн. Андрею новую жизнь? (Небо) ­ Чего ждал Наполеон  на Поклонной горе? (Ключи от Москвы) ­ Символ жизни для князя Андрея после посещения Отрадного? (Дуб) ­ Какую ягоду рвали девочки в оранжерее у кн. Андрея? (Сливу) ­ Как называет кн. Андрей купающихся солдат? (Пушечное мясо) ­ Что, по Толстому, неизбежно в развитии истории? (Фатализм) ­ Что случилось с Кутузовым в 1813 году? (Умер) ­ Какого цвета был на Пьере костюм под Бородино? (Зеленого) ­ Какая черта в русском человеке самая скрытая? (Патриотизм) ­ Символ славы для Болконского? (Тулон) ­ Кого спас Пьер в Москве? (Рамбаля, девочку) ­ Чья батарея изображена в Бородинском сражении? (Раевского) ­  Сущность жизни Наташи? (Любовь) ­ Как называли солдаты Андрея Болконского? (Наш князь) ­ Кто спас Марью Болконскую? (Николай Ростов) ­ Кто бы, по его словам, не одобрил семейную жизнь Пьера? (Платон Каратаев) ­ Какую книгу читает смертельно раненный Болконский? (Евангелие) ­ Любимая поговорка дядюшки Ростовых? («Чистое дело марш») ­ Что такое «дубина народной войны»? (Партизанская война) ­ Сколько детей у Наташи? (4) ­ Кто муж Марьи Болконской? (Николай Ростов) ­ 4 ­ ­ Где проходил обед в честь Багратиона? (В Английском клубе) ­ Какого цвета была собачка у Платона Каратаева? (Лилового) ­ Что разбрасывал Александр с балкона в Тильзите? (Бисквиты) ­ У кого из героинь «заячья губа»? (У Лизы Болконской) ­ Чем дворяне Ростовы отличаются от дворян Болконских? (Патриархальностью) ­ Кто прототип Денисова? (Денис Давыдов) ­ Зачем Пьер остался в Москве? (Убить Наполеона) ­ Кто мать Пьера? (Крестьянка) ­ Кого привязали к спине квартального? (Медведя) ­ Во сколько, по мысли кн. Андрея, не кончена жизнь? (В 31 год) ­ Чем Пьер хотел убить Наполеона? (Ножом) ­ Сколько лет Наташе в начале романа? (13) ­ Кем хотел стать Пьер после встречи с Платоном Каратаевым? (Просто солдатом) ­ Сколько лет прошло от начала до конца романа? (15) ­ Кто нравился в доме Ростовых всем, кроме Наташи? (Долохов) ­ Где разговаривали Пьер и кн.Андрей в Богучарове? (На пароме) ­ Кто первый предложил Наташе руку и сердце? (Денисов) ­ У какого героя была привычка всегда опаздывать? (Пьер) ­ Главное свойство его характера – «наивный и добродушный эгоизм»? (Берг) ­ В каком костюме была Наташа среди ряженых? (Гусара) ­ Любимая мысль Сони? (О самопожертвовании) ­ «Где есть богатые невесты – там и он»? (Борис) ­ Кто написал Анатолю любовное письмо для Наташи? (Долохов) ­ Кого мать Наташи назвала интриганкой? (Соню) ­ «Подлая, бессердечная порода»? (Курагины) ­ Кого Пьер считал «образцом всех совершенств»? (Андрея Болконского) ­ Кто всегда говорил только о себе? (Берг) ­ Какую милость оказал Наполеон Балашеву? (Потрепал за ухо) ­ Сколько партий было при дворе? (9) ­ Самые сильные воины, по мнению Кутузова? (Терпение и время) ­ Кличка лошади Пети Ростова? (Карабах) ­ Что стали делать русские, вступив в разоренную Москву? (Тоже грабить) ­ Чего не там, где «нет простоты, добра и правды»? (Величия) ­ Кто кумир Николеньки Болконского? (Пьер) ­ Кого Толстой называет пустоцветом? (Соню) ­ Чем угощал партизан Петя Ростов? (Изюмом) ­ Что  подарила   Марья Дмитриевна   Наташе  в  день именин?   (Сережки  в  виде   груш  из яхонта). ­ За что брали штраф в салоне Жюли Карагиной? (За французские слова) ­ Кто напугал Николеньку Болконского во сне? (Николай Ростов) ­ Когда «всегда хорошела» княжна Марья? (Когда плакала) ­ В каком сражении был ранен Николай Ростов? (Шенграбенском) ­С кем из взрослых танцевала Наташа на дне рождения? (С Пьером) ­ Какие две добродетели почитал отец Болконского? (Деятельность и ум) ­ Чье лицо «улыбка делает неприятным»? (Вера Ростова) ­ Суть прекрасного в человеке, по мнению Толстого? (Детскость души) Примечание: в случае нехватки вопросов учитель может дополнить своими. ­ 5 ­

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс

Материалы для зачета по роману Толстого "Война и мир", 10 класс
Скачать файл