Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»
Оценка 4.7

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Оценка 4.7
Семинары
docx
история
Взрослым
16.05.2019
Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»
Выступление по теме "Проблемное обучение на уроках истории" представлено на семинаре учителей истории и обществознания по теме "Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода. Проблемный метод обучения позволяет связать воедино весь учебный процесс: от первого слова учителя до последнего слова ученика на экзамене.
Материалы к семинару.docx
Материалы к дистанционному семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода» Тысяча учителей – тысяча методов. Китайская пословица. Подготовила: Вербшина Галина Николаевна  учитель истории и обществознания  МБОУ «Дороховская СОШ» ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ. Я просил сил…  А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.   Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.  Я просил мудрости…  А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать.   Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.  (притча) В   историческом   образовании   сегодня   как   никогда   нужны   единые   тематические рекомендации,   общие   методы,   знание   и   владение   которыми   позволило   бы   учителям творчески применять их на любом занятии. Проблемный метод обучения позволяет связать воедино весь учебный процесс: от первого слова учителя до последнего слова ученика на экзамене. Активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по  разрешению проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение  знаниями . Формула проблемного обучения: Проблемные                                                 ситуации +                      +                                 =                       = активная Самостоятельная деятельность Творческое овладение знаниями. Проблемная ситуация­ состояние интеллектуального затруднения. Проблемный вопрос­ противоречие, разрешаемое посредством размышления. Проблемность­ протеворечивость объекта, недостаточность знаний. Проблематизация­ способы и средства постановки проблем. Структура проблемной ситуации: Неизвестное (новое знание, которое ученик должен  открыть его сам). Познавательная потребность, основанная на противоречии между жизненным опытом детей и историческими фактами и законами. Прошлый опыт, достигнутый уровень знания и развития. Способы создания проблемных ситуаций: Ситуация неожиданности ­ проблемная ситуация «с удивлением». Ситуация предположения.  Различные точки зрения на один и тот же вопрос.  Ситуация выбора. Предложение рассмотреть проблему с различных позиций.  «Яркое пятно» ­ сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.). Схема организации учебной деятельности по разрешению проблем: Постановка и осознание проблемы Выдвижение гипотез, поиск способов решения проблемы. Проверка и доказательство гипотез Решение проблемы, общий вывод, рефлексия. Клише для составления проблемных вопросов:  чем можно объяснить…  может ли это служить доказательством…  есть ли взаимосвязь между…  можно ли утверждать, что…  что изменилось, если бы…  какие условия необходимы, чтобы…  каким образом это могло повлиять на… Алгоритм составления проблемных задач.  1. Берётся  историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее  программе курса и выносимое на обсуждение учащихся (условие задачи)  2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи),  содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с  первым.  3.  На основе обоих положений формулируется проблемный вопрос.  Ценность проблемного урока: Ищу­ и нахожу Думаю­ и узнаю Тренируюсь ­и делаю Выводы. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как   проблемное   обучение   формирует   гармонически   развитую   творческую   личность способную   логически   мыслить,   находить   решения   в   различных   проблемных   ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию   и   само   коррекции.   Постоянная   постановка   перед   ребенком   проблемных ситуаций   приводит   к   тому,   что   он   не   «пасует»   перед   проблемами,   а   стремится   их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. http://anb.21310s03.edusite.ru/p22aa1.html http://www.profistart.ru/ps/blog/39707.html http://festival.1september.ru/articles/413330/ Конспект урока с применением технологии проблемного обучения. Тема урока: Февральская революция 1917г. Тип урока: урок изучения нового материала. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации средствами технологии проблемного обучения.      Цели по содержанию: а) Образовательная. Способствовать формированию представления о Февральской революции как о        попытке реализации буржуазно­ либеральной модели развития страны; уяснить причины  краха буржуазно­либеральной альтернативы. б) Развивающая.         Продолжить развивать умение находить необходимые сведения в разных источниках  информации; решать проблемные вопросы; устанавливать причинно­следственные связи. в) Воспитывающая.         Воспитывать интерес, уважение к истории, определять свое отношение к  историческим событиям нашей страны.      Методы: ­ частично­поисковый ­ исследовательский    Приемы: ­ работа с текстом учебника ­ работа с документами ­ решение проблемных вопросов, ситуаций ­ сообщение учащихся    Формы: ­ индивидуальная ­ групповая ­ фронтальная Структура и ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Орг. момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Мотивация Учитель ставит проблемную ситуацию к изучению  раздела «Великая российская революция».  (Приложение 1) Помогает найти выход из проблемной  ситуации: ­ Ответить на этот вопрос мы сможем, когда изучим  Деятельность учащихся Приветствуют учителя,  проверяют готовность к уроку. Помогают в создании  проблемной ситуации. период с 1917 по 1928 год, который стал временем  мучительного поиска Россией своего места в мировой  цивилизации. Событием, которое открыло  выбор пути дальнейшего развития, стала Февральская революция. Учитель ставит проблемную ситуацию по теме урока.  (Приложение 2) Учитель помогает сформулировать цели урока. ­Что необходимо узнать о Февральской революции,  чтобы решить эту проблему? Целеполагание По мере изложения материала идет схематичное  оформление доски. Актуализация  знаний Февральская революция не была неизбежным  событием, но ее никто и не подготовил. Первичное  усвоение  материала Учитель формулирует проблемную ситуацию  (Приложение3) Делает вывод: ­ Нерешенность актуальных вопросов создала в стране революционную ситуацию. Для того, чтобы она  переросла в революцию нужен был повод. Им стала  забастовка на Путиловском заводе в Петрограде. Учитель ставит проблемную ситуацию    (Приложение  4) Делает вывод: в феврале 1917г. император лишился  всякой поддержки. 2 марта 1917г. Николай 1  подписал акт об отречении от престола. 300 летняя  династия Романовых была свергнута. Учитель предлагает подумать над этим фактом дома и определить свое отношение к высказыванию историка  К.Ф. Шацилло. (Приложение5) В этой ситуации формируются новые органы власти:  Временное правительство и Петроградский совет  рабочих и солдатских депутатов. В России  Записывают тему в  тетрадь. Помогают  формулировать  проблемную задачу. Формулируют цели  урока (причины, повод,  ход, итоги,  последствия, движущие силы, характер  революции) Решают проблемную  ситуацию на основе  имеющихся знаний. Записывают опорный  конспект в тетрадь. Прослушивают  сообщение ученика,  решают проблемную  ситуацию. устанавливается двоевластие. Учитель предлагает самостоятельно поработать в  группах и решить вопрос: в чем особенность этого  двоевластия. Причины и последствия этого феномена. Проводит инструктаж по групповой работе. Учитель делает вывод.  Двоевластие  ­ одновременное  существование двух органов власти: Временного  правительства, которое имело официальную власть, и  Петроградского совета, который не имел  государственной власти, но опирался на поддержку  трудовых масс рабочих, солдат. Временное  правительство держалось (до июля 1917) только  благодаря поддержке Советов. Это своеобразие  власти порождало множество проблем,  неустойчивость данной власти. Учитель ставит проблемную ситуацию                 (Приложение 7)  Ответить на вопрос сможете, оценив деятельность  Временного правительства. Предлагает части класса поработать с текстом  учебников, другой части класса – с документами. Учитель делает вывод: Временное правительство  приняло демократические законы. Это был шаг к  созданию демократического правового государства.  Но то, что оно откладывало решение важнейших  вопросов на неопределенный срок, стало главной  ошибкой, которая привела к падению его авторитета,  а потом и власти. Назовите, какие этапы революции изучили и кратко  охарактеризуйте их. Предлагает решить проблемную ситуацию, которая  была поставлена в начале урока.  В качестве вывода учитель записывает высказывание  А.Д.Степанского (Приложение8) Работают в группах по  вопросам,  предоставленным  учителем    (Приложение 6) Решают проблемную  ситуацию, работают с  учебником и  документами. Называют и  характеризуют этапы  революции. Решают  проблемную ситуацию. Предлагает решить оставшиеся вопросы: движущие  силы, характер революции, т.д. Отвечают на вопросы. Осознание и  осмысление  учебной  информации Учитель делает вывод:  Февральская революция  открыла путь для демократического развития России.  А почему этот путь не сохранился, мы узнаем на  следующем уроке. Предлагает выполнить тест. (Приложение 9) Выполняют тест. Первичное  закрепление  учебного  материала Рефлексия Сверить ответы Информация о  домашнем  задании пп.10,11.  Определить отношение к высказыванию  историка. Запись в дневник.                                                         Приложение 1 Мы изучили развитие России в начале 20 века. Вспомните экономические, политические характерные черты этого периода.   В 30­е гг. 20 века Россия станет республикой и будет развиваться социализм. Почему?                                                        Приложение 2 Какой главный итог Февральской революции? Февральская революция привела к свержению самодержавия, которое считали источником  всех бед в России, но почему произошла после февраля Октябрьская революция 1917г.?                                                       Приложение 3 В 1917 году, в феврале, уже не нашлось ни одного полка, ни одного генерала, ни одной  сколько­нибудь значительной группы людей, которые встали бы на защиту Николая 2, хотя до этого миллионы людей с воодушевлением пели «Боже, царя храни», а солдаты шли в бой «за веру, царя и Отечество». Почему так произошло – царя «смахнули с плеча», что пушинку, а народу, веками ему  преклонявшемуся, не оказалось до него никакого дела?                                                     Приложение 4 Прослушав сообщение, постарайтесь ответить на вопрос. Почему в ходе революции 1905  года самодержавию удалось переломить ситуацию на свою сторону, а в ходе революции  1917 года Николаю 2 пришлось отречься от престола? Что изменилось в ходе революции? Приложение5 Историк К.Ф.Шацилло утверждает, что «царь Николай2 своей бездарной политикой привел страну к революции, а себя и свою любимую семью загнал в подвал Ипатьевского дома».                                                    Приложение 6 Задание к групповой работе.  Кратко охарактеризуйте историческую ситуацию, в которой произошло  формирование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и  Временного правительства  (социальная база, партийный состав, цели деятельности;  можно начертить схему двоевластия).  Почему стало возможным появление двоевластия в России?  Кратко осветить проблемы, которые возникли в связи с двоевластием.  Попытайтесь дать оценку уникальности политического явления – двоевластия.                                                 Приложение 7 Установилась новая форма власти, которую поддерживало все общество. Но почему эта  власть смогла продержаться только до июля 1917 года?                                                 Приложение 8 А.Д.Степанский. «Важнейший урок всех революций: они происходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию».                                                 Приложение 9                                                         Тест. Отслеживание результатов учащихся по технологии проблемного обучения. Фамилия  учащихся Иванов ……..   ы с о р п о в ь т а в а д а з   е и н е м У     е е н а р ь т а в о з ь л о п с и   е и н е м У     и я и н а н з   е ы н н е о в с у   е ы в о н в       х и ь т и с о н е р е п и и ц а у т и с Примеры  заданий  (индивидуально  для каждого  ученика)   я а в о к с и о п я а н в и т к А     е и н е м у   : ь т с о н ь л е т я е д . ы з е т о п и г     ь т и о р т с с н в + с н в н в с с + н +     ь т я л е д е р п о   е и н е м У у     е и в т с т у с т о и л и   е и ч и л а н     а б о с о п с   о г е щ б о я б е с     е н   , ю е м у (   ч а д а з   я и н е ш е р в + ) ь т а н з у   о д а н   , ю а н з Формулировки   метапредметных результатов  во ФГОС 1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить  и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности.  2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные  способы решения учебных и познавательных задач. 3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения  результата, определять способы действий в рамках предложенных  условий и требований, корректировать свои действия в соответствии  с изменяющейся ситуацией.  4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения. 5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений  и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности.  6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать  аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные  связи, строить логические рассуждения, умозаключения  (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. 7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 8) Смысловое чтение.  9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе  согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение.  10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной  речью. Реализация в программе и учебниках по истории  Через проблемно­диало­гическую  технологию, инструменты  реализации которой (проблемные  ситуации, тексты и задания для  открытия нового) заложены в  методический аппарат учебников. Через технологию оценивания  учебных успехов, инструменты  реализации которой (алгоритм  самооценивания, задания  актуализации) заложены в  методический аппарат учебников и  УМК. Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщённый алгоритм  работы с продуктивными заданиями. Через основной массив текстов,  рассчитанных на использование  технологии продуктивного чтения,  т.е. самостоятельное вычитывание  смыслов (наличие подтекстовой  информации). Через часть продуктивных заданий,  требующих парного или группового  взаимодействия, особенно при  определении своего отношения к  историческим явлениям. Через технологию проблемного  диалога и через основной массив  продуктивных заданий, требующих  формулиро­вания своей позиции. Примеры заданий при подготовке к ЕГЭ по истории на основе технологии проблемного обучения: 1.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым  высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической  науке.  «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,  военных и культурных достижений стран Западной Европы ».  Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно  подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно  опровергнуть её.  Ответ запишите в следующем виде.  Аргументы в подтверждение:  1) …  2) …    Аргументы в опровержение:  1) …  2) … 2.Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются  верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в  таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны  2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт­Петербурге 3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР 4) автором скульптуры является П.К. Клодт  5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

Материалы к  семинару «Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»
Скачать файл