Цель зачёта: определение уровня сформированности базовых знаний, умений, навыков по учебной дисциплине «Естествознание»
Форма зачёта: Комплексная контрольная работа
Продолжительность: 45 минут
Комплексная контрольная работа включает в себя вопросы и задания разделов физики, химии и биологии.
Работа состоит из 3 частей и включает 40 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 5 заданий (В1–В5), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий. Задания C1–C5 требуют полного (развёрнутого) ответа.
Естествознание зачёт.docx
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
«Тотемский политехнический колледж»
(Никольский филиал)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебнопроизводственной
деятельности БОУ СПО ВО
«Тотемский политехнический колледж»
_______________/А.Н.Нестеров/
____________________________
Материалы к дифференцированному зачёту
За 2 семестр 2013 – 2014 учебный год
1 курс, 101 группа
Преподаватель: Подольская Е.С.
по учебной дисциплине
«Естествознание»
Профессия 260807.01 Повар, кондитер
РАССМОТРЕНО
на заседании предметноцикловой комиссии
протокол № ______
от_________________________
председатель
комиссии______________/В.В.Корепина/ Никольск 2014
Пояснительная записка
Цель зачёта: определение уровня сформированности базовых знаний,
умений, навыков по учебной дисциплине «Естествознание»
Форма зачёта: Комплексная контрольная работа
Продолжительность: 45 минут
Комплексная контрольная работа включает в себя вопросы и задания
разделов физики, химии и биологии.
Работа состоит из 3 частей и включает 40 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию даётся 4 варианта
ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 5 заданий (В1–В5), на которые надо дать краткий ответ в
виде числа или последовательности цифр.
Часть 3 содержит 5 наиболее сложных заданий. Задания C1–C5 требуют
полного (развёрнутого) ответа.
Критерии оценивания работы по естествознанию
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ
или ответ отсутствует – 0 баллов.
Часть 2
За полный правильный ответ в заданиях В1–В5 ставится 2 балла, если
допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или
его отсутствие – 0 баллов.
Часть 3
Решения заданий С1–С5 части 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются на
основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за
выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности
данного ответа выставляется от 0 до 5 баллов. Часть 1
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами
задания (A1–A30) поставьте цифру, которая соответствует номеру
выбранного вами ответа.
A1
В ряду элементов
Na
Mg
Al
Si
уменьшаются радиусы атомов
уменьшается число протонов в ядрах атомов
увеличивается число электронных слоёв в атомах
уменьшается высшая степень окисления атомов
1
)
2
)
3
)
4
)
A2
Верны ли следующие суждения о соединениях металлов?
А. Степень окисления бериллия в высшем оксиде равна +2.
Б. Оснóвные свойства оксида магния выражены сильнее, чем у оксида
алюминия.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
1
)
2
)
3
)
4
)
A3
Химическая связь в молекулах метана и хлорида кальция соответственно ковалентная полярная и металлическая
ионная и ковалентная полярная
ковалентная неполярная и ионная
ковалентная полярная и ионная
1
)
2
)
3
)
4
)
(NH4)2SO4
Среди перечисленных веществ:
А) NaHCO3
Б) HCOOK
В)
Г) KHSO3
Д) Na2HPO4
Е) Na3PO4
кислыми солями являются
1
)
2
)
3
)
4
)
Цинк взаимодействует с раствором
1
)
АГД
АВЕ
БДE
BДЕ
CuSO4
MgCl2
2
)
Na2SO4
3
)
A4
A5
A6
Какой оксид реагирует с раствором НСl, но не реагирует с раствором NaOH?
CO
1
)
SO3
2
)
P2O5
3
)
A7
CaCl2
MgO
4
)
4
) В схеме превращений
Fe
X
FeCl3
Y
Fe(OH)3
веществами «X» и «Y» являются соответственно
Cl2 и Cu(OH)2
CuCl2(рр) и NaOH
Cl2 и NaOH
HCl и H2O
1
)
2
)
3
)
4
)
A8
Бутен1 является структурным изомером
бутана
циклобутана
бутина
бутадиена
1
)
2
)
3
)
4
)
A9
Свежеосаждённый гидроксид меди(II) реагирует с
пропанолом
глицерином
этиловым спиртом
диэтиловым эфиром
1
)
2
)
3
)
4
)
A10
Скорость реакции азота с водородом понизится при
уменьшении температуры
увеличении концентрации азота
1
)
2
) A11
увеличении давления
использовании катализатора
3
)
4
)
Подъёмный кран поднимает груз с постоянным ускорением. На груз со
стороны троса действует сила, равная 8103 H. Сила, действующая на трос со
стороны груза,
1) равна 8 103 Н и направлена вниз
2) меньше 8 103 Н и направлена вниз
3) больше 8 103 Н и направлена вверх
4) равна 8 103 Н и направлена вверх
A12
Камень массой 200 г брошен под углом 45° к горизонту с начальной
скоростью = 15 м/с. Модуль силы тяжести, действующей на камень в
момент броска, равен
1) 0
2) 1,33 Н
3) 3,0 Н
4) 2,0 Н
A13
Шары движутся со скоростями, показанными на рисунке, и при
2
столкновении слипаются. Как будет направлен импульс шаров
после столкновения?
1
1)
2)
3)
4)
A14
Под микроскопом наблюдают хаотическое движение мельчайших частиц мела
в капле растительного масла. Это явление называют 1) диффузией жидкостей
2) испарением жидкостей
3) конвекцией в жидкости
4) броуновским движением
A15
На рисунке приведён график циклического процесса,
осуществляемого с идеальным газом. Масса газа постоянна.
Изотермическому сжатию соответствует участок
р
1) АВ
2) ВС
3) СD
4) DА
0
B
C
A
D
Т
A16
В сосуде с подвижным поршнем находится вода и её насыщенный пар. Объём
пара изотермически уменьшили в 2 раза. Концентрация молекул пара при
этом
1) не изменилась
2) увеличилась в 2 раза
3) уменьшилась в 2 раза
4) увеличилась в 4 раза
A17
На графике показана зависимость
давления одноатомного идеального газа
от его объёма. При переходе из
состояния 1 в состояние 2 газ совершил
работу, равную 5 кДж. Количество
теплоты, полученное газом при этом
переходе, равно
1) 1 кДж
2) 4 кДж
3) 5 кДж
4) 7 кДж
A18
На рисунке представлено расположение двух
неподвижных точечных электрических зарядов
– q (q > 0). Направлению вектора напряженности
суммарного электрического поля этих зарядов в
точке А соответствует стрелка
+ q и 1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
A19
По проводнику с сопротивлением R течет ток I. Как изменится количество
теплоты, выделяющееся в проводнике в единицу времени, если его
сопротивление увеличить в 2 раза, а силу тока уменьшить в 2 раза?
1) увеличится в 2 раза
2) уменьшится в 2 раза
3) не изменится
4) уменьшится в 8 раз A20
Идеальный газ в количестве молей при температуре Т и давлении р занимает
объём V. Какую константу можно определить по этим данным?
1) число Авогадро NA
2) газовую постоянную R
3) постоянную Планка h
4) постоянную Больцмана k
A21
Генеалогический метод используют для
получения генных и геномных мутаций
изучения влияния воспитания на онтогенез человека
исследования наследственности и изменчивости человека
изучения этапов эволюции органического мира
1
)
2
)
3
)
4
)
A22
Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?
хлоропласт
митохондрия
эндоплазматическая сеть
рибосома
1
)
2
)
3
)
4
)
Промежуточный характер наследования признака проявляется при
сцеплении генов
неполном доминировании
независимом расщеплении
множественном действии генов
1
)
2
)
3
)
4
)
A23
A24 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?
1 : 1
3 : 1
1 : 1 : 1 : 1
9 : 3 : 3 : 1
1
)
2
)
3
)
4
)
A25
Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, –критерий
экологический
географический
физиологический
морфологический
1
)
2
)
3
)
4
)
A26
Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
мутационная изменчивость
географическая изоляция
борьба за существование
искусственный отбор
1
)
2
)
3
)
4
)
A27
Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказ ательством
происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
приспособленности организмов к среде обитания
индивидуального развития растений и животных
1
)
2
)
3
) влияния окружающей среды на развитие организмов
4
)
A28
К атавизмам человека относят появление
хвостовых позвонков
диафрагмы
дифференцированных зубов
шестипалой конечности
1
)
2
)
3
)
4
)
A29
Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
гриб и водоросль в лишайнике
культурные и сорные растения
хищник и жертва
плотоядные и растительноядные животные
1
)
2
)
3
)
4
)
A30
Благодаря оплодотворению и мейозу
поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
изменяется число хромосом из поколения в поколение
сохраняется фенотип особей в популяциях вида
1
)
2
)
3
)
4
)
Часть 2
В задании B1 к каждому элементу первого столбца подберите
соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
B1
Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит. НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ
бутин
циклогексан
пропан
бутадиен
А
)
Б
)
В
)
Г
)
Отве
т:
А
Б
В
Г
ОБЩАЯ ФОРМУЛА
CnH2n+2
CnH2n
CnH2n–2
CnH2n–4
CnH2n–6
1
)
2
)
3
)
4
)
5
)
Ответом к заданиям B2, В3 является последовательность из цифр,
которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите
эти цифры в порядке возрастания без пробелов, запятых и других
дополнительных символов.
B2
Фенол реагирует с
кислородом
бензолом
гидроксидом натрия
хлороводородом
натрием
оксидом углерода(IV)
1
)
2
)
3
)
4
)
5
)
6
)
Ответ:__________________________
B3
Шарик
брошен
вертикально
вверх
с
начальной
скоростью
r (см. рисунок). Установите соответствие между графиками и
физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики
могут представлять (t0 – время полёта). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу
выбранные цифры под соответствующими буквами.
ГРАФИКИ
1)
2)
3)
4)
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
координата шарика y
проекция скорости шарика y
проекция ускорения шарика ay
Fy
проекция
силы тяжести,
действующей на шарик
А
Б
А)
Б)
Ответ:
B4
Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоз а?
образование двух ядер
расхождение гомологичных хромосом
образование метафазной пластинки
сближение гомологичных хромосом
обмен участками гомологичных хромосом
спирализация хромосом
1
)
2
)
3
)
4
)
5
)
6
)
Ответ: В задании B5 установите правильную последовательность
биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите
в таблицу соответствующие им цифры без пробелов и какихлибо
дополнительных символов.
B5
Укажите последовательность процессов географического видообразования.
распространение признака в популяции
появление мутаций в новых условиях жизни
пространственная изоляция популяций
отбор особей с полезными изменениями
образование нового вида
1
)
2
)
3
)
4
)
5
)
Ответ:
Часть 3
C1
Для записи ответов к заданиям этой части (С1–С5) запишите
сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем его полное решение.
Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной
серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший
бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с
железом.
Напишите уравнения описанных реакций.
C2
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения:
CH CH CH OH
2
2
2
3
H SO
4
180 C
X
1
HCl
X
2
NaOH, H O
2
X
3
o
KMnO , H O, 0 C
4
2
X
1
X
4
C3
Грузы массами
M = 1 кг и m связаны лёгкой нерастяжимой нитью, переброшенной через
блок, по которому нить может скользить без трения (см. рисунок). Груз
массой M находится на шероховатой наклонной плоскости (угол наклона
плоскости к горизонту = 30°, коэффициент трения = 0,3). Чему равно
максимальное значение массы m, при
котором система грузов ещё не выходит
первоначального состояния покоя?
Решение
схематичным
рисунком с указанием используемых сил.
поясните
M
из
m
C4
C5
Необходимо расплавить лёд массой 0,2 кг, имеющий температуру 0 ºС.
Выполнима ли эта задача, если потребляемая мощность нагревательного
элемента – 400 Вт, тепловые потери составляют 30%, а время работы
нагревателя не должно превышать 5 минут?
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с
растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было
единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой
пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и
усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве
получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину
растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого
скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните
полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном
случае? Критерии оценивания работы по естествознанию
ЧАСТЬ 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный
ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания ответ
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
1
3
4
1
1
4
3
2
2
1
№ задания ответ
А11
А12
А13
А14
А15
А16
А17
А18
А19
А20
1
4
1
4
4
1
3
4
2
2
ЧАСТЬ 2
№ задания ответ
А21
А22
А23
А24
А25
А26
А27
А28
А29
А30
3
4
2
2
1
1
1
1
2
1
За полный правильный ответ в заданиях В1–В5 ставится 2 балла, если
допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или
его отсутствие – 0 баллов.
№
В1
В2
В3
В4
В5
Ответ
3213
135
21
456
32415
ЧАСТЬ 3
Решения заданий С1–С5 части 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются на
основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за
выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности
данного ответа выставляется от 0 до 5 баллов.
C1
Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной
серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший
бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с
железом. Напишите уравнения описанных реакций
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа:
Написаны четыре уравнения описанных реакций:
1) 2Fe + 6H2SO4
Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O
t°
2) Fe2(SO4)3 + 6NaOH = 2Fe(OH)3 + 3Na2SO4
3) 2Fe(OH)3
Fe2O3 + 3H2O
t°
4) Fe2O3 + Fe = 3FeO
Правильно записаны 4 уравнения реакций
Правильно записаны 3 уравнения реакций
Правильно записаны 2 уравнения реакций
Правильно записано 1 уравнение реакции
Все элементы ответа записаны неверно
Максимальный балл
C2
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Баллы
4
3
2
1
0
4
CH CH CH OH
2
2
2
3
H SO
4
180 C
X
1
HCl
X
2
NaOH, H O
2
X
3
o
KMnO , H O, 0 C
4
2
X
1
X
4
Элементы ответа:
приведены уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
1) H C H C CH OH
H C HC CH H O
3
3
2
2
2
2
2
H SO
4
180 C
2) H C HC CH
3
2
HCl H C CH CH
3
3
Cl
3) H C CH CH
3
3
NaOH
2H O
H C CH CH NaCl
3
3
Cl
CH
3
OH
4) H C CH OH
3
2
H SO , 180 C
4
CH CH CH H O
2
2
3
5) 3CH CH CH 2KMnO 4H O
3
4
2
2KOH 3CH CH CH
3
2
2
o
0 C
2MnO
2
OH OH
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 5
Правильно записаны 4 уравнения реакций
4
Правильно записаны 3 уравнения реакций
3
Правильно записаны 2 уравнения реакций
2
Правильно записано одно уравнение реакции
1
0
Все элементы ответа записаны неверно
Максимальный балл
5
* Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях
в одном из элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела
к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только
на 1 балл.
C3
Необходимо расплавить лёд массой 0,2 кг, имеющий температуру 0 ºС.
Выполнима ли эта задача, если потребляемая мощность нагревательного
элемента – 400 Вт, тепловые потери составляют 30%, а время работы
нагревателя не должно превышать 5 минут?
Возможное решение
Согласно первому началу термодинамики количество теплоты, необходимое
для плавления льда, Q1 = m, где – удельная теплота плавления льда. Q2 –
подведённое джоулево тепло: Q2 = ηPt. В соответствии с заданными
условиями Q1 = 66 кДж и Q2 = 84 кДж, а значит, Q1 < Q2, и поставленная
задача выполнима.
Критерии оценивания выполнения задания
Приведено полное решение, включающее следующие элементы:
I)
Баллы
3
записаны положения теории и физические законы,
закономерности,
применение которых необходимо для
решения задачи выбранным способом (в данном случае
I начало термодинамики, закон Джоуля – Ленца);
описаны все вводимые в решение буквенные обозначения
физических величин (за исключением,
возможно,
обозначений констант, указанных в варианте КИМ и
обозначений, используемых в условии задачи);
проведены необходимые математические преобразования
(допускается вербальное указание на их проведение) и
расчеты, приводящие к правильному числовому ответу
(допускается решение "по частям" с промежуточными
вычислениями);
представлен правильный ответ с указанием единиц измерения
искомой величины
II)
III)
IV)
Правильно записаны необходимые положения теории и физические
законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и
представлен правильный ответ с указанием единиц измерения
искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.
Записи, соответствующие одному или обоим пунктам: II и III –
представлены не в полном объеме или отсутствуют.
ИЛИ
При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в
решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не
зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).
ИЛИ
При ПОЛНОМ решении в необходимых математических
преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и(или)
преобразования/вычисления не доведены до конца
ИЛИ
При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нем допущена
ошибка.
Представлены записи, соответствующие одному из следующих
2
1 случаев.
Представлены только положения и формулы, выражающие
физические законы, применение которых необходимо для решения
задачи, без какихлибо преобразований с их использованием,
направленных на решение задачи, и ответа.
ИЛИ
В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая
для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения),
но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися
формулами, направленные на решение задачи.
ИЛИ
В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи
(или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка,
но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися
формулами, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
A
0
При подключении к точке
В цепи, изображённой на рисунке, сопротивление
диодов в прямом направлении пренебрежимо мало, а в
обратном многократно превышает сопротивление
резисторов.
А
положительного полюса, а к точке В отрицательного
полюса батареи с ЭДС 12 В и пренебрежимо малым
внутренним сопротивлением, потребляемая мощность равна 7,2 Вт. При
изменении полярности подключения батареи потребляемая мощность
оказалась равной 14,4 Вт.
Укажите условия протекания тока через диоды и резисторы в обоих случаях и
определите сопротивление резисторов в этой цепи.
R2
R1
B
C4
1 При подключении положительного полюса батареи к точке А
), поэтому ток
потенциал точки А выше потенциала точки В (
B
A
Образ ец возможного решения
через резистор R1 не течёт, а течёт через резистор R2. Эквивалентная
схема цепи имеет вид, изображённый на рис. 1. Потребляемая
мощность
. A
2 При изменении полярности подключения батареи
, ток через резистор R2 не течёт, но течёт
B
через резистор R1. Эквивалентная схема цепи в этом
случае изображена на рис. 2. При этом потребляемая
мощность
.
P
2
2
R
1
3 Из этих уравнений:
.
R
2
2
P
1
,
R
1
2
P
2
А
В
А
В
R2
Рис. 1
R1
Рис. 2
4 Подставляя значения физических величин, указанные в условии,
получаем:
.
Баллы
3
Ответ:
R
1
10 Î ì ,
R
2
20 Î ì
.
Критерии оценивания выполнения задания
II)
Приведено полное решение, включающее следующие элементы:
I)
записаны положения теории и физические законы,
закономерности, применение которых необходимо для
решения задачи выбранным способом (в данном случае
порядок протекания тока через диоды, формула
расчета мощности);
описаны все вводимые в решение буквенные обозначения
физических величин;
проведены необходимые математические преобразования
(допускается вербальное указание на их проведение) и
расчёты, приводящие к правильному числовому ответу
(допускается решение "по частям" с промежуточными
вычислениями);
представлен правильный ответ с указанием единиц
измерения искомой величины
IV)
III) Правильно записаны необходимые положения теории и
физические законы, закономерности, проведены необходимые
преобразования и представлен правильный ответ с указанием
единиц измерения искомой величины. Но имеется один из
следующих недостатков.
Записи, соответствующие одному или обоим пунктам: II и III –
представлены не в полном объеме или отсутствуют.
ИЛИ
При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не
входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от
решения (не зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).
ИЛИ
При ПОЛНОМ решении в необходимых математических
преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и(или)
преобразования/вычисления не доведены до конца.
ИЛИ
При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём
допущена ошибка
Представлены записи, соответствующие одному из следующих
случаев.
Представлены только положения и формулы, выражающие
физические законы, применение которых необходимо для
решения задачи, без какихлибо преобразований с их
использованием, направленных на решение задачи, и ответа.
ИЛИ
В решении отсутствует ОДНА из исходных формул,
необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в
основе решения),
но присутствуют логически верные
преобразования с имеющимися формулами, направленные на
решение задачи.
ИЛИ
В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения
задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена
ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с
имеющимися формулами, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
2
1
0 C5
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с
растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было
единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой
пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и
усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве
получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину
растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого
скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните
полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном
случае?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Схема решения задачи включает:
1) 1е скрещивание:
Баллы
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
Р. ААBВ ааbb
G АB аb
F1 АаBb
семена гладкие и усики;
2) 2е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
Р. АаBb ааbb
G АB , аb аb
F1 АаBb, ааbb
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются
доминантными, так как при 1м скрещивании всё поколение
растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены,
определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В),
локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как
при 2м скрещивании произошло расщепление по двум парам
признаков в соотношении 1:1
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше
элемента, но содержит негрубые биологические ошибки
3
2 Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше
элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл
1
0
3
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы к зачету по естествознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.