Материалы недели "Знак" как метапредмет
Оценка 5

Материалы недели "Знак" как метапредмет

Оценка 5
Документация +3
pdf
русский язык +1
2 кл—11 кл +1
14.01.2019
Материалы недели "Знак" как метапредмет
Публикация является частью публикации:
РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА Болотникова (1).pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОНЕЦКА

МОУ «ГИМНАЗИЯ №6 Г.ДОНЕЦКА»

 

 

РАЗРАБОТКА 

МАСТЕР-КЛАССА

"ЗНАК" КАК  МЕТАПРЕДМЕТ  И СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  НА  УРОКАХ 

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 

учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия№6 г.Донецка

 

БОЛОТНИКОВОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАСТЕР-КЛАСС  "ЗНАК" КАК  МЕТАПРЕДМЕТ  И СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  НА  УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 

Категория участников: педагоги МОУ г. Донецка

Цель:  проектирование  метапредметного пространства, направленного на формирование  жизненной компетентности обучающегося как основной цели и результате образования  

Задачи:

1.  Определить дефиниции "метапредмет", "знак", "опорный компакт".

2.  Обосновать  актуальность метапредмета  "Знак" для формирования жизненной компетентности обучающихся .

3.  Раскрыть возможные педагогические  приемы, направленные на реализацию умения кодировать, свертывать, осмысливать, запоминать, архивировать учебную  информацию . 4. Создать условия для практического овладения участниками мастер-класса умением кодировать, свертывать, осмысливать, запоминать, архивировать   информацию в виде опорного компакта  как особого способа соединения формы и содержания  учебного материала на уроках русского языка и литературы,  интегрирующего  интеллектуальные, творческие, чувственные, поисковые, воспитательные и скрытые потенциальные ресурсы ученика.

5. Создать условия для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность.

СЦЕНАРНЫЙ ХОД

1. Индукция.  Целеполагание.

Добрый день , уважаемые коллеги! 

Понятие «метапредметное обучение» приобретает  сегодня особую популярность.  Это вполне объяснимо, т.к. метапредметный подход заложен в основу государственных  образовательных стандартов. Однако, согласно анкетированию, проведенному мною в процессе подготовки к мастер-классу  только часть учителей понимают суть метапредметного обучения и лишь  некоторые  из них осознанно  применяют на своих уроках технологии, формы, методы, приемы, направленные на формирование метапредметных результатов.   

Целью мастер-класса  по теме   "Знак как метапредмет и способ представления содержания учебного материала на уроках русского языка и литературы"  является  проектирование  метапредметного пространства, направленного на формирование  жизненной компетентности обучающегося как основной цели и результате образования . 

В ходе проведения мастер-класса мы познакомимся с понятиями "метапредмет", "знак", "опорный компакт",  возможными педагогическими  приемами, направленными  на реализацию умения кодировать, свертывать, осмысливать, запоминать, архивировать учебную  информацию , на практике овладеем умением создавать опорный компакт.

2. Актуализация понятия через постановку проблемной задачи

Мета... Мы слышим это слово повсюду. Но что именно оно обозначает? Кто из присутствующих в зале даст ответ на этот вопрос? 

 Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, несколько педагогических приемов, которые помогут Вам быстрее сориентироваться и дать ответ на этот сложный вопрос. 

 

Прием 1. ( лингвистический). Парное представление слов 

 

Давайте постараемся  осмыслить значение  префикса греческого происхождения  "мета" через пары слов: Физика - метафизика

Язык- метаязык

Предмет - метапредмет

Кто-то может  через сравнение слов дать понятие префикса "мета"?

(участники мастер-класса могут прийти к выводу, что между парами слов есть нечто общее, выраженное в общем корне, а в префиксе "мета" как раз заложены различия в значениях этих слов).

 

Прием 2. (символьно-образный).Парное представление картинок   

 

Чтобы  определить  лексическое значение слов в парах и  с его помощью  значение префикса "мета", я предлагаю Вам воспользоваться подсказкой.  В качестве подсказки я предлагаю  парные картинки к данным понятиям (приложение 1, 2,3).

Приложение 1.  "Человек" - "Аура человека" (физика-метафизика).

Приложение 2. "Текст на русском языке" - "Текст на языке программирования" (языкметаязык).

Приложение 3. "Обложки учебников "Математика", "Литература", "Химия"- "Обложки учебников "Знак", "Проблема", "Задача" (предмет-метапредмет). 

Помогают ли картинки понять смысл малознакомых слов "метафизика", "метаязык", "метапредмет" и общее значение префикса "мета"? Давайте попытаемся сформулировать эти понятия.

Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие свойства окружающего мира (обращение к картинке "Человек").

Метафизика - философское учение о недоступных человеку началах мира, рассматривающих явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития (обращение к картинке "Аура человека").

В области вопросов метафизики лежит наличие Вселенского Разума, Души, Бога. Экстрасенсорика,  предсказание, нетрадиционная медицина - это те области, которыми занимается метафизика.

Язык - сложная знаковая система , естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (обращение к картинке "Текст на русском языке").

Метаязык - это любой естественный или искусственный язык (язык «второго уровня»), на котором описывается другой язык (язык «первого уровня»). То есть, в самом общем смысле, метаязык представляет собой некоторый язык описания какого-либо языка (пример - язык программирования) (обращение к картинке " Текст на языке  программирования").

Предмет (например, учебный) - система  знаний, умений и навыков , отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении (обращение к картинке "Учебные предметы"). Метапредмет - 1) предмет, который соединяет в себе идею предметности и надпредметности,   отличный от предметов традиционного цикла;

2)  способ  учебной деятельности, который помогает формировать  у обучающегося целостное представление о мире ( Громыко Ю.В.) (обращение к  картинке "Обложки учебников  Ю.В.Громыко  "Знак", "Проблема", "Знание" и др.)

 

Итак, мы  проанализировали слова попарно, дали их лексическое значение, а теперь посмотрите, что связывает все слова,  и дайте  определение дефиниции "мета".

В "Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой "мета - то, что отличает от кого-либо, чего-либо однородного"

Давайте проанализируем выполненное задание. Трудно ли было  сразу дать  толкование слов "метафизика", "метаязык", "метапредмет". Помогло  ли Вам представление слов попарно? А картинки? Почему? 

Промежуточный вывод: картинки очень помогли уловить смысл  малознакомых слов и запомнить  их лексическое значение . Знакомство с понятием произошло не через запоминание, а через промысливание информации. Картинка в данном случае - своеобразный код. Прием, который я Вам представила,  можно назвать "кодированием, свертыванием информации".  Его можно использовать на уроке при знакомстве с новой информацией.  Если же говорить о систематической работе со"знаком" как  "метапредметом" и способом представления определенного, продуманного нами содержания учебного материала , то далее я хочу познакомить Вас с отдельными приемами и методами реализации метапредмета "Знак"  как на моих уроках, так и на уроках моих коллег.

3. Проблематизация.  Выход на формирование жизненных компетентностей.

Для начала прошу Вас вспомнить и назвать  виды знаков, которые мы чаще всего используем на своих уроках и с которыми  учим  работать наших учеников,  и те знаки, которые встречаются   в жизни.

 

 

Прием 3. "Мозговой штурм"

Знаки на уроке

Знаки в жизни

 учебные схемы (понятийные, логические и

др.)

карта города, план эвакуации

 учебные алгоритмы

инструкция  работы с бытовым прибором

графическое выделение (например, члены предложения, морфемы)

расписание движения пригородных поездов

 учебный кластер

промышленная корпорация, автомобильная корпорация и др.

учебные рисунки,  картинки, чертежи

ментальные карты, детский рисунок 

учебные фотографии (портреты писателей, ученых и др.)

любительское фото разных жанров

учебные символы, концепты

дорожные знаки, логотипы учреждений и др.

 Промежуточный вывод: таким образом, наши ученики, работая со знаковыми изображениями, схемами и чертежами, приобретают жизненные компетентности, что  дает им возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

4. Презентация педагогического опыта  по заявленной теме. Дефиниция понятий

"опорный компакт", "опорный образ". Педагогический прием "Опорный компакт"

Идея уплотненной подачи учебного материала  заинтересовала меня еще со школьной скамьи, когда я познакомилась с методикой нашего земляка Виктора Федоровича Шаталова.  В своей работе на уроке  я   использую разные знаки: схемы, алгоритмы, кластеры, рисунки и др. Но сегодня я хочу познакомить Вас с одним приемом, входящим в метапредмет "Знак" - использование "опорного компакта". 

Прием 4. Опорный компакт

Опорные компакты - это структурированная система опорных сигналов, передача большого объема информации при незначительном графическом объеме. Такие  своеобразные «узелки на память», опоры.  Опорные компакты - это  опорные образы, наполненные исчерпывающей учебной информацией в алгоритмическом порядке. В качестве опорного образа  компакта я предлагаю использовать природные образы, т.к. они  обладают свойством интегрировать   интеллектуальные, творческие, чувственные, поисковые, воспитательные и скрытые потенциальные ресурсы ученика. Этот метод в своей работе чаще использую с учащимися среднего звена.

Видеопрезентация  работ учеников и педагогов. Комментирование (Приложение 2)

5.  Представление  инструкции по составлению  «Опорного компакта» (Приложение 1)

1.      Изучить определение.

2.      Отобрать наиболее значимую и существенную информацию по теме.

3.      Определить поиск решения и форму предоставления материала.

4.      Подобрать «опорный образ» (целостный, природный, логический),  основанный на ассоциации.

5.      Воспроизвести изображение информации или объекта.

6.      Разделить информацию на логические части, разместить ее  в алгоритмическом порядке на подобранном «опорном образе» (в случае необходимости ввести условные обозначения).

7.      Произвести группировку материала.

 

6.  Работа в группах. Отработка предложенного  приема.

Предлагаю Вам сейчас объединиться в  группы и попробовать  применить  методику опорного компакта  в рамках метапредмета  «Знак".

Задание. Вам необходимо ознакомиться с понятием "система" и  в течение 5 минут представить его  в виде опорного образа (компакта). Основу компакта должен  составить природный образ, выбранный Вами. 

Систе ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) —  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Система представляет собой совокупность элементов (объектов, субъектов), находящихся между собой в определенной зависимости и составляющих некоторое единство (целостность), направленное на достижение определенной цели.

Демонстрация полученных результатов. Презентация опорных компактов, созданных участниками мастер-класса.

7. Рефлексия

Итак, давайте подведем итог нашего мастер-класса.

Согласитесь ли Вы с утверждениями:

-  метапредмет универсален и направлен на формирование жизненных компетентностей;

-  использование разных видов "знаков" на уроках способствует не запоминанию, а осмысливанию информации;

-  опорный компакт - педагогический прием,  направленный на реализацию умения кодировать, свертывать, осмысливать, запоминать, архивировать учебную  информацию; -природный образ, как основа компакта,  позволяет  интегрировать  интеллектуальные, творческие, чувственные, поисковые, воспитательные и скрытые потенциальные ресурсы ученика.

С какими приемами мы сегодня познакомились? Считаете ли Вы их эффективными? Попробуете ли  использовать в своей педагогической практике?

Обмен мнениями участников мастер-класса.

8. Итог. Заключительное слово Мастера.

Список литературы для подготовки  мастер-класса:

1.                  Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. — М., 1998.

2.                  Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по ос-воению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

3.                  Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание симво-лов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.

4.                  Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.

5.                  Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренин-гов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005.

6.                  Д.Б. Дмитриев. Метапредмет «Знак» - выращивание способности видеть невидимое. /В кн. «Разработка нового содержания образования и развитие интеллектулаьных способностей старших школьников. Формирование научности ХХI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001. – 332 с.  7.Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

8.  Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004. 9. Мыследеятельностная педагогика; Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. /Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001 – 228 с.- Серия: Мыследеятельностная педагогика.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

            Инструкция  по составлению  «Опорного компакта»  

1.      Изучить определение.

2.      Отобрать наиболее значимую и существенную информацию по теме.

3.      Определить поиск решения и форму предоставления материала.

4.      Подобрать «опорный образ» (целостный, природный, логический),  основанный на ассоциации.

5.      Воспроизвести изображение информации или объекта.

6.      Разделить информацию на логические части, разместить ее  в алгоритмическом порядке на подобранном «опорном образе» (в случае необходимости ввести условные обозначения).

7.      Произвести группировку материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


Опорные компакты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ

БОЛОТНИКОВОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

БОЛОТНИКОВОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Создать условия для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность

Создать условия для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность

Чтобы определить лексическое значение слов в парах и с его помощью значение префикса "мета", я предлагаю

Чтобы определить лексическое значение слов в парах и с его помощью значение префикса "мета", я предлагаю

Давайте проанализируем выполненное задание

Давайте проанализируем выполненное задание

Презентация педагогического опыта по заявленной теме

Презентация педагогического опыта по заявленной теме

Систе ма (от др. - греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое…

Систе ма (от др. - греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое…

Громыко Н. В. Обучение схематизации:

Громыко Н. В. Обучение схематизации:

Приложение 2

Приложение 2

Опорные компакты

Опорные компакты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2019