МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Оценка 4.6
Иллюстрации
docx
дефектология
Детсад
08.11.2019
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения с введением федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает одно из 5 образовательных направлений - «Речевое развитие», где ставится задача - формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, являющимся обязательным условием успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Таким образом, прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования.
Обучение, которое проходит поэтапно, от простого к сложному, с учетом возрастных возможностей, в доступном виде деятельности - в игре способствует эффективной коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию звуковой аналитико-синтетической активности и готовности к освоению грамоты в школе.
Материалы опыта работы.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 49 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА
МАТЕРИАЛЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА
МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА
БЕЛОУСОВОЙВОЛЯНСКОЙ
ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки
детей к обучению чтению и письму.
Вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее
значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось
содержание начального обучения с введением федерального
государственного образовательного стандарта начального образования.
Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс,
были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый
фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные
первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении
слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради.
Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе
процессом чтения и письма. Модернизация системы дошкольного
образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает одно из 5
образовательных направлений «Речевое развитие», где ставится задача
формирование звуковой аналитико – синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте, являющимся обязательным условием
успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Таким образом,
прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования.
Исследованием проблемы готовности к обучению грамоте детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались: Л.Е.
Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко,
Г.А. Каше и др. Тем не менее при достаточной исследованности и
разработке приемов преодоления фонетикофонематических, лексико
грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема
готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции
остается актуальной.
Давайте обратим внимание на высказывание известного педагога К.
Д. Ушинского «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял
звуко слоговое строение слова» и психолога Д. Б. Эльконина «Чтение –
есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной
модели)»
В настоящее время наиболее распространенным методом обучения
грамоте на этапе дошкольного и начальной ступени школьного образования
является звуковой аналитикосинтетический метод.
Создателем звукового аналитикосинтетического метода обучения
грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский. В дальнейшем
систему аналитикосинтетического метода разрабатывал коллектив ученых
Я.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В.Дуровой, Д.Н. Невской.
В основу методических рекомендаций по обучению грамоте
дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б.
Аналитикосинтетический метод обучения грамоте является
развивающим, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а
содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода
заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует
звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков
синтезирует исходное слово.
Готовность кобучению грамоте дошкольников включает в себя
сформированность и развитие необходимых компонентов:
∙
∙
∙
∙
∙
∙
∙
∙
∙
общая и мелкая моторика;
координация движений;
пространственновременные представления;
чувство ритма;
зрительнопространственные представления;
сформированность фонематической системы:
фонематическое восприятие;
фонематическое представление;
фонематический анализ и синтез.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995г.), М.З.
Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем
у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два
раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Если проанализировать
таблицу 1– мы можем сделать вывод, что уровень речевого развития детей с
ОНР отстает по всем разделам и проявляется в значительном отклонении
от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой
моторики, зрительнопространственной ориентации и чувства ритма.
Готовность детей старшего возраста к обучению грамоте
Таблица 1
Раздел
Строение артикуляционного
аппарата
Моторика артикуляционного
аппарата, состояние
мимической мускулатуры
Фонетическая сторона речи
а) просодика
б) звукопроизношение
Дети с речевой нормой
Строение артикуляционного
аппарата без особенностей.
Моторика артикуляционного
аппарата, состояние
мимической мускулатуры
Просодическая сторона речи
без отклонений.
Фонематические
представления
Фонематические
представления
сформированы в
соответствии с возрастом:
умеет выделять звуки в
словах;
подбирает слова на
определённые звуки,
выбирает картинки;
Дети с ОНР
Строение артикуляционного
аппарата с отклонениями.
Ограничение подвижности
губ, языка. Нарушен тонус
мышц
Просодическая сторона речи
нарушена. Нарушено
звукопроизношение
Фонематические
представления
сформированы недостаточно.
Затрудняется в опознании
звука
а) среди других звуков,
б) в слогах, в) в словах,
Затрудняется в выделении
первого и последнего звука в различает слова,
отличающиеся одним звуком
Владеет произношением слов
различной слоговой
структуры.
Слоговая структура слов
Словарь
Словарный запас
соответствует возрастной
норме.
Грамматический строй
Фразовая речь
Соответствует возрастной
норме
Соответствует возрасту:
фраза достаточно развёрнута,
пользуется сложными
грамматическими
конструкциями.
слове. Не может назвать
слово с заданным звуком
Слоговая структура слов
нарушена. Отмечается
перестановка звуков и
слогов, добавление звуков
при стечении согласных,
упрощение слоговой
структуры
Словарный запас ограничен.
Не знает обобщённых
названий основных
тематических групп;
Затрудняется в подборе слов,
обозначающих признаки
предметов, действия. Не
знает
названий детёнышей
животных.
Грамматический строй
сформирован недостаточно
Речь носит ситуативный
характер, употребляет
неполные предложения.
Прежде чем приступить к обучению детей с ОНР грамоте,
необходима предварительная логопедическая работа, которая имеет
следующие направления:
1.
Развитие
фонематического восприятия.
Узнавание неречевых звуков,
звуков речи. Различие высоты силы,
тембра,
голоса на материале
звуков, слов и фраз. (рис 1)
Рисунок 1. «Звуки и предметы вокруг
нас» Различение слов, близких по
звучанию.
Дифференциация
фонем и слогов. Развитие
навыков
элементарного
звукового анализа.
Работа
2.
над
звукопроизношением. Прежде
всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем
(искажения, замены, отсутствия звука).
3.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из
предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой
любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и
глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь
объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять
последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать
слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического
умения пользоваться им.
Обучение детей разным способам
словообразования с помощью различных приставок (например: ушел, зашел,
пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ
(например: пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор
однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации
словарного запаса.
5.
Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого
этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов,
распространение и сокращение предложений.
6.
Развитие связной речи. Работа по обучению составления
описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа
небольших текстов.
7.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев
рук,
а также графических навыков и умений. С помощью различных игр,
упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения
пальцев рук.
8.
Развитие чувства ритма и зрительнопространственной
ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности,
на листе бумаги).
В своей практике при подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте решаю следующие задачи:
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных
навыков письма.
Обучение грамоте разделяю на несколько этапов:
Подготовительный этап обучения (старшая группа)
1.
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом
слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой
(чтением и письмом)
Задачи этапа:
формирование фонематического восприятия
(способность
воспринимать и различать звуки речи (фонемы));
правильное произношение всех звуков родного языка;
развитие элементарных навыков звукового анализа (определение
порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных
характеристик звука).
Более подробно на подготовительном этапе уделяю внимание таким
задачам как:
• Узнавание неречевых звуков, звуков речи.
• Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и
фраз.
• Различение слов, близких по звучанию.
• Дифференциация фонем и слогов.
• Развитие навыков элементарного звукового анализа.
• Развитие фонематического восприятия.
• Определение первого и последнего звука в словах
• Различение словпаронимов (зайкасайка, домтом т.д.)
Для решения поставленных задач использую следующие игры (рис2),
методы, приёмы, способствующие усвоению задач подготовительного
этапа.
Игра «Гусеница» (рис.3) цель: определять 1 и последний звук,
развитие фонематического слуха,
«Звуковая линейка». На добуквенном этапе при обучении грамоте
необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание
слова, при этом не обращаясь к буквам. В этом нам помогает «Звуковая
линейка», которая является профилактикой пропуска букв в дальнейшем в
школе.
«Звуковая птичка/мышка/рыбка»: ее носик – первый звук в слове,
хвостик – последний, крылышки и тело – все звуки в середине слова.
Ребенок определяет местоположение звука и показывает соответствующую
часть карточки. «Звуковой домик» Цель: определение позиции звука в слове
Рисунок 2 Игры на развитие элементарных
навыков звукового анализа
Рисунок 3. Пособие «Гусеница»
Затем знакомлю детей с гласными звуками – их обозначением,
характеристикой, артикуляцией. В этом мне помогают Звуковички (рис 4).
Звуковичок хранитель звуков. Красные Звуковички – хранители гласных
звуков. Синие и зелёный Звуковички – это согласные звуки (твёрдые и
мягкие). Дети запоминают цвет, артикуляцию, дают характеристику,
запоминают положение губ через
звука в словах, двигательные упражнения, закрепляют навык выделения
В этом мне
помогают
следующие игры:
Игра «Подарки
для Звуковичков»
(рис.5).
Цель: упражнять в
дифференциации
гласных
и
согласных звуков
на слух, в выделении первого звука в слове. Затем,
убирая картинки можно проиграть в
грамматические игры: «Чего не с т а л о ?» «Скажи
Рисунок 5. Игра «Подарки для
Звуковичков»
Рисунок 4. Звуковички
ласково» «Один много».
Мною систематизированы в альбом «Звуковой анализ. Фонематическое
восприятие (наглядный материал)» (рис.6) игры и упражнения многих
авторов в качестве
наглядного рабочего материала. С помощью этого альбома можно
Рисунок6. Систематизированные игры, задания, упражнения в пособие
«Звуковой анализ. Фонематическое восприятие (наглядный материал)» распечатать необходимый материал для занятия.
В этом возрасте моей главной задачей является формирование у
детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомню, что
звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1)
выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление
различительной функции фонем;
уметь
не
только
3) выделение основных фонематических противопоставлений,
свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети
должны
устанавливать
последовательность звуков в слове, но и давать им
качественную характеристику (гласный,
согласный,
твердый, мягкий).
Для решения этих задач я
использую такие приемы как
«Живые звуки» «Выложи
звуковую схему слова»
(рис7),
«Подбери картинку к
звуковой схеме» (рис.8).
Рисунок 7 Звуковой
разбор слова
(начало года)
Рисунок 8. «Подбери картинку к
звуковой схеме».
Детям очень нравится превращаться в звуки
и выстраиваться по порядку. Можно давать разные варианты этих игр:
звуки перепутались, звук потерялся. На примере «Живых звуков» дети
начинают понимать, чтобы получилось слово, звуки должны «дружить»
отсюда начинают складываться первые представления о части слова слоге,
слоговом строении слова. Это имеет важное место в подготовке детей к
обучению грамоте, т.к. первоначальное обучение чтению предполагает
формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение
плавного слогового, позиционного чтения.
Этап 2. Основной этап обучения (подготовительная группа)
Цель: этапа формирование элементарных навыков чтения и
первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
формирование понятий о том, что буква – «домик» звука;
развитие звукобуквенного анализа слова;
овладение механизмом чтения;
формирование первоначальных навыков письма.
В начале основного этапа повторяю, закрепляю с детьми усвоенные
знания на подготовительном этапе. Здесь я опираюсь не только на слуховое
восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при
произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильномышечные
ощущения (предлагаю детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении
слова, столько частей в слове, упражнение «Замочки» зажимать кулачки
на гласный звук, прошагивание слов, подбор слов с заданным слогом,
дополнение слога до полного слова, «превращение» коротких слов в
длинные и наоборот, игра «Соедини картинку со слоговой схемой»,
«Телеграф»).
Знакомлю детей со знаковой системой языка (буквами) (рис.9).
Использую пособие «Мягкие буквы» (рис. 10)
Рисунок 9 Знакомство с гласными
буквами.
двухсложные
В начале для звукобуквенного анализа
предлагаю
слова,
состоящие из прямых открытых слогов,
произношение и написание которых
совпадают (Маша, лиса). Затем предлагаю слова из 35 слогов (машина,
утка, т.д.). В дальнейшем дети легко усваивают правила чтения. В конце
года им посильны тексы, которые могут пересказать и ответить на вопросы
(рис. 1112)
Рисунок 10. Пособие «Мягкие буквы»
Рисунок 11. Тексты для чтения (начало года)
Рисунок 12 Так же мною систематизированы игры и задания для практического
применения на занятиях в подготовительной к школе группе. (рис. 1318)
Рисунок 13 Систематизированный практический материал для работы на занятиях
и рабочая тетрадь воспитанника
Рисунок 14. Пример рабочей тетради воспитанника Рисунок 15 ,16,17 Кроссворды для понимания, прочитанного и выработки
скорочтения (конец года)
Рисунок 16 Рисунок 18. Звуковые
ребусы по лексическим
темам
Рисунок 17
Необходимым условием к обучению грамоте является развитие
мелкой моторики – тонких движений пальцев рук. Начинается работа со
второго полугодия в старшей группе и продолжается в подготовительной к
школе группе.
Учитывая, что письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки я провожу
упражнения по овладению детьми пишущим инструментом и некоторыми
графическими навыками. Учу воспитанников воспринимать в строке
тетради различные предметные образы, приближенные к конфигурации
букв. Дети с удовольствием выполняют упражнения: обводят внешний
контур предметов (солнышко, домик и пр), выполняют штриховку,
закрашивание внутреннего контура предмета, знакомятся с понятием
«строка» т.е. обучаются элементарным графическим умениям. Далее
знакомлю детей с конфигурацией букв, с тем, что существуют буквы
печатные и рукописные, большие и маленькие, написанию печатных букв,
особенное значение придаю сочетанию темпа и ритма речи с движениями
глаз и рук. Для этого применяю игры, задания, упражнения многих
авторов и собранных в один сборник «Развивающие упражнения. Лексика.
Грамматика. Грамота. Мелкая моторика.», которые помогают в
организации занятий с детьми с ОНР.
Задания из тетради (рис.19) Рисунок 19 Примеры
задания из сборника
«Развивающие
упражнения»
Закрепляю правила письма – посадка,
положение рук, карандаша, тетради
Выполнение графических заданий на разных этапах направлено на
профилактику дислексии и дисграфии. В этом мне помогают авторские
пособия Натальи Чистоклетовой (рис. 2024)
Рисунок 21. Упражнение Найди звук, букву в слове
Рисунок 20 Пособия Натальи
Чистоклетовой Рисунок 12 Найди место звука/буквы
в слове
Рисунок 23. Изучаем и закрепляем
направления
Рисунок 24 Графический диктант и самодиктант
Рисунок 25 Закрась все клетки с буквой
Данный опыт был предоставлен мною на
городском методическом объединении педагогам, работающих в группах
общеобразвивающей направленности 14. 02. 2019 года Рисунок 26 Слушатели и участники методического объединения 14.02.19
А также в рамках городского педагогического фестиваля
«Содружество 2019», 29.03.19. Рисунок 27 Выступление в рамках городского педагогического
фестиваля «Содружество 1019»
Как обобщение практической работы, в качестве раздаточного материала,
мною разработан буклетпамятка для педагогов «Игры и упражнения для
формирования звукового анализа и синтеза слова» Считаю, что данный практический материал и опыт может быть
использован в практике других педагогов или образовательных организаций
не только в группах комбинированной направленности с детьми с ОНР, но и
педагогами в группах общеразвивающей направленности.
Итак, такое обучение, которое проходит поэтапно, от простого к
сложному, с учетом возрастных возможностей, в доступном виде
деятельности в игре способствует эффективной коррекционной работе с
детьми с ОНР по формированию звуковой аналитикосинтетической
активности и готовности к освоению грамоты в школе.
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.