МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Оценка 4.6

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Оценка 4.6
Иллюстрации
docx
дефектология
Детсад
08.11.2019
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения с введением федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает одно из 5 образовательных направлений - «Речевое развитие», где ставится задача - формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, являющимся обязательным условием успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Таким образом, прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования. Обучение, которое проходит поэтапно, от простого к сложному, с учетом возрастных возможностей, в доступном виде деятельности - в игре способствует эффективной коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию звуковой аналитико-синтетической активности и готовности к освоению грамоты в школе.
Материалы опыта работы.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 49 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»  ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ­ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ­ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Вопросы   подготовки   детей   к   школе   приобретают   все   большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание   начального   обучения   с   введением   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   образования. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический   слух,   хорошую   устную   речь,   правильно   поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом   чтения   и   письма.   Модернизация   системы  дошкольного образования в России с введением  ФГОС  ДО предусматривает  одно  из 5 образовательных направлений ­ «Речевое развитие»,  где  ставится  задача  ­ формирование  звуковой  аналитико  –   синтетической   активности  как предпосылки   обучения   грамоте,   являющимся   обязательным   условием успешного речевого (и не только)  развития дошкольников.  Таким образом, прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования. Исследованием   проблемы   готовности   к   обучению   грамоте   детей дошкольного   возраста   с   общим   недоразвитием   речи   занимались:   Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А.   Каше   и   др.   Тем   не   менее   при   достаточной   исследованности   и разработке   приемов   преодоления   фонетико­фонематических,   лексико­ грамматических   нарушений   и   формирования   связной   речи,   проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной. Давайте обратим внимание на высказывание известного педагога К. Д. Ушинского «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко­ слоговое строение слова» и психолога Д. Б. Эльконина «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)» В настоящее время наиболее распространенным методом обучения грамоте на этапе дошкольного и начальной ступени школьного образования является звуковой аналитико­синтетический метод. Создателем   звукового   аналитико­синтетического   метода   обучения грамоте   является  Константин   Дмитриевич   Ушинский.  В   дальнейшем систему аналитико­синтетического метода разрабатывал коллектив ученых Я.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В.Дуровой, Д.Н. Невской.  В  основу   методических   рекомендаций   по   обучению   грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) положен звуковой метод обучения чтению Эльконина Д.Б. Аналитико­синтетический   метод   обучения   грамоте   является развивающим, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует   умственному   развитию   ребенка   в   целом.   Суть   метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой   состав   слова,   а   затем   из   полученных   таким   образом   звуков синтезирует исходное слово. Готовность   кобучению   грамоте   дошкольников   включает   в   себя сформированность и развитие необходимых компонентов: ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ общая и мелкая моторика; координация движений; пространственно­временные представления; чувство ритма; зрительно­пространственные представления; сформированность фонематической системы: ­фонематическое восприятие; ­фонематическое представление; ­фонематический анализ и синтез. Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два раза   хуже,   чем   у   нормально   говорящих   детей.   Если   проанализировать таблицу 1– мы можем сделать вывод, что уровень речевого развития детей с ОНР отстает по всем разделам и проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно­пространственной ориентации и чувства ритма. Готовность детей старшего возраста к обучению грамоте Таблица 1 Раздел Строение артикуляционного  аппарата Моторика артикуляционного  аппарата, состояние  мимической мускулатуры Фонетическая сторона речи  а) просодика б) звукопроизношение Дети с речевой нормой Строение артикуляционного  аппарата без особенностей. Моторика артикуляционного  аппарата, состояние  мимической мускулатуры Просодическая сторона речи  без отклонений. Фонематические  представления Фонематические  представления сформированы в  соответствии с возрастом: ­умеет выделять звуки в  словах; ­ подбирает слова на  определённые звуки,  выбирает картинки; Дети с ОНР Строение артикуляционного  аппарата с отклонениями. Ограничение подвижности  губ, языка. Нарушен тонус  мышц Просодическая сторона речи  нарушена. Нарушено  звукопроизношение Фонематические  представления  сформированы недостаточно. Затрудняется в опознании  звука  а) среди других звуков, б) в слогах, в) в словах, Затрудняется в выделении  первого и последнего звука в ­различает слова,  отличающиеся одним звуком Владеет произношением слов  различной слоговой  структуры. Слоговая структура слов Словарь Словарный запас  соответствует возрастной  норме. Грамматический строй Фразовая речь Соответствует возрастной  норме Соответствует  возрасту:  фраза достаточно развёрнута, пользуется сложными  грамматическими конструкциями. слове. Не может назвать  слово с заданным звуком Слоговая структура слов  нарушена. Отмечается  перестановка звуков и  слогов, добавление звуков  при стечении согласных,  упрощение слоговой структуры Словарный запас ограничен.  Не знает обобщённых  названий основных  тематических групп;  Затрудняется в подборе слов, обозначающих признаки  предметов, действия. Не  знает названий детёнышей  животных. Грамматический строй сформирован недостаточно Речь носит ситуативный  характер, употребляет  неполные предложения. Прежде   чем   приступить   к   обучению   детей   с   ОНР   грамоте, необходима   предварительная   логопедическая   работа,   которая   имеет следующие направления: 1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание   неречевых   звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра,   голоса   на   материале звуков, слов и фраз. (рис 1)  Рисунок 1. «Звуки и предметы вокруг нас» Различение   слов,   близких   по звучанию.   Дифференциация фонем   и   слогов.   Развитие навыков элементарного звукового анализа.  Работа 2.     над звукопроизношением.   Прежде всего,   необходимо   устранить   все   недостатки   произношения   фонем (искажения, замены, отсутствия звука). 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение  из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые   звуки   речи,   как   гласные,  так   и   согласные.   Согласные:   звонкие   и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять   звуки   в   слоги,   слоги   в   слова.   Уметь   определять последовательность   звуков   в   слове   и   количество   слогов.   Придумывать слова на заданный звук или слог. 4. Обогащение   словарного   запаса   и   развитие   практического умения   пользоваться   им.   Обучение   детей   разным   способам словообразования с помощью различных приставок (например: ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например:   пришел,   прилетел,   прибежал).   Другой   вид   работы   –   подбор однокоренных   слов.   Большая   работа   проводится   по   активизации словарного запаса. 5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа   является   работа   над   пониманием   и   употреблением   предлогов, распространение и сокращение предложений. 6. Развитие   связной   речи.   Работа   по   обучению   составления описательных   рассказов   и   совершенствованию   навыков   пересказа небольших текстов. 7. Развитие   мелкой   моторики   и  координации   движений   пальцев рук, а также графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук. 8. Развитие   чувства   ритма   и   зрительно­пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги). В своей практике при подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте решаю следующие задачи:  Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.  Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.  Формирование   элементарных   навыков   чтения   и  первоначальных навыков письма. Обучение грамоте разделяю на несколько этапов: Подготовительный этап обучения (старшая группа) 1. Цель   этапа:   подготовка   детей   к   овладению   звуковым   анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом) Задачи этапа:  формирование   фонематического   восприятия  (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы));  правильное произношение всех звуков родного языка;  развитие   элементарных   навыков   звукового   анализа   (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука). Более   подробно   на   подготовительном   этапе   уделяю   внимание   таким задачам как: • Узнавание неречевых звуков, звуков речи. • Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. • Различение слов, близких по звучанию. • Дифференциация фонем и слогов. • Развитие навыков элементарного звукового анализа. • Развитие фонематического восприятия. • Определение первого и последнего звука в словах • Различение слов­паронимов (зайка­сайка, дом­том т.д.) Для   решения   поставленных   задач   использую   следующие   игры   (рис2), методы,   приёмы,   способствующие   усвоению   задач   подготовительного этапа. Игра   «Гусеница»   (рис.3)   цель:   определять   1   и   последний   звук, развитие фонематического слуха, «Звуковая линейка». На добуквенном этапе при обучении грамоте необходимы   такие   средства,   которые   могли   бы   зафиксировать  звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. В этом нам помогает «Звуковая линейка», которая является профилактикой пропуска букв в дальнейшем в школе. «Звуковая   птичка/мышка/рыбка»:   ее   носик  –  первый   звук   в  слове, хвостик   –   последний,   крылышки   и   тело   –   все   звуки   в   середине   слова. Ребенок определяет местоположение звука и показывает соответствующую часть карточки. «Звуковой домик» Цель: определение позиции звука в слове Рисунок 2 Игры на развитие элементарных навыков звукового анализа Рисунок 3.  Пособие «Гусеница» Затем   знакомлю   детей   с   гласными   звуками   –   их   обозначением, характеристикой, артикуляцией. В этом мне помогают Звуковички (рис 4). Звуковичок ­ хранитель звуков. Красные Звуковички – хранители гласных звуков.   Синие   и   зелёный   Звуковички   –   это   согласные   звуки   (твёрдые   и мягкие).   Дети   запоминают   цвет,   артикуляцию,   дают   характеристику, запоминают положение губ через звука в словах, двигательные упражнения, закрепляют навык выделения В   этом   мне помогают следующие   игры: Игра   «Подарки для   Звуковичков» (рис.5).  Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных   звуков на слух, в выделении первого звука в слове. Затем, убирая   картинки   можно   проиграть   в грамматические игры: «Чего не с т а л о ?» «Скажи Рисунок 5.  Игра «Подарки для   Звуковичков» Рисунок 4. Звуковички ласково» «Один много».   Мною   систематизированы   в   альбом   «Звуковой   анализ.   Фонематическое восприятие   (наглядный   материал)»   (рис.6)   игры   и   упражнения   многих авторов в качестве наглядного   рабочего   материала.   С   помощью   этого   альбома   можно Рисунок6. Систематизированные игры, задания, упражнения в пособие «Звуковой анализ. Фонематическое восприятие (наглядный материал)» распечатать необходимый материал для занятия. В   этом   возрасте   моей   главной   задачей   является   формирование   у детей   умения   производить   звуковой   (фонемный)   анализ.   Напомню,   что звуковой   анализ   слов   в   современной   методике   понимается   как:   1) выяснение   порядка   следования   фонем   в   слове;   2)   установление различительной функции фонем;   уметь   не   только 3)   выделение   основных   фонематических   противопоставлений, свойственных   данному   языку   (Д.   Б.   Эльконин).   Это   значит,   что   дети должны   устанавливать последовательность   звуков   в   слове,   но   и   давать   им качественную   характеристику   (гласный,   согласный, твердый, мягкий). Для   решения   этих   задач   я использую такие приемы  как «Живые   звуки»   «Выложи звуковую   схему   слова» (рис7),  «Подбери   картинку   к звуковой схеме» (рис.8).  Рисунок 7 Звуковой разбор слова (начало года) Рисунок 8. «Подбери картинку к звуковой схеме». Детям очень  нравится превращаться в звуки и   выстраиваться   по  порядку.   Можно   давать   разные   варианты   этих   игр: звуки  перепутались,   звук   потерялся.   На   примере   «Живых  звуков»   дети начинают понимать, чтобы получилось слово, звуки должны «дружить» ­ отсюда начинают складываться первые представления о части слова ­ слоге, слоговом строении слова. Это имеет важное место в подготовке детей к обучению   грамоте,   т.к.   первоначальное   обучение   чтению   предполагает формирование   умения   читать   слогами   (а   не   по   буквам),   т.е.   освоение плавного слогового, позиционного чтения. Этап 2. Основной этап обучения (подготовительная группа) Цель:   этапа   формирование   элементарных   навыков   чтения   и первоначальных навыков письма. Задачи этапа:  формирование понятий о том, что буква – «домик» звука;  развитие звукобуквенного анализа слова;  овладение механизмом чтения;  формирование первоначальных навыков письма. В начале основного этапа повторяю, закрепляю с детьми усвоенные знания на подготовительном этапе. Здесь я опираюсь не только на слуховое восприятие,   но   и   на   зрительное   (сколько   раз   откроется   рот   при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно­мышечные ощущения (предлагаю детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок:   сколько   раз   подбородок   коснется   руки   при   произнесении слова, столько частей в слове, упражнение «Замочки» ­ зажимать кулачки на   гласный   звук,   прошагивание   слов,   подбор   слов   с   заданным   слогом, дополнение   слога   до   полного  слова,  «превращение»  коротких  слов  в длинные  и  наоборот,  игра   «Соедини   картинку   со   слоговой   схемой», «Телеграф»). Знакомлю   детей   со   знаковой   системой   языка   (буквами)   (рис.9). Использую пособие «Мягкие буквы» (рис. 10) Рисунок 9 Знакомство с гласными буквами. двухсложные   В   начале   для   звуко­буквенного   анализа предлагаю   слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение   и   написание   которых совпадают  (Маша,  лиса). Затем  предлагаю  слова  из 3­5  слогов (машина, утка, т.д.). В дальнейшем дети легко усваивают правила чтения. В конце года им посильны тексы, которые могут пересказать и ответить на вопросы (рис. 11­12) Рисунок 10. Пособие «Мягкие буквы» Рисунок 11. Тексты для чтения (начало года) Рисунок 12 Так   же   мною   систематизированы   игры   и   задания   для   практического применения на занятиях в подготовительной к школе группе. (рис. 13­18) Рисунок 13 Систематизированный практический материал для работы на занятиях  и рабочая тетрадь воспитанника Рисунок 14. Пример рабочей тетради воспитанника Рисунок 15 ,16,17 Кроссворды для понимания, прочитанного и выработки скорочтения (конец года) Рисунок 16 Рисунок 18. Звуковые ребусы по лексическим темам Рисунок 17 Необходимым условием к обучению  грамоте  является развитие мелкой моторики – тонких движений пальцев рук. Начинается работа со второго полугодия в старшей группе и продолжается в подготовительной к школе группе. Учитывая,   что   письмо   –   это   сложный   навык,   включающий выполнение   тонких   координированных   движений   руки   я   провожу упражнения по овладению детьми пишущим инструментом и некоторыми графическими   навыками.   Учу   воспитанников   воспринимать   в   строке тетради   различные   предметные   образы,   приближенные   к   конфигурации букв.   Дети   с   удовольствием   выполняют   упражнения:   обводят   внешний контур   предметов   (солнышко,   домик   и   пр),   выполняют   штриховку, закрашивание   внутреннего   контура   предмета,   знакомятся   с   понятием «строка»   т.е.   обучаются   элементарным   графическим   умениям.   Далее знакомлю   детей   с   конфигурацией   букв,   с   тем,   что   существуют   буквы печатные и рукописные, большие и маленькие, написанию печатных букв, особенное значение придаю сочетанию темпа и ритма речи с движениями глаз   и   рук.   Для   этого   применяю  игры,  задания,  упражнения  многих авторов  и  собранных  в  один сборник «Развивающие упражнения. Лексика. Грамматика.   Грамота.   Мелкая   моторика.»,   которые   помогают   в организации занятий с детьми с ОНР. Задания из тетради (рис.19) Рисунок 19 Примеры задания из сборника «Развивающие упражнения» Закрепляю правила письма – посадка, положение рук, карандаша, тетради Выполнение графических заданий на разных этапах направлено на  профилактику дислексии и дисграфии.  В этом мне помогают авторские пособия Натальи Чистоклетовой (рис. 20­24) Рисунок 21. Упражнение Найди звук, букву в слове Рисунок 20 Пособия Натальи Чистоклетовой Рисунок 12 Найди место звука/буквы в слове Рисунок 23. Изучаем и закрепляем направления Рисунок 24 Графический диктант и самодиктант Рисунок 25 Закрась все клетки с буквой Данный   опыт   был   предоставлен   мною   на городском методическом объединении педагогам, работающих в группах общеобразвивающей направленности 14. 02. 2019 года Рисунок 26 Слушатели и участники методического объединения 14.02.19 А также в рамках городского педагогического фестиваля «Содружество ­ 2019», 29.03.19. Рисунок 27 Выступление в рамках городского педагогического фестиваля «Содружество­ 1019» Как обобщение практической работы, в качестве раздаточного материала,  мною разработан буклет­памятка для педагогов «Игры и упражнения для  формирования звукового анализа и синтеза слова» Считаю,   что   данный   практический   материал   и   опыт   может   быть использован в практике других педагогов или образовательных организаций не только в группах комбинированной направленности с детьми с ОНР, но и педагогами в группах общеразвивающей направленности. Итак, такое обучение, которое проходит поэтапно, от простого к сложному,   с   учетом   возрастных   возможностей,   в   доступном   виде деятельности ­ в игре способствует эффективной коррекционной работе с детьми   с   ОНР   по   формированию   звуковой   аналитико­синтетической активности и готовности к освоению грамоты в школе.

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ     УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  МБДОУ №49 Г. НЕВИННОМЫССКА    БЕЛОУСОВОЙ-ВОЛЯНСКОЙ  ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019