Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.
Оценка 4.8

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +2
docx
дефектология +2
Все классы
01.11.2019
Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.
Межличностные отношения-это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в процессе реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Глухота-социальный дефект, она сужает количество межличностных контактов и их качество, как со слышащим социумом, так и с людьми имеющие схожие нарушения в процессе развития.
Статья.docx
Теоретическое изучение проблемы особенностей межличностных отношений глухих детей дошкольного возраста Theoretical study of the problem of the characteristics of interpersonal relations of deaf preschool children Кашенцева Дарья Сергеевна студентка 4 курса, направление подготовки 44.03.02. Психолого­педагогическое образование, профиль Специальная психология и педагогика ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел Kashentseva Darya Sergeevna 4th year student, training direction 44.03.02. Psychological and pedagogical education, profile Special psychology and pedagogics of the Orel State University named after I.S. Turgenev ", Orel E­mail:[email protected]  Аннотация:  В   статье   рассматривается   проблема   особенностей   межличностных отношений   глухих   детей   дошкольного   возраста,   анализируется   понятие   «глухие   дети», отмечаются особенности межличностных отношений у глухих детей. Ключевые   слова:  глухие   дети,   межличностные   отношения,   особенности взаимодействия. Abstract:  The article presents the problems of interpersonal relations in children of preschool age, the concept of "deaf children" is analyzed, the features of interpersonal relations in deaf children are noted. Key words: deaf children, interpersonal relationships, interaction features. Межличностные отношения ­ это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в процессе реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Взаимодействие   с   окружающей   средой   играет   важную   роль   в   формировании личности.   В   процессе   жизнедеятельности   происходит   постоянное   взаимовлияние   детей друг с другом, что оказывает влияние на формирование оценки и самооценки, взглядов на все окружающее. Своеобразие   протекания   процесса   социализации  глухих   людей  отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности, в том числе на характере и   качестве  межличностных   отношений  в   коллективе   сверстников,   обуславливает своеобразие и особенности формирования взаимодействий. Глухота  ­   социальный   дефект,   он   сужает   межличностные   контакты   и   со сверстниками имеющими нарушение слуха, и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет   к   обеднению   опыта   общения,   замедленному   формированию   социально   зрелых межличностных   отношений;   примитивности   и   замедленному   темпу   формирования социальной перцепции и рефлексии. Дети  имеющие  нарушением  глухоту или состояние слуха пограничное с глухотой считаются  особой   группой   социума,   поскольку   у   них   нет   возможности   полноценного общения с окружающей средой. Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, звуки природы и музыки.  Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека. В своей статье я подробно остановилась на проблеме особенностях межличностных отношений у детей дошкольного возраста имеющих глухоту. Межличностные отношения в общем   смысле   представляют   собой   взаимодействие   в   реальной   жизни   нескольких мыслящих   людей.   Отношения   основываются   на   эмоциональном   восприятии   друг   друга (положительном   или   отрицательном)   либо   на   необходимости   взаимодействовать   в результате совместной трудовой или иной деятельности [3, c.40]. Личностные   проблемы   общения   глухих   освещены   в   научной   литературе   крайне ограниченно.   Л.   А.   Головчиц   отмечает   у   глухих   детей   возрастную   динамику   развития интереса к сверстникам и потребности в общении с ними. Неслышащие дети 2­3 лет в ДОУ недостаточно вступают в контакт с другими детьми, предпочитая игры в одиночку или общение   со   взрослыми;   поэтому   одна   из   главных   задач   педагогов   на   этом   этапе ­целенаправленно   воспитывать   такие   коммуникативные   качества,   как   интерес   и доброжелательность к сверстникам. У детей среднего дошкольного возраста появляется больший интерес к другому и потребность в общении с ним. У старших дошкольников потребность   в   межличностном   общении   резко   возрастает.   Между   детьми   возникают привязанности.   В   этом   возрасте   в   процессе   общения   глухие   дети   уже   способны   к информационному   обмену,   организации   совместных   действий,   распределению обязанностей в игре[5, с. 127] Е. Г. Речицкая и Е. В. Пархалина, анализируя готовность к школе глухих детей, отмечали крайне низкий уровень сформированности её социального компонента, то есть способности к инициативному межличностному общению: « в ситуации игры, когда задание могло   быть   выполнено   только   при   согласовании   своих   действий   друг   с   другом,   оно оказывалось   непосильным,   так   как   многие   дети   вообще   не   обращали   внимание   на партнёра»[6; 54] При общении со слышащими сверстниками позиция глухих детей характеризуется пассивностью, избеганием. Наблюдения зарубежных исследователей (С. Антиа, Р. Браун, Е. Фостер) показали, что в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в массовой школе, они не проявляют инициативу, ведут себя пассивно, стараясь избегать слышащих сверстников и учителей [2; 149].  П. Н. Янн сформулировал основные предпосылки успешных социальных контактов глухих   со   слышащими:   толерантность   к   фрустрации,   спонтанность,   готовность   к переключению, включающая в себя умение вступать в предлагаемый контакт, способность концентрироваться. Поскольку вышеперечисленные качества у детей, имеющих нарушения слуха,   развиты   недостаточно,   то   ситуация   общения   со   слышащими   сверстниками представляет   для   них   источник   проявления   логофобии,   фрустрации,   агрессивности. Перечень коммуникативных личностных трудностей глухих детей включает в себя: боязнь раздражения и насмешек со стороны слышащих сверстников, страх привлечения внимания к своему сенсорному дефекту, дискомфорт из­за игнорирования их слышащими [1; 387].  В   результате   анализа   литературы   по   данной   теме   можно   выделить  основные характеристиками глухих детей дошкольного возраста являются:   1.     Отставание их психофизического развития в среднем на 1­3 года от слышащих сверстников; 2.     Недостаточная двигательная активность;  3.           Нарушение   координации   движений   и   низкий   уровень   ориентации   в пространстве;  4.     Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;  5.     Трудность в переключении внимания;  6.     Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах; 7.     Чувствительность к смене климатических условий. У  глухого  ребенка   замедляется   процесс   усвоения   информации   и   возникает трудность   в   общении   с   окружающими   людьми,   что   не   может   не   отразиться   на формировании его личности. [2, c.102] Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость.  При   наличии   достаточных   усилий   со   стороны   взрослых   для   обеспечения воспитательного   процесса,   обучение   и   воспитание   маленьких   детей   с  глухотой демонстрирует отличные результаты [2, c.104] Список литературы 1.     Андреева Л.В. Сурдопедагогика. – Academia, 2012. – 576 С. 2.      Боскис Р.М.  Глухие и слабослышащие дети. ­ М., 2014. – 321 С. 3.     Герасименко Ю. А., Карпова Г. А. Межличностные отношения детей с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография / Урал, 2014. – 58 С. 4.    Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. ­ М., 2013. – 294 С. 5.    Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: история, методы, возможности (перевод с нем.). ­ М., 2013. ­142 С. 6.   Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей к обучению в школе. – Владос, 2014. – 309 С.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения глухих детей старшего дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019