Данный материал представляет собой анализ изучения совместной работы школы и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения. Представлены материалы интернет - опроса, общешкольного родительского собрания, анкетирования родителей. В ходе семинара проводилась работа с зрительным залом, цитировались официальные документы и труды великих педагогов.Семинар "Семья и школа"
СЛАЙД 1 Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые
шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в
этом море прокладывает школа…»
СЛАЙД 2 Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и
учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении
многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с
семьёй. Ведь именно семья является мощным фактором формирования
личности ребёнка. К тому же семья для него – это и своего рода убежище,
обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка
является его право жить и воспитываться в семье.
СЛАЙД 3 Многие родители, представители общественности заблуждаются,
считая, что центром воспитания является школа. Социологические
исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют семья – 50%, СМИ
– 30%, школа – 10%, улица- 10%.
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут
основную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, наилучшие
интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. А
в Семейном кодексе в статьях 63-65 прописано следующее: всегда за здоровье,
жизнь и психическое состояние детей отвечают родители, не смотря на то, что
иногда они могут отдавать своих детей на воспитание посторонних людей. Всё
равно отвечать за малейший ущерб, доставленный ребёнку, будут мать и отец.
Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание
и обучение детей, не школа, не общественность, ни друзья и приятели -
отвечают за воспитание детей – родители.
СЛАЙД 4 Воспитание- дело трудное, и улучшение его условий – одна из
священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как
образование самого себя и своих ближних. (Сократ). (Видео из фильма 1)
СЛАЙД 5 (Новосельцев) Вы сейчас услышали фразу «Дети – это обуза».
Согласны ли вы с этим высказыванием? Предлагаем пройти тест на понимание
своего ребенка.
СЛАЙД 6 1. Ваш ребенок во дворе круто поссорился со сверстниками.
Вы:
А) идёте во двор и разбираетесь с детьми. Выясняете, что произошло
Б) советуете ребенку самому уладить конфликт
В) предлагаете остаться домаСЛАЙД 7 2. Ваш ребенок смотрит фильм вместо того, чтобы делать
уроки. Вы:
А) начинаете его ругать, кричать
Б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете с ним домашнее задание
В) без слов выключите телевизор
СЛАЙД 8 3. Ваш ребенок скрыл от вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков
Б)попытаетесь помочь исправить положение
В) физически или как – нибудь иначе наказываете ребенка.
СЛАЙД 9 Если вы чаще выбирали вариант ответа под буквой А и пользовались
красной карточкой, то вы относитесь к авторитарному типу родителя, который
мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности, мало вникает в
его заботы
Если вы чаще пользовались желтой карточкой и выбирали ответы под
буквой Б, то вы относитесь к демократичному типу родителя, который признаёт
право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытаетесь научить его отвечать
за себя и за свои поступки. Контроль основан на теплых чувствах и разумной
заботе. Вы идёте в правильном направлении.
Те, кто выбирали чаще других синие карточки – относятся к деспотичному
типу родителей, которые не пытаются понять своего ребенка. Они требуют
бесприкословного подчинения. Основным их методом воспитания является
порицание и наказание
Теперь вы знаете, к какому типу родителя относитесь и возможно некоторые из
вас изменят характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.
27 ноября на базе МБОУ СОШ с. Гнилуша проходило общешкольное
родительское собрание, посвященное вопросам воспитания подрастающего
поколения. В ходе встречи был проведен видеопрос участников собрания.
(видео собрание)
Этим мы не ограничились. На сайте gwsgen.wix.com/scientists-site-ru был открыт
блог для свободного обсуждения данного вопроса. Каждый желающий мог
оставить свое мнение. (скриншот)
Как видите, мнение родителей об участии школы в воспитании детей
разделились. Интересно, а что же по этому поводу думают сами дети. С цельюизучения взаимоотношений в семье было проведено небольшое анкетирование,
в котором приняли участие дети с 3- по 11 классы (112 человек).
СЛАЙД 10 В результате мы имеем следующую картину:
1. Родители меня почти во всём поддерживают – 100% детей ответили да
2. Родители не всегда учитывают моё мнение - да – 39%, нет- 61%
3. Мне бывает трудно дома - да – 11%, нет- 89%
4. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности- да- 71%, нет- 29%
5. В учебе мне никто не помогает - да -46%, нет- 54%
6. В школе мне интереснее, чем дома да - 38%, нет- 62%
Отсюда можно сделать вывод, что семья для ребенка действительно является
крепостью, той опорой, которая так ему необходима. Хотя, не во всех семьях
так радужно и безоблачно как нам хотелось бы видеть. Да и ждем мы от
ребенка зачастую гораздо большего, чем он может сделать на самом деле.
(видео служ.роман 2)
Учителя выполняют двойную роль. Они и педагоги на работе, и мамы и папы
дома. Родители же не всегда до конца понимают, каково это, воспитывать
чужих детей? Для решения этой
проблемы предлагаю ежегодно проводить родительские акции «Один день в
школе», СЛАЙД 11 в ходе которых родители смогут почувствовать себя
педагогами. Заранее подготовившись, они могут провести в классе 1-2 урока
или подготовить внеклассное мероприятие. Это безусловно сблизит всех
участников образовательного процесса. Родители и учителя ДОЛЖНЫ БЫТЬ
союзниками. СЛАЙД 12
СЛАЙД 13 Жили по соседству два мудреца. Один - добрый, другой - злой. Злой
всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за
советом. И решил он отомстить мудрецу. Поймав бабочку, злой мудрец
подумал: «А что, если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка. Мёртвая
или живая?»
Если он ответит – живая, я сожму ладонь, и все увидят мёртвую и
отвернутся от него. А если скажет - мёртвая- я разожму ладонь- бабочка улетит
и всё равно все от него отвернутся.
С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле
доброго мудреца толпились люди.
У меня в кулаке бабочка. Какая она? Живая или мёртва? – спросил злой
мудрец, ухмыляясь.А добрый ответил: СЛАЙД 14 Всё в твоих руках!
Помните, дорогие родители: Всё в ваших руках, и именно от вас в большей
степени зависит, каким вырастит ваш ребенок, каким он войдет во взрослую
жизнь. Школа и учителя всегда готовы помочь найти выход из любой сложной
ситуации. И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на
формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение
родителей, а не их слова и нравоучения.
Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним души детей чем – то добрым,
обязательно найдется кто-то другой, который заполнит её дурным. И какими
вырастут наши дети - зависит только от нас.
Спасибо за внимание! СЛАЙД 15