СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной работы для обучающихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учеников 3 класса.
С помощью данной работы оцениваются индивидуальная общеобразовательная подготовка по русскому языку учащихся 3 классов и качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по русскому языку по итогам обучения в 3 классе.
На выполнение работы отводится 1 урок. Ответы на задания учащиеся записывают на листы в линию. Дополнительные материалы не используются.
Содержание и структура итоговой работы по русскому языку разработаны на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 3 изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.; с. 119-125).
4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.; с. 36-44).
На основании данных документов разработан кодификатор (см. Приложение 1), определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык». В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Структура итоговой работы Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей:
• Часть 1 представляет собой диктант, который наиболее адекватно оценивает основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: писать под диктовку тексты объемом 58–77 слов (2-е полугодие) в соответствии с изученными правилами
1
правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
• Часть 2 представляет собой грамматические задания к диктанту, составленные на основе планируемых результатов блока «Обучающийся научится». Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося.
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку за 3 класс для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по русскому языку1 и Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»[1].
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку.
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Русский язык». В кодификатор включены планируемые результаты блока «Выпускник научится».
Код |
Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения |
4 |
РАЗДЕЛ «МОРФОЛОГИЯ» |
4.1 |
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение |
5 |
РАЗДЕЛ «СИНТАКСИС» |
5.1 |
различать предложение, словосочетание, слово |
5.5 |
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения |
6 |
РАЗДЕЛ «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ» |
6.1 |
применять правила правописания (в объеме содержания курса) |
Коды элементов содержания указаны курсивом, чтобы отличить их от кодов планируемых результатов обучения (ПРО). В правом столбце указаны коды ПРО, которые
предусмотрены для указанных элементов содержания.
Код |
Элементы содержания |
Коды |
4 |
Морфология |
|
4.2 |
Имя существительное |
|
1
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2011.
|
4.2.4 |
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода |
4.1 |
|
4.2.5 |
Изменение существительных по числам |
4.1 |
|
4.2.6 |
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное |
4.1 |
5 |
Синтаксис |
|
|
5.1 |
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий) |
5.1 |
|
5.4 |
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого |
5.5 |
|
5.5 |
Различение главных и второстепенных членов предложения. |
5.5 |
|
6 |
Орфография и пунктуация |
|
|
6.1 |
Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря |
6.2 |
|
6.5 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
6.1 |
|
6.6 |
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова |
6.1 |
|
6.7 |
Правописание непроизносимых согласных |
6.1 |
|
6.8 |
Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов) |
6.1 |
|
6.10 |
Правописание разделительных ъ и ь |
6.1 |
|
6.18 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
6.1 |
|
6.20 |
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами |
6.1 |
План итоговой работы по русскому языку для оценки учебных достижений учащихся 3 класса Используются следующие условные обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.
№ задан ия |
Блок содержания |
Проверяемое умение |
Код прове- ряемых умений3 |
Тип задания |
Уровень сложности |
Макси мальный балл за выпол нение |
Диктант |
|
|
|
|||
1 |
Орфография и пунктуация |
Умение применять правила правописания (в объеме содержания курса)
1. Написание прописной буквы в начале предложения. |
6.4, 6.5 |
РО |
Б |
1 |
3
|
|
2.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 3.Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова 4. Правописание сочетании чк-чн, чт, щн 5. Правописание непроизносимых согласных 6.Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов) 7. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках 8. Правописание разделительных ъ и ь 9. Правописание мягкого знака 10.Раздельное написание предлогов с другими словами 11. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. 12. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами |
|
|
|
2
2
1
1 1
2
2 1 1
1
1 |
|
|
Максимальный балл |
16 |
|||
|
|
Грамматические задания |
||||
1 |
Синтаксис |
Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. |
5.5 |
КО |
Б |
1 |
2 |
Синтаксис |
Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы |
4.4 |
КО |
Б |
1 |
3 |
Морфология |
Определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение |
4.1 |
РО |
Б |
2 |
|
|
|
||||
|
|
Максимальный балл 4 баллов |
||||
|
|
Итого 20 балла |
4
Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы
Для выполнения работы по русскому языку каждому ученику нужны: ручка, двойной лист с разлиновкой и задания к диктанту, записанные на классной доске.
Учащийся пишет на листе свою фамилию и имя.
На выполнение работы отводится 1 урок. Это время включает а) предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы; б) выполнение грамматических заданий к диктанту и осуществление проверки собственной работы.
Исправления, допущенные учеником, качество почерка и аккуратность оформления работы не учитываются и не влияют на оценку работы. Главный акцент при проверке и анализе делается на классификации допущенных ошибок. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика.
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,
перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
– отсутствие "красной" строки;
– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Балл, полученный обучающимся по результатам выполнения диктанта и заданий к диктанту по русскому языку, определяет уровень достижения учащимся планируемых результатов обучения (таблица ).
Таблица Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения. Перевод суммы баллов в пятибалльную систему оценивания.
Уровень, оценка |
|
Тестовый балл |
Высокий - «5» |
20 - 18 баллов |
|
Повышенный – «4» |
17-14 баллов |
|
Базовый – «3» |
13 – 10 баллов |
|
Низкий – «2» |
9 и менее баллов |
|
Указания к оцениванию написания диктанта. |
Баллы |
1. Написание прописной буквы в начале предложения. Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
2. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются) Допущено 1-2 ошибки Допущено более 2-х ошибок |
2
1 0 |
5
3.Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются). Допущена 1 и более ошибок |
2
0 |
4. Правописание сочетании чк-чн, чт, щн Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
5. Правописание непроизносимых согласных Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
6.Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
7. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются) Допущено 1-2 ошибки Допущено более 2-х ошибок |
2
1 0 |
8. Правописание разделительных ъ и ь Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются) Допущено 1 ошибка Допущено 2 и более ошибок |
2
1 0 |
9. Правописание мягкого знака Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
10.Раздельное написание предлогов с другими словами Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
11. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
12. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами Если не допущены ошибки или допущена 1 ошибка Допущено более 1 ошибки |
1 0 |
Максимальный балл |
16 |
Указания к оцениванию грамматических заданий |
Баллы |
1. Верно найдено предложение, при переписывании ошибок не допущено, правильно обозначена грамматическая основа. Либо выписано другое предложение, но грамматическая основа найдена верно. Грамматическая основа найдена неверно.
2. Верно определены все части речи в предложении Допущено 1ошибка и более ошибок |
1
0
1 0 |
3. Правильно указаны четыре признака Правильно указаны только два-три признака Правильно указан только один любой признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно/ не указаны |
2 1 0 |
6
4. Выписаны два слова с безударным гласным и верно подобраны проверочные слова
|
2
|
Максимальный балл |
4 |
ИТОГО |
20 |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Демоверсия.
ВЕСНОЙ.
Наступила весна. По утрам ещё бывают лёгкие заморозки. Тоненький лёд покрывает лужи.
Но вот начинает светить яркое солнце. По улице помчались весёлые ручьи. Потянулись к солнцу листья и травинки. (7)Греются в тёплых лучах воробьи.
Скоро в саду зацветут яблони, груши, вишни и сливы. В зелёных ветвях деревьев будут строить свои гнёзда певчие птицы. Пройдёт время, и появятся маленькие птенчики. Вокруг жизнь, движение. (63 слова)
(По В. Папкиной)
Грамматические задания
1. Найди и выпиши 7е предложение. Подчеркни грамматическую основу.
2. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
3. Выполни морфологический разбор имени существительного. I вариант По улице3 помчались весёлые ручьи.
II вариант Скоро в саду 3 зацветут яблони.
7
[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.