МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Конспект мастер- класса
на тему «Матрица общения»
Составитель:
Шагиахметова Т.М.,
логопед
с.Серафимовский 2022г
Мастер – класс для педагогов по теме:
«Матрица общения »
Аудитория и участники:
Педагоги, работающие с детьми с ментальными нарушениями и ТМНР.
Целью мастер – класса является распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникации детей с ИН и ТМНР в своей работе.
Общие задачи мастер-класса:
● создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ИН и ТМНР по сенсорному развитию через дидактические игры;
● дать понятие приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию, раскрыть их значение для общего развития детей с ИН и ТМНР;
● показать практические варианты приемов работы с детьми по развитию сенсорных эталонов психокорекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.
· поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
· апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию.
Конкретная задача мастер-класса – Использование приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Материалы:«волшебный мешочек», детали мозаики, коробочки для мозаики, игра «Пластилиновая заплатка», пластилин, фломастеры, бумага для рисования, баночки с солью, сахаром, лимонной кислотой, Игра « Что лишнее», манка, картинки красных, синих и желтых цветов.
Основные этапы мастер-класса:
1. Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.
2. Основная часть. Использование приемов работы с дидактическими играми в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР . Практическая работа.
3. Рефлексия.
«Ум ребенка- в пальчиках»
Ход мероприятия:
1.Приветствие педагогов. Объявление темы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.
«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Иммануил Кант.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.
Эти выводы не случайны. На
кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче
огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие
ребёнка в целом.
Игры
с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка,
стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Вы, наверное, уже догадались, что говорить сегодня мы будем использовании приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.
2. Актуальность темы.
Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания психологов и педагогов, и привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой, З.М.Богуславской, Л.С.Венгер, А.А.Катаевой, А.В.Усовой. Они считали ,что воспитание сенсорной сферы детей с ИН и ТМНР служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Свою собственную методику предложила и очень хорошо апробировала М.Монтессори,
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Но сенсорные способности не даются в готовом виде. Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей тех образов восприятия, которые у них уже сформировались.
В нашем учреждении воспитываются дети с ИН и ТМНР. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Поэтому в своей работе мы особое внимание уделяем именно этому направлению.
Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ИН и ТМНР опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью. Специально организованные формы обучения и воспитания определяются следующими задачами:
1. Формирование умений различать предметы по величине, по цвету, по форме;
2. Формирование слухового внимания, умение различать предметы и действия по звуку;
3. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.
Что такое сенсорные эталоны?
Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача - предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.
Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» - именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы - мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов - это главная задача педагогов. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Для того чтобы сенсорное воспитание умственно отсталых детей шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики вышепредставленных авторов. Прежде всего необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения. Вместе с тем сами эти методы должны быть правильно отобраны.
В работе с умственно отсталыми детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.
Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике с детьми с ИН и ТМНР необходимо правильно подбирать дидактические материалы. При подборе материала надо учитывать его размеры, контрастность цветов; подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально под каждого ребенка с ИН и ТМНР. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов воспитатель может изготовить самостоятельно из любых подручных материалов. Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое.
4. Создание проблемной ситуации.
А теперь, коллеги, разрешите представить вам практические методы работы. Я выбрала самые основные, интересные и результативные.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед педагогами появляется «волшебный мешочек».)
Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в «волшебном мешочке».
Педагог предлагает нескольким участникам определить на ощупь содержимое ящика: 3 – 4 участника по очереди запускает руки в мешочек, участники ощупывают предмет, называя какой он. Выслушиваются и принимаются все предложения.
Перед нами проблемная ситуация – узнать, что находиться в волшебном мешочке. (В мешочке лежит фрукт помело ).
Сейчас вы попали затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.
Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.
Сегодня предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.
Варианты игр, направленных на знакомство детей с цветом предмета.
1.Участникам мастер – класса необходимо собрать детали мелкой мозаики одновременно 2 руками, в правую – красные, в левую зеленые. Кто больше наберет и в какую руку.
2. Участникам мастер – класса предлагается игра «Пластилиновая заплатка»
После выполнения заданий открыта первая подсказка - в волшебном мешочке предмет желтого цвета.
Игра «Веселый художник».
Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.
Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует
- Геометрические фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном мешочке находится предмет круглой формы,
Игра «Построй дом из манки» (маленькая и большая)
Еще одна подсказка – предмет большого размера. Запомним!
Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается 3 баночки (сахар, соль, лимонная кислота).
Задание 1: «Угадай какой вкус?»: найти кислый, соленый, сладкий.
Задание 2: «Что лишнее?». Участникам мастер – класса предлагают картинки с изображением что необходимо для приготовления компота, салата, сэндвича, супа. Их задача определить какой продукт лишний.
Игра «Душистые баночки»
У каждого участника по 1 баночкой с запахами специй и лекарственных трав. Мастер предлагает понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя.
- Еще одна подсказка, что в «волшебном мешочке» находится кисло-сладкий предмет.
Давайте вернемся к нашему волшебному мешочку и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки, что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки и назвать, что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться, что же находится в нашем «волшебном мешочке» (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.
Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда , когда задействованы все группы анализаторов.
Весь опыт работы по сенсорике воплотился в нашей программе по дополнительному образованию «Озорные ладошки». Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная нами работа по данной программе приносит свои плоды. Сейчас несколько моих воспитанников называют основные цвета и их оттенки, знают (или сличают) геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.
Результаты радуют, но есть к чему стремиться!
Заключительное слово.
Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу. На доске в нашем зале расположена поляна и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены - синий цветок. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
- Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! И не забывайте, что сенсорика окружает нас повсюду в повседневном обиходе. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.