«Матрица общения»
Оценка 4.8

«Матрица общения»

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа +1
1 кл
24.03.2022
«Матрица общения»
Аудитория и участники: Педагоги, работающие с детьми с ментальными нарушениями и ТМНР. Целью мастер – класса является распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникации детей с ИН и ТМНР в своей работе.
печ 2022 Мастер- класс Матрица общения Шагиахметова Т.М..docx

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

Конспект мастер- класса

на тему «Матрица общения»

 

 

 

 

 

                                                                                      Составитель:

Шагиахметова Т.М.,

                                                                             логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Серафимовский 2022г

Мастер – класс для педагогов по теме:

«Матрица общения »

 

Аудитория и участники:

Педагоги, работающие с детьми с ментальными нарушениями и ТМНР.

 

Целью мастер – класса является распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию  коммуникации детей с ИН и ТМНР  в своей работе.

 

Общие задачи мастер-класса:

          создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ИН и ТМНР по сенсорному развитию через дидактические игры;

          дать понятие приемов работы с дидактическими играми  по сенсорному развитию, раскрыть их значение для общего развития детей с ИН и ТМНР;

          показать практические варианты приемов работы с детьми по развитию сенсорных эталонов  психокорекционной  работе с детьми с ИН и ТМНР.

·               поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

·               апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию.

 

Конкретная задача мастер-класса – Использование приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию  в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

 

Материалы:«волшебный мешочек», детали мозаики, коробочки для мозаики, игра «Пластилиновая заплатка», пластилин, фломастеры, бумага для рисования, баночки с солью, сахаром, лимонной кислотой, Игра « Что лишнее», манка, картинки красных, синих и желтых цветов.

 

Основные этапы мастер-класса:

1.                 Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.

2.                 Основная часть. Использование приемов работы с дидактическими играми в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР . Практическая работа.

3.                 Рефлексия.

 

«Ум ребенка-  в пальчиках»

 

Ход мероприятия:

 

1.Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Иммануил Кант. 

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.

Эти выводы не случайны. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Вы, наверное, уже догадались, что говорить сегодня мы будем использовании приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию  в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.

 

2. Актуальность темы.

    Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.  Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания  психологов и педагогов, и привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой, З.М.Богуславской, Л.С.Венгер, А.А.Катаевой, А.В.Усовой.  Они считали ,что воспитание сенсорной сферы детей с ИН и ТМНР служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

Свою собственную методику предложила и очень хорошо апробировала М.Монтессори,

            Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Но сенсорные способности не даются в готовом виде. Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей тех образов восприятия, которые у них уже сформировались.

В нашем учреждении  воспитываются   дети с ИН и ТМНР. У  данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Поэтому в своей работе мы особое внимание уделяем именно этому направлению.

Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ИН и ТМНР опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью. Специально организованные формы обучения и воспитания определяются следующими задачами:

1.     Формирование умений различать предметы по величине, по цвету, по форме;

2.     Формирование слухового внимания, умение различать предметы и действия по звуку;

3.     Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.

    Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача - предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.

Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» - именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы - мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов - это главная задача  педагогов. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

        Для того чтобы сенсорное воспитание умственно отсталых детей шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики вышепредставленных авторов. Прежде всего необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические  методы обучения. Вместе с тем сами эти методы должны быть правильно отобраны.

В работе с умственно отсталыми детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

         Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике с детьми с  ИН и ТМНР необходимо правильно подбирать дидактические материалы. При подборе материала надо учитывать его размеры, контрастность цветов; подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально под каждого ребенка с ИН и ТМНР. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов воспитатель может изготовить самостоятельно из любых подручных материалов. Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое.

4.     Создание проблемной ситуации.

          А теперь, коллеги, разрешите представить вам практические методы работы. Я выбрала самые основные, интересные и результативные.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  перед  педагогами появляется «волшебный мешочек».)

 

 Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в «волшебном мешочке».

Педагог  предлагает нескольким  участникам определить на ощупь содержимое ящика: 3 – 4 участника по очереди  запускает руки в мешочек,  участники ощупывают предмет, называя какой он. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Перед нами проблемная ситуация – узнать, что находиться в волшебном мешочке.   (В мешочке лежит фрукт помело ).

Сейчас вы попали  затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.

  Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

   Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.

 Сегодня предлагаю  пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.

Варианты игр, направленных на знакомство детей с цветом предмета.

1.Участникам мастер – класса необходимо собрать детали мелкой мозаики  одновременно 2 руками, в правую – красные, в левую зеленые. Кто больше наберет и в какую руку.

2. Участникам мастер – класса предлагается игра  «Пластилиновая заплатка»

После выполнения заданий открыта первая подсказка -  в волшебном мешочке  предмет желтого цвета.

Игра «Веселый художник».

Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых  фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая  фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.

Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала  и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует

- Геометрические  фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном мешочке находится предмет  круглой  формы,

Игра «Построй дом из манки» (маленькая и большая)

Еще одна подсказка – предмет большого размера. Запомним!

Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается  3 баночки (сахар, соль, лимонная кислота).

Задание 1: «Угадай какой вкус?»: найти кислый, соленый, сладкий.

Задание 2: «Что  лишнее?». Участникам мастер – класса предлагают картинки с изображением что необходимо для приготовления компота, салата, сэндвича, супа. Их задача определить какой  продукт лишний.

Игра «Душистые  баночки»

У  каждого участника по 1 баночкой  с запахами специй и лекарственных трав. Мастер предлагает понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя.

- Еще одна подсказка, что в «волшебном мешочке» находится кисло-сладкий предмет.

    Давайте вернемся к нашему волшебному мешочку и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки, что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки  и назвать, что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться, что же находится в нашем «волшебном мешочке» (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).

            В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный  образ объекта ребенок получит только тогда , когда задействованы все группы анализаторов.

Весь опыт работы по сенсорике воплотился в нашей программе по дополнительному образованию «Озорные ладошки». Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная нами работа по данной программе  приносит свои плоды. Сейчас несколько  моих воспитанников называют основные цвета  и их оттенки, знают (или сличают)  геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.

   Результаты радуют, но есть к чему стремиться! 

 

Заключительное слово.

        Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу. На доске в нашем зале  расположена  поляна и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите  красный  цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены - синий  цветок. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

- Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! И не забывайте, что сенсорика окружает нас повсюду в повседневном обиходе. До свидания!

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

Мастер – класс для педагогов по теме: «Матрица общения »

Мастер – класс для педагогов по теме: «Матрица общения »

Основные этапы мастер-класса: 1

Основные этапы мастер-класса: 1

Свою собственную методику предложила и очень хорошо апробировала

Свою собственную методику предложила и очень хорошо апробировала

Эти мерки называют «сенсорными эталонами»

Эти мерки называют «сенсорными эталонами»

Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое

Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое

После выполнения заданий открыта первая подсказка - в волшебном мешочке предмет желтого цвета

После выполнения заданий открыта первая подсказка - в волшебном мешочке предмет желтого цвета

Весь опыт работы по сенсорике воплотился в нашей программе по дополнительному образованию «Озорные ладошки»

Весь опыт работы по сенсорике воплотился в нашей программе по дополнительному образованию «Озорные ладошки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2022