«Матрица общения»

  • Лекции
  • docx
  • 24.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аудитория и участники: Педагоги, работающие с детьми с ментальными нарушениями и ТМНР. Целью мастер – класса является распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникации детей с ИН и ТМНР в своей работе.
Иконка файла материала печ 2022 Мастер- класс Матрица общения Шагиахметова Т.М..docx

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

Конспект мастер- класса

на тему «Матрица общения»

 

 

 

 

 

                                                                                      Составитель:

Шагиахметова Т.М.,

                                                                             логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Серафимовский 2022г

Мастер – класс для педагогов по теме:

«Матрица общения »

 

Аудитория и участники:

Педагоги, работающие с детьми с ментальными нарушениями и ТМНР.

 

Целью мастер – класса является распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помощь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию  коммуникации детей с ИН и ТМНР  в своей работе.

 

Общие задачи мастер-класса:

          создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ИН и ТМНР по сенсорному развитию через дидактические игры;

          дать понятие приемов работы с дидактическими играми  по сенсорному развитию, раскрыть их значение для общего развития детей с ИН и ТМНР;

          показать практические варианты приемов работы с детьми по развитию сенсорных эталонов  психокорекционной  работе с детьми с ИН и ТМНР.

·               поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

·               апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию.

 

Конкретная задача мастер-класса – Использование приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию  в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

 

Материалы:«волшебный мешочек», детали мозаики, коробочки для мозаики, игра «Пластилиновая заплатка», пластилин, фломастеры, бумага для рисования, баночки с солью, сахаром, лимонной кислотой, Игра « Что лишнее», манка, картинки красных, синих и желтых цветов.

 

Основные этапы мастер-класса:

1.                 Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.

2.                 Основная часть. Использование приемов работы с дидактическими играми в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР . Практическая работа.

3.                 Рефлексия.

 

«Ум ребенка-  в пальчиках»

 

Ход мероприятия:

 

1.Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс.

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Иммануил Кант. 

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.

Эти выводы не случайны. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Вы, наверное, уже догадались, что говорить сегодня мы будем использовании приемов работы с дидактическими играми по сенсорному развитию  в психокоррекционной работе с детьми с ИН и ТМНР.

 

2. Актуальность темы.

    Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.  Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания  психологов и педагогов, и привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой, З.М.Богуславской, Л.С.Венгер, А.А.Катаевой, А.В.Усовой.  Они считали ,что воспитание сенсорной сферы детей с ИН и ТМНР служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

Свою собственную методику предложила и очень хорошо апробировала М.Монтессори,

            Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Но сенсорные способности не даются в готовом виде. Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей тех образов восприятия, которые у них уже сформировались.

В нашем учреждении  воспитываются   дети с ИН и ТМНР. У  данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Поэтому в своей работе мы особое внимание уделяем именно этому направлению.

Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ИН и ТМНР опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью. Специально организованные формы обучения и воспитания определяются следующими задачами:

1.     Формирование умений различать предметы по величине, по цвету, по форме;

2.     Формирование слухового внимания, умение различать предметы и действия по звуку;

3.     Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.

    Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача - предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.

Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» - именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы - мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов - это главная задача  педагогов. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

        Для того чтобы сенсорное воспитание умственно отсталых детей шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики вышепредставленных авторов. Прежде всего необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические  методы обучения. Вместе с тем сами эти методы должны быть правильно отобраны.

В работе с умственно отсталыми детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

         Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике с детьми с  ИН и ТМНР необходимо правильно подбирать дидактические материалы. При подборе материала надо учитывать его размеры, контрастность цветов; подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально под каждого ребенка с ИН и ТМНР. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов воспитатель может изготовить самостоятельно из любых подручных материалов. Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое.

4.     Создание проблемной ситуации.

          А теперь, коллеги, разрешите представить вам практические методы работы. Я выбрала самые основные, интересные и результативные.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  перед  педагогами появляется «волшебный мешочек».)

 

 Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в «волшебном мешочке».

Педагог  предлагает нескольким  участникам определить на ощупь содержимое ящика: 3 – 4 участника по очереди  запускает руки в мешочек,  участники ощупывают предмет, называя какой он. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Перед нами проблемная ситуация – узнать, что находиться в волшебном мешочке.   (В мешочке лежит фрукт помело ).

Сейчас вы попали  затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.

  Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

   Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.

 Сегодня предлагаю  пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.

Варианты игр, направленных на знакомство детей с цветом предмета.

1.Участникам мастер – класса необходимо собрать детали мелкой мозаики  одновременно 2 руками, в правую – красные, в левую зеленые. Кто больше наберет и в какую руку.

2. Участникам мастер – класса предлагается игра  «Пластилиновая заплатка»

После выполнения заданий открыта первая подсказка -  в волшебном мешочке  предмет желтого цвета.

Игра «Веселый художник».

Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых  фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая  фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.

Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала  и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует

- Геометрические  фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном мешочке находится предмет  круглой  формы,

Игра «Построй дом из манки» (маленькая и большая)

Еще одна подсказка – предмет большого размера. Запомним!

Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается  3 баночки (сахар, соль, лимонная кислота).

Задание 1: «Угадай какой вкус?»: найти кислый, соленый, сладкий.

Задание 2: «Что  лишнее?». Участникам мастер – класса предлагают картинки с изображением что необходимо для приготовления компота, салата, сэндвича, супа. Их задача определить какой  продукт лишний.

Игра «Душистые  баночки»

У  каждого участника по 1 баночкой  с запахами специй и лекарственных трав. Мастер предлагает понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя.

- Еще одна подсказка, что в «волшебном мешочке» находится кисло-сладкий предмет.

    Давайте вернемся к нашему волшебному мешочку и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки, что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки  и назвать, что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться, что же находится в нашем «волшебном мешочке» (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).

            В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный  образ объекта ребенок получит только тогда , когда задействованы все группы анализаторов.

Весь опыт работы по сенсорике воплотился в нашей программе по дополнительному образованию «Озорные ладошки». Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная нами работа по данной программе  приносит свои плоды. Сейчас несколько  моих воспитанников называют основные цвета  и их оттенки, знают (или сличают)  геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.

   Результаты радуют, но есть к чему стремиться! 

 

Заключительное слово.

        Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу. На доске в нашем зале  расположена  поляна и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите  красный  цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены - синий  цветок. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

- Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! И не забывайте, что сенсорика окружает нас повсюду в повседневном обиходе. До свидания!