МБОУ города Кургана
«Лицей №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Романова Н.В.
________________
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный экскурсовод»
(базовый уровень)
5 - 10 класс
Составитель рабочей программы:
учитель русского языка и литературы
Пудова Л.В.
2018 год
Пояснительная записка
Программа направлена на совершенствование организации, и содержания обучения и воспитания средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей края, школы, музееведения.
Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления интереса к истории родного края в процессе гражданского образования школьников.
Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Цели программы:
Задачи программы:
Образовательные технологии:
Воспитательные технологии:
Технология коллективной творческой деятельности.
Формы занятий:
Ожидаемые результаты:
Ключевые компетенции:
• Коммуникативно-информационная.
• Гражданско-правовая.
Ценности:
• сохранение исторической памяти;
• уважение к учителю школы;
• ответственность за порученное дело;
Формы подведения итогов:
• Создание экспозиций школьного музея.
• Организация экскурсий.
• Участие в научно-практических конференциях.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
· научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
· приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
· научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
· приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
· мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
· эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;
· чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
· эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
· проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
· уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
· в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;
· вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
· используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
· на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· узнавать символику города;
· описывать достопримечательности города;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея;
· использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой;
· работать с атласом, глобусом и картой;
· устанавливать причинно‐следственные связи;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
· самостоятельно подбирать литературу по теме;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
· работать в семейных, школьных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
· ориентироваться на позицию партнера в общении;
· способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;
· учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
· готовить и выступать с сообщениями;
· работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;
· формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее;
· аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание и структура программы
I. Введение. 4 часа
Школьный музей хранитель и воспитатель. Название и профиль школьного музея. Знакомство с экспозициями школьного музея.
II. Система музеев. 8 часов
Что такое библиография? Справочно-библиграфический аппарат. Художественная, мемуарная литература. Интернет как источник информации.
III. История экспонатов школьного музея. 8 часов
Понятие «музейный предмет». Экспонаты, подаренные музею. Экспонаты, собранные учащимися и родителями. Раритеты и реликвии.
IV. Фонды школьного музея. 20 часов
Комплектование фондов школьного музея. Книга поступлений. Акт приёма - сдачи. Основной фонд. Вспомогательный фонд. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная книга.
V. Выбор темы экскурсии. 8 часов
Ориентирование в школьном музее. Цель экскурсии в школьном музее. Связь темы экскурсии с экспозициями школьного музея. Знакомство с работой экскурсовода.
VI. Основные требования к экскурсии. 12 часов
Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий.
VII. Технические средства сопровождения экскурсии. 12 часов
Техника в школьном музее: фото, киноаппаратура, видеофильм, экранно-звуковые средства. Использование интерната, сайтов «Одноклассники» , «Контакт» в работе школьного музея.
VIII. Имидж экскурсовода. 8 часов
Этикет поведения в общественном месте (музей, экскурсия). Этикет внешнего вида. Имидж современного делового человека. Этикет общения.
IX. Речь экскурсовода. 12 часов
Культура речи. Что такое ораторское искусство. Чтение прозы и стихов. Беседа, разговор.
X. Подготовка текста экскурсии. 12 часов
Связь темы экскурсии с музейной экспозицией. Определение этапов и продолжительности экскурсии. Оформление текста экскурсии.
XI. Обработка материалов и сдача экскурсии. 12 часов
Классификация музейных экскурсий. Обзорная экскурсия, и её особенности. Тематическая экскурсия. Рецензирование текста экскурсий.
XII. Практикуем. Искусство музейной экспозиции. 20 часов
Работа по подготовке и модернизации школьных музейных экспозиций
Итого: 136 часов
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Часы |
Форма занятий |
Сроки |
1. |
Введение |
4 |
|
|
|
Музей - хранитель и воспитатель |
1 |
Беседа |
|
|
Знакомство с экспозициями школьного музея |
3 |
Беседа, экскурсия |
|
2. |
Информационная система музея |
8 |
|
|
|
Что такое библиография? |
4 |
Презентация |
|
|
Интернет как источник информации. |
4 |
|
|
3. |
История экспонатов школьного музея |
8 |
|
|
|
Музейный предмет. Экспонат школьного музея. Раритеты и реликвии. |
4 |
Лабораторная работа |
|
|
Экспонаты, собранные учащимися и родителями. |
4 |
Лабораторная работа |
|
4. |
Фонды школьного музея. |
20 |
|
|
|
Комплектование фондов школьного музея. Основной фонд. |
4 |
Беседа |
|
|
Вспомогательный фонд |
4 |
Беседа |
|
|
Учет фондов. Акт приема- сдачи музейных экспонатов. |
4 |
Практическая работа |
|
|
Инвентарная книга |
4 |
Практическая работа |
|
|
Требование к записям инвентарной книги. Работа с памяткой. |
4 |
Практикум |
|
5. |
Выбор темы экскурсии |
8 |
|
|
|
Цель экскурсии в школьном музее |
4 |
Беседа |
|
|
Показ и анализ экспонатов. Определение темы экскурсии. |
4 |
Практикум |
|
6. |
Основные требования к экскурсии |
12 |
|
|
|
Связь темы экскурсии с материалами экспозиции |
4 |
Беседа |
|
|
Последовательность построения экскурсии. |
4 |
Беседа |
|
|
Тематико-экспозиционный план |
4 |
Практикум |
|
7. |
Технические средства сопровождения экскурсии |
12 |
|
|
|
Техника в школьном музее |
4 |
Практикум |
|
|
Использование материалов Интернета в школьном музее |
8 |
Практика |
|
8. |
Имидж экскурсовода |
8 |
|
|
|
Этикет внешнего вида |
4 |
Беседа |
|
|
Этикет общения |
4 |
Беседа |
|
9. |
Речь экскурсовода |
12 |
|
|
|
Культура речи. |
4 |
Беседа |
|
|
Что такое ораторское искусство. |
4 |
Беседа |
|
|
Чтение прозы, стихов. |
4 |
Практика |
|
10. |
Подготовка текста экскурсии. |
12 |
|
|
|
Тематико-экспозиционный сценарий. |
4 |
Практикум |
|
|
Определение этапов и продолжительности экскурсии |
4 |
Практикум |
|
|
Оформление текста экскурсии |
4 |
Практикум |
|
11. |
Обработка материала и сдачи экскурсии. |
12 |
|
|
|
Обзорная экскурсия и ее особенности |
4 |
Беседа |
|
|
Тематическая экскурсия и ее особенности. |
4 |
Беседа |
|
|
Рецензирование текста экскурсии. |
4 |
Практикум |
|
12. |
Практикум. Искусство музейной экспозиции. |
20 |
|
|
|
Работа по обновлению экспозиции «Улицы микрорайона школы», «От творчества учителя к творчеству ученика», «Профессия – Родину защищать» |
6 |
Практикум |
|
|
Работа по созданию зала Воинской славы. |
6 |
Практикум |
|
|
Подготовка экскурсии «Учителями славится Россия» |
8 |
Практикум |
|
|
ИТОГО |
136 часов |
|
|
Критерии оценки мастерства экскурсовода.
1 .Компетентность экскурсовода:
· Владение темой
· Полнота раскрытия
· Чёткость структуры
· Логичный переход от фрагмента к фрагменту.
2.Умение устанавливать контакт с группой ( представиться ,изложить план экскурсии)
3. Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так, чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы помните..»
4.Правильное соотношение рассказа и показа.
5. Грамотная и эмоциональная речь экскурсовода.
6 .Строгое соблюдение времени экскурсии:
· 1-3 классы -15-20 мин.
· 4-7 классы-30-40 мин.
· 8-9 классы-45 мин.
Определения понятий:
Предмет, который сохранился в ограниченном количестве.
Памятник истории культуры, прошедший научную обработку и включённый в состав музейного собрания.
Предмет, который хранят особенно бережно так как он напоминает о каком то важном событии или родственнике.
Оригинал в отличии от копии и подделки.
Предмет, созданный с целью замены или имитации или замены другого предмета.
Точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и размере оригинала. Объемное воспроизведение внешнего вида предмета, точно передающее его форму, цвет и размер.
Масштабная копия оригинала.
Все предметы, хранящееся в музее.
Коллективный осмотр музея, по какой либо намеченной теме.
Вспомогательные материалы (карты, предметы, таблицы).
Специальное помещение для хранения предметов.
Выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы.
Основной документ учёта музейных предметов.
Уникальность предмета по отношению подобным (стотысячный, книга с автографом, юбилейная
монета).
Выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.
Научно-организованная совокупность музейных предметов.
Специализация деятельности музея, обусловленная его связью с определённой областью науки или искусства.
Способность музейного предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (форма, цвет, размер).
Совокупность сведений о музейном предмете: среда его бытования, история происхождения, связь с событиями и лицами, размер и цвет.
Предметы составляющие основу музейного собрания.
Технология мероприятия
Классификация массовых мероприятий:
- Рассчитанные на однородную или разновозрастную
(разнонациональную и т.д.) аудиторию.
- Единичные и комплексные.
- Уникальные и многоповторяемые.
- Авторские и по готовому сценарию.
- Проводимые силами самого педагога или с приглашением других
педагогов и специалистов других областей (актеры, журналисты
и др.).
Требования к мероприятию:
1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, развитие, воспитание).
2. Спланировать этапы мероприятия.
3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Составление и оформление сценария
Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели.
Схема разработки сценария:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.