Лекция 1. Роль и значение перевозок в жизни общества. Роль и значение автомобильного транспорта в единой транспортной системе.
Вопрос 1. Роль и значение перевозок в жизни общества.
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
Рисунок 1.1 – Структура экономики.
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
ТРАНСПОРТ - отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).
Пути сообщения - это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)
- Технические устройства и сооружения- это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.
Транспорт, с одной стороны, является частью инфра структуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.
Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:
Во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.
Во-вторых, продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.
В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.
В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства - на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.
Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду - его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).
Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.
Значение транспорта:
1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.
2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.
3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.
4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .
В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.
В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.
Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.
В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.
Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.
Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.
Вопрос 2. Роль и значение автомобильного транспорта в единой транспортной системе.
Единая транспортная система (ЕТС)- представляет собой совокупность всех взаимодействующих видов транспорта, удовлетворяющих экономические и социальные потребности страны в перевозках. Различные виды транспорта должны быть связаны экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями.
Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Под транспортной системой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических технических, информационных, правовых и экономических отношений.
В свою очередь транспортная система объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный и промышленный виды транспорта. Отдельной строкой проходит городской транспорт.
Пути сообщения это автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, трубопроводы, специальные магистрали различных конструкций, приспособленные и оборудованные для движения подвижного состава.
Перевозочные средства - подвижной состав, трубопроводы, контейнеры, поддоны, оборотная и одноразовая тара.
Подвижной состав - локомотивы, вагоны, суда, самолеты, вертолеты, дирижабли, автомобили, полуприцепы, прицепы, транспортные тракторы, транспортные капсулы.
Технические средства и механизмы - погрузочно-разгрузочные машины, конвейеры, бункеры пакетоформирующие, сортировочные машины и т. д.
Средства управления и связи - комплекс устройств, обеспечивающих сбор, хранение, переработку и передачу информации.
Обустройство видов транспорта - железнодорожные станции, вокзалы, аэропорты, пристани, гаражи, стоянки, доки, ремонтные мастерские и заводы, склады, погрузочно-разгрузочные пункты, станции технического обслуживания и т.д.
В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно:
1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокая провозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большие капитальные вложения.
2. Водный транспорт подразделяется:
а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный);
б) речной транспорт (городской, пригородный, дальний) - самый дешевый вид транспорта, но имеет сезонность в работе.
3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью (вертолеты) абсолютно всех районов, но, тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров.
4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) – экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения.
5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (многорельсовый, подвесные дороги).
Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т. д. Для определения сфер целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются: уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок); капитальные вложения; время движения и сроки доставки; наличие провозной и пропускной возможностей; надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность; гарантии сохранности багажа; условия эффективного использования транспортных средств; наличие соответствующих линейных сооружений для обслуживания пассажиров и возможность предоставления сопутствующих услуг.
Преимущества и недостатки пассажирского автомобильного транспорта
Автомобильный пассажирский транспорт дает:
> возможность устанавливать транспортную связь на всей территории города
> относительно высокую скорость передвижения (легковые таксомоторы и маршрутные), большая комфортабельность и удобство поездки
> относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества
> возможность работать самостоятельно, без участия других видов транспорта
> возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям
> небольшая потребность в капиталовложениях, небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов
> доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения
> возможность использования укороченных, скорых и экспрессных маршрутов
> хорошая маневренность.
К недостаткам автомобильного транспорта относятся:
1. Сравнительно высокая себестоимость, которая выше, чем на водном и железнодорожном транспорте;
2. Относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей;
3. Недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.
Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, атакже специфической организацией и системой управления.
Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населенных пунктах. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль - городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен: Последние три составляют группу городского электрического транспорта.
Автобусный транспорт за последние годы получил распространение во всех видах сообщений. Развивается внутригородской электрический транспорт, прежде всего троллейбус и метрополитен.
Вопрос 3. Потребность в передвижении и способы ее удовлетворения.
Наиболее удобной характеристикой потребности в передвижении служит общая подвижность населения. Это число передвижений приходящихся на одного жителя за год. Передвижения по способу осуществления подразделяются на пешеходные и транспортные. Транспортные передвижения осуществляются на транспортных средствах общего пользования, авто граждан и служебных авто. Транспортные передвижения городского населения измеряются числом поездок на городском пассажирском транспорте в расчете на одного жителя за год или за день.
П=;
Где? Q – годовой объем перевозок;
Nнас – численность населения города.
В пригородном сообщении транспортная подвижность устанавливается с учетом контингента жителей пригородной зоны, а в междугороднем и международном сообщении по времени года, направлениям и маршрутам. Поездки одного конкретного пассажира носят вполне определенный характер. Однако транспортные передвижения можно считать статистическим явлением, то есть они могут быть описаны лишь с определенной вероятностью. Транспортная подвижность возрастает с увеличением численности населения города, что объясняется расширением городской территории, возрастает средняя дальность передвижения. Транспортные передвижения в зависимости от целей подразделяют на:
1. Трудовые, то есть на работу и с работы. Эти передвижения наиболее устойчивы и в городах составляют 50 – 60% поездок.
2. Учебные – это поездки учащихся в учебные заведения и обратно. Также имеют устойчивый характер с перерывами на время каникул.
3. Культурно-бытовые – это поездки по личным и бытовым нуждам граждан. Являются эпизодическими и существенно зависящими от доходов, социального статуса, рода занятий и возраста пассажиров.
4. Служебные – совершаются в рабочее время в связи с производственной необходимостью. Потребность в перевозках закономерно изменяется по периодам суток, достигает максимума в часы пик. Число поездок может быть определено парой пунктов, составляющих транспортную корреспонденцию.
Различают поездки и корреспонденции: сетевые (между микрорайонами) и маршрутные (остановочные пункты маршрута).
Трудовые и учебные составляют до 75% от общего числа поездок. Доля поездок по различным целям изменяется в зависимости от развития и состава градообразующей базы, приближения ее объектов к местам проживания граждан.
Потребность в поездках закономерно изменятся по периодам суток, достигая максимума в часы пик. Продолжительность часов пик в городах устанавливается местной администрацией и доводится до сведения населения и перевозчиков. Выделяют следующие характерные периоды:
- начальный – с начала движения до 7 часов;
- утренний пик – 7…9 часов;
- межпиковый – 9…17 часов;
- вечерний пик – 17…20 часов;
- заключительный – с 20 часов и до окончания движения.
Транспортное обслуживание осуществляется по одному из принципов: маршрутному или индивидуальному. Маршрутный принцип основан на том, что многие корреспонденции могут быть реализованы групповым способом при использовании пассажирами одного транспортного средства. Достоинства: сокращение числа транспортных средств и снижение затрат на перевозку пассажиров. Недостаток: увеличение затрат времени на поездку из-за необходимости учета интересов различных пассажиров. Маршрутный принцип реализуется при организации движения автобусов, троллейбусов, трамваев и метрополитена. Индивидуальный принцип основан на том, что для каждой поездки пассажир будет использовать транспортное средство, трасса движения которого каждый раз избирается заново. При этом промежуточные остановки в пути не делают. Таким образом достигается спрямление трассы маршрута и высокая скорость сообщения. Недостатки: необходимость наличия большого числа транспортных средств и высокие затраты на их содержание. Индивидуальный принцип реализуется в основном при пользовании личным авто, однако он применяется и на заказных автобусных перевозках. Движение пассажиров через определенное место транспортной сети образует пассажиропоток, который характеризуется интенсивностью, то есть числом пассажиров, следующих за единицу времени через определенное место транспортной сети.
Различают пассажиропотоки по улицам и дорогам, на перегонах маршрута, на остановочных пунктах. Суммарное число пассажиров подходящих на остановочный пункт и садящихся в автобусы и пассажиров выходящих из автобуса на данном остановочном пункте образует пассажиропоток остановочного пункта. Интенсивность пассажиропотока измеряется числом пассажиров в год, в час, в минуту и т.д.
Общее число перевезенных пассажиров составляет объем перевозок, измеряемый в тысячах пассажиров или в пассажирах. Произведение объема перевозок на среднюю дальность поездки пассажира называется пассажирооборотом. Физически пассажирооборот – это совершенная транспортная работа, единицей измерения которой является пассажиро-километр, т.е. транспортная работа по перемещению одного пассажира на расстояние 1 км.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.