Медиа-ресурсы в дополнительном образовании
Образовательная деятельность тесно связана с использованием всевозможных медийных ресурсов и учитывает целевые аудитории.
В настоящее время, практически невозможно найти область знаний, которая не применяла аспекты мультимедиа: статичная графика, аудио-и видеофрагменты.
Принято считать, что под медиа-ресурсами следует понимать учебные ресурсы, насыщенные мультимедийной информацией, где мультимедиа — это интерактивная система, обеспечивающая одновременную работу звука, анимированной компьютерной графики, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Такое определение очень ограничивает весь спектр доступных сегодня образовательных ресурсов.
Наиболее часто при подготовке медиа-ресурсов используются универсальные программные продукты, входящие в состав пакета программ Microsoft Office. Но можно использовать и специализированные программы-оболочки для организации учебных медиа-продуктов. Эти оболочки использует педагог, наполняет и настраивает их, учитывая специфику подготовки обучающихся, значимость и содержание программы. Но зачастую медиа-ресурсы являются
инструментом для улучшения качества образования и лишь от тех, кто непосредственно работает с учащимися, от педагогов зависит то, насколько эффективно будет использован этот инструмент.
Дополнительное образование способствует развитию учащегося, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. Процесс развития ребенка зависит от деятельности педагога дополнительного образования, которая в своей основе является развивающей и управляющей.
Курс «Мир мультимедиа» в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя практическое освоение техники создания цифрового видео.
Цель курса: развитие творческих способностей учащихся средствами компьютерных программ по видео.
Задачи:
· расширить представление о возможностях использования компьютера;
· дать навыки работы с современными программами обработки видеоизображений;
· обучить созданию собственного видеоролика;
· содействовать развитию познавательного интереса учащихся к приемам обработки видеоматериалов;
· совершенствовать коммуникационные качества и умения;
· подготовить учащихся к осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области видеомонтажа.
Основа обучения по курсу — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала отдельные элементы цифрового видео, затем простейшие фильмы, в заключении полную версию фильма. Освоение знаний и способов видеомонтажа осуществляется в ходе разработки учащимися фильмов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно при согласовании с педагогом. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Основная методическая установка курса — обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому видеомонтажу. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Основной тип занятий — практикум. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию фильма. Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы “Справка” в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит учащемуся самостоятельно продолжать учение.
В конце года каждый учащийся (группа) должна подготовить свой проект (видеоролик). Проверка результатов подготовки проекта будет вестись один раз в четверть. В конце года будет организована презентации проектов и их защита. Работы будут выставлены на конкурсе по профилю деятельности.
Курсом обучения предусматриваются следующие образовательные результаты:
- предметные результаты будут направлены на формирование следующих знаний и умений: простейшие основы работы с камерой и монтажным столом; виды и жанры фильмов, статическая и динамическая съемка, этапы создания видеофильма, правил организации съемки; разработка сценария, самостоятельно осуществлять подбор слагаемых видеоизображения и сценических видеоэффектов.
Метапредметные результаты направлены на получение овладение приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению фильма; монтировать фильмы по условиям, заданным взрослым; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего объединения, сравнивать и группировать предметы и их образы; корректировать дальнейшую деятельность, реализовывать творческий замысел; уметь представлять информацию о проделанной работе и работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, уметь работать в мини-группах
Личностные результаты направлены на формирование ценностных ориентации личности.
Таким образом, формируются умения творчески подходить к каждому этапу при создании фильма через работу по предложенным и личным сценариям, излагая мысли в четкой логической последовательности, отстаивая свою точку зрения, анализируя ситуацию и при этом самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Созданные фильмы могут быть использованы в докладе, статье, мультимедиа - презентации, размещены на Web – странице, в школьной или в домашней видеотеке. Учащимся предлагается не просто составить ролик из готовых элементов, а ставится задача - придумать свой сценарий, подобрать информацию и сделать монтаж фильма. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ребенка к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, ее обоснованию и аргументации.
Для эффективного проведения занятий необходимы: кабинет, оснащенный компьютерной техникой и мебелью, программное обеспечение (Microsoft Movie Maker; программы для просмотра видеофильмов и графических изображений), выход в интернет, специальные технические средства (принтер, сканер, цифровая видеокамера, проектор), методические средства (специальная литература, дидактический материал, архивы работ учащихся и готовых футажей), информационный ресурсы и электронные издания по изучаемой теме.
Таким образом, мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментарием в образовательной области. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности современного обучающегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.