Тема: "Механические колебания".
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
1. сформировать у учащихся представления о колебательном движении;
2. изучить свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений.
3. сформировать представление механическом резонансе и условиях их существования;
4. способствовать развитию умения сопоставлять факты;
5. создать условия для повышенного интереса к изучаемому материалу;
6. помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
7. создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Оборудование: Модель математического маятника, пружинного маятника, плакат «Характеристики колебательного движения», «Гармонические колебания», распечатки приложений к уроку для каждого учащегося.
Структура урока:
· Организационный момент.……………………………………………….…..…2 мин.
· Актуализация знаний……………………………………………………………3 мин.
· Изложение нового материала…………………………………………….……30 мин.
· Закрепление нового материала………………………………….…….….……..5 мин.
· Подведение итогов……………………………………………………………….2 мин.
· Задание на дом……………………………………………………………………2 мин.
· Рефлексия …………………………………………………………………………1 мин.
Основные этапы урока.
1 |
Организационный момент. |
|
Преподаватель создает нормальную обстановку для работы на уроке, проверяет присутствующих и их готовность к уроку. |
|
|
2 |
Актуализация знаний. |
|
Преподаватель организует повторение основных понятий, изученных на прошлых уроках, предлагая учащимся указать виды механического движения в таблице №1 (приложение1)., сообщает учащимся тему и цели урока. |
Примеры какого движения обозначены в группе А? (прямолинейное) В группе B? (криволинейное) А в группе C? Это – новый вид движения – колебательное движение. |
|
Тема урока : «Механические колебания». Цели урока: • сформировать представления о колебательном движении; • изучить свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений; • сформировать представление о механическом резонансе и условиях его существования.
|
||
3 |
Изложение нового материала. |
|
Преподаватель объясняет материал, проводит демонстрации осуществляет текущий контроль за деятельностью учащихся. Учащиеся фиксируют в тетради основные понятия темы, участвуют в обсуждении изучаемого материала. При изучении раздела «Характеристики колебательного движения» используются плакат и приложение 1 (задачи). При изучении раздела «Гармонические колебания» используются плакат и опорные конспекты (приложение 2). Приложения 1 и 2 вклеиваются в тетрадь дома.
|
Какова отличительная особенность колебательного движения? (движение, которое повторяется). Механические колебания - это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени. Колеблющееся тело всегда связано с другим телом и вместе с ним образует систему, которую называют колебательной системой. Объяснение сопровождается демонстрациями с помощью моделей маятников. |
|
Твёрдое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или оси называется маятником. Примеры колебательных систем: маятник Фуко, пружинный маятник, маятник Максвелла. Какие силы действуют внутри системы? (сила тяжести, сила упругости) Внутренние силы – это силы действующие между телами системы. Внешние силы - это силы, действующие на тела системы со стороны тел, не входящих в нее.
|
||
Существует два вида колебаний: Свободные колебания - колебания, происходящие под действием внутренних сил за счёт первоначального запаса энергии. Вынужденные колебания – колебания, происходящие под воздействием внешних сил, периодически изменяющихся с течением времени. Объяснение сопровождается демонстрациями с помощью моделей маятников. Какие колебания затухающие, а какие незатухающие? Приведите примеры затухающих (незатухающих) колебаний из жизненного опыта.
|
||
Заголовок - «Характеристики колебательного движения» (для демонстраций используется соответствующий плакат). |
||
А, xm - амплитуда механических колебаний - модуль наибольшего смещения колеблющегося тела (материальной точки) от положения равновесия. Единица измерения – метр (м). В приложении 1 определите амплитуду колебаний в задачах №1 и №2.
|
||
Т - период колебаний –минимальный промежуток времени, через который движение тела полностью повторяется. Период колебаний измеряется в секундах (с). Период колебаний математического маятника: Период колебаний пружинного маятника: Определите периоды колебаний в задачах№1 и №2 в приложении 1. |
||
Частота колебаний (ν)– это физическая величина, равная числу колебаний, совершаемых в единицу времени. Частота измеряется в герцах (Гц). В чем разница в вычислении периода и частоты? (взаимообратные).
Период и частота связаны соотношениями Определите частоту колебаний в задачах№1 и №2 в приложении 1.
|
||
Заголовок - «Гармонические колебания». (для демонстраций используется соответствующий плакат). Гармонические колебания - это такие колебательные движения, при которых смещение тела от положения равновесия совершается по закону синуса или косинуса.
|
||
Уравнение гармонических колебаний:
•
•
ω - круговая (циклическая) частота -
количество колебаний за 6,28 –
Определите циклическую частоту колебаний в задачах№1 и №2 в приложении 1.
|
||
Определите начальную фазу колебаний и составьте уравнение гармонического колебания в задачах№1 и №2 в приложении
|
||
|
Качели – это маятник, то есть система, обладающая определенной собственной частотой. Если беспорядочно подталкивать качели в разные стороны, будет трудно раскачать их. Но если начать в правильном ритме подталкивать качели вперед каждый раз, когда они поравняются с нами, можно раскачать их очень сильно. Такое явление называется – Резонанс. Резонанс - это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты изменения внешней силы, действующей на систему, с частотой свободных колебаний. Явление резонанса может быть причиной разрушения машин, зданий, мостов, если собственные их частоты совпадают с частотой периодически действующей силы. Поэтому, например, двигатели в автомобилях устанавливают на специальных амортизаторах, а воинским подразделениям при движении по мосту запрещается идти «в ногу».
|
|
4 |
Закрепление нового материала. |
|
|
Преподаватель организует деятельность учащихся над заданиями приложения 3. Ответы записываются учащимися в рабочие листы приложения 4. Преподаватель заранее на закрываемой доске записывает правильные ответы и критерии выставления оценок. |
Подпишите работу. Заполните таблицу: «вопрос – ответ», указывая соответствие вопросов и ответов. Исправления не принимаются. Время выполнения - 3 мин. |
|
Самопроверка. В третьем столбце работы поставьте «+» за правильный ответ, «-» за неправильный. Подсчитайте количество «+».
|
|
Выставление оценок. По количеству «+» выставите себе оценку. Положите работу на край стола.
|
||
5 |
Подведение итогов |
|
|
Преподаватель дает качественную оценку работы группы и отдельных учащихся, выставляет бальные оценки. |
|
6 |
Домашнее задание. |
|
|
Преподаватель организует инструктаж по выполнению д/з. Учащиеся записывают д/з в тетрадь. |
Домашнее задание. Конспект, итоги главы 3 - выучить основные понятия. Решить задачи №3 и №4 конспекта.
|
7 |
Рефлексия.
|
|
|
Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние и свою деятельность на уроке |
Какой момент урока вам запомнился больше всего? Поднимите руки те ребята, которые сейчас имеют хорошее настроение.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.