Механизм управления
Механизмуправления организацией (рис. 2,1) состоит из принципов управления, т.е. набора правил, по которым осуществляется управле ние; целей управления, т.е. направлений деятельности; методов управ ления, или способов достижения целей, и функций управления, опреде ляющих виды управленческой деятельности.
Рис. 3.1. Механизм управления
Рассмотрим каждую из составляющих механизма управления от дельно.
3.1 . Принцип ы управлени й
К общим принципам управления относятся:
1. Принцип эффективности, определяющий получение прибы ли в качестве основной внутренней цели организации.
2. Принцип социальной ответственности — свидетельствует, что получение прибыли является внутренним делом организации, суще ствует цель более высокого порядка — выживание организации в дол госрочном периоде. Долговременное выживание зависит не только от прибыльности; она включает возможности удовлетворения насущных потребностей общества, справедливое отношение к работникам, без опасность, качество продукции и услуг, культуру и этику.
3. Принцип ориентации на потребителя или маркетинг — показыва ет, что производить нужно только то, что можно продать, а не наоборот.
4. Принцип системности — включает в совокупность все звенья управления как единого целого с учетом его структуры, взаимоотноше ний, взаимодействий составных частей, выявления роли и места каждого в процессе управления.
К частным принципам управления относятся:
1. Принцип сочетания единоначалия и коллективности.
2. Принцип необходимого разнообразия управляющей системы, т.е. управляющая система (субъект управления) должна быть не менее сложной, разнообразной, чем объект управления.
15
3. Принцип иерархичности, т.е., если центр не в состоянии пере работать всю информацию, поступающую с объекта управления, то создаются промежуточные центры.
4. Принцип внешнего дополнения управляющей системы, когда неполнота знаний о поведении субъекта управления компенсируется использованием вероятностных моделей, оценкой экспертов и т.д.
5. Принцип регламентации и инициативы ~ сочетание чётко уста новленного порядка, стереотипных решений и использования интеллек туального потенциала персонала для поиска нестандартных творческих решений.
6. Принцип стабильности и гибкости — сочетание преимуществ устойчивых, хорошо отлаженных, повторяющихся процессов управления с возможностью их гибкой перестройки для адаптации к изменяющимся условиям функционирования объекта управления. Эффективной формой реализации этого принципа является создание временных коллективов для решения задач по комплексным целевым программам в сочетании с по стоянными структурными подразделениями системы управления.
7. Принцип рациональности — минимизация уровней и звеньев управления, что обеспечивает упрощение структуры, сокращает объем требуемой документации, делает более эффективным взаимодействие структурных подразделений, то есть обеспечивает переход к иерархи ческим плоским структурам, состоящим из организационно и экономи чески обособленных звеньев на одном уровне.
8. Принципы специализации и универсализации обеспечивают сочетание преимуществ этих направлений в целях оптимизации границ деятельности каждого звена управления.
9. Принцип автоматизации процесса управления способствует достижению органической связи между организацией и техникой управ ления на основе комплексного централизованного обеспечения всех подразделений предприятия необходимой информацией и средствами ее использования на местах для принятия решения. Этот принцип обе спечивает реальное сокращение численности работников и упрощение системы управления.
Кроме указанных, большое значение имеют принципы централиза ции и децентрализации управления; интеграции целевого, отраслевого и регионального управления; сочетания прав и ответственности; един ства распоряжения.
Организация может разработать свои принципы управления, кото рыми будет руководствоваться в работе. Такие принципы являются осно вой деятельности фирмы и редко корректируются.
Рассмотрим их на примере фирмы «IВМ». Вот что записано в па мятке руководителю по этому вопросу: «Деятельность организации, как и человека, должна строиться на базе обоснованных принципов, если организация стремится противостоять конкуренции и преуспеть в этой борьбе. Каждый руководитель должен руководствоваться этими принци пами при принятии решения и проведении любых мероприятий».
16
Вот содержание основных принципов, которыми руководствуется компания на протяжении всей своей деятельности:
1. Уважение к человеку, его правам и достоинству является осно вополагающим принципом в деятельности компании. Руководствуясь этим принципом, «IВМ»:
— помогает своим сотрудникам развивать творческие способности и использовать их наиболее эффективным образом;
— оплачивать труд сотрудников и обеспечивать их служебное про движение в зависимости от их вклада в общее дело;
— обеспечивать установление двухсторонних контактов между руководителем и подчиненным, предусматривающих беспристрастное рассмотрение спорных вопросов и их справедливое решение.
2. Предоставление потребителю услуг, отвечающих самым высо ким требованиям, т.е. знать потребности своих клиентов и прогнозиро вать их на перспективу, оказывать потребителю содействие в расчёте на наиболее эффективную эксплуатацию продукции.
3. Обеспечение высокого качества продукции на базе самых со вершенных проектов при наиболее низких затратах.
4. Обеспечение руководителями эффективности своей организа торской деятельности — принцип, на базе которого формируется штат менеджеров. При этом от руководителя требуется:
— обеспечить управление, стимулирующее сотрудников на выполне ние стоящих перед ними задач на самом высоком качественном уровне;
— часто встречаться со своими сотрудниками;
— иметь мужество подвергать сомнению принятые решения и про водимую политику; чётко представлять себе потребность фирмы, отде ла, участка и работника;
— планировать свою работу на перспективу, с готовностью вос принимать новые идеи.
5. Выполнение обязательств перед своими акционерами. Прин цип, требующий от персонала бережного отношения к собственности, которую им доверили; использование всех возможностей, обеспечива ющих непрерывное увеличение прибыли,
6. Обеспечение честных взаимоотношений с поставщиками про дукции и услуг.
3. 2 Цел и управлени я
Управление организацией будет эффективно только тогда, когда оно ориентировано на обоснованную цель.
Цель управления — это необходимый результат деятельности, осо знаваемый руководителями, исполнителями и имеющий качественное и количественное определение на основе перспективных и текущих по требностей.
Переход к рыночной экономике и реконструкция хозяйственного механизма организации приводят к уточнению и изменению системы
17
целей управления, таких, как переход к экономическим методам руко водства, расширение экономической самостоятельности предприятия, пересмотр форм организации деятельности предприятия, обеспечение коренного повышения эффективности производства, в частности: сниже ние издержек производства, повышение качества продукции, расшире ние потребительских свойств продукции на основе совершенствования техники и технологии производства, а также повышение качества труда. Цели управления должны быть конкретными, обозримыми и реальными, отражать сущность ожидаемого эффекта, учитывать принцип оптималь ности и обеспечивать комплексность решения вопросов. Необходимо выполнять следующие правила формирования целей:
— совокупность поставленных задач должна быть необходимой и до статочной для обеспечения полного достижения цели;.
— задачи должны быть качественно и количественно определены;
— структура любой цели может быть описана в нескольких альтер нативных вариантах;
— каждая цель должна быть отнесена к организационно обосно ванному подразделению, группе или должностному лицу, принимающе му решение (точная адресация цели);
— должен быть определён временной период действия целей;
— цели должны быть достижимыми и мотивировать действия испол нителей в правильном направлении;
— цели должны быть гибкими, т.е. иметь возможность их корректи ровки при изменении внешней и внутренней среды организации;
— цели должны быть совместимыми. Если мы ставим целью проникно вение на новый рынок с новыми товарами, то мы вряд ли сможем в первое время получать большие прибыли;
— цели должны быть приемлемыми, т.е. они должны приниматься всеми участниками процесса производства и реализации продукции и не противоречить желаниям и потребностям общества.
Американские промышленные компании обычно сосредотачивают свою деятельность на следующих целях:
1. рост;
2. рентабельность;
3. устойчивость к экономическим циклам;
4. гибкость;
5. неуязвимость к неожиданным изменениям во внешней среде;
6. платёжеспособность;
7. превышение средств фирмы над её обязательствами;
8. конкурентноспособность;
9. устойчивость к слиянию с другой фирмой;
10. склонность к нововведениям;
11. доля рынка;
12. внутренний климат;
18
13. чуткость к внешним социальным явлениям;
14. удовлетворенность работой;
15. учёт интересов различных работников.
Устанавливая для себя приоритеты, компании, как правило, сокра щают данный перечень целей до четырёх, пяти. В качестве иллюстрации можно привести следующие примеры:
— увеличить прибыль компании на 10% в течение текущего года.
— выйти на рынок стран Западной Европы и захватить 5% этого рынка с 2006 г. по 2009 г,
— цвеличить показатели удовлетворения нужд потребителей с 92 до 98 % к 2006 г,
— на 30 % сократить время выхода на рынок нового изделия к 2008 г. Количество и разнообразие целей организации настолько велико, что без комплексного системного подхода определение их состава и взаимосвя зей не может обойтись ни одно предприятие. На практике используется построение целевой модели в виде древовидной схемы — дерево целей и задач (ДЦЗ), которое позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, получившихся в результате декомпозиции главной цели.
Для формирования ДЦЗ проводится декомпозиция цели для каж дого объекта управления, а затем все частные деревья сводятся (сши ваются) в единое ДЦЗ. Для объединения всех целей обычно используют матричную развертку задач.
Составление целей по уровням иерархии (цели организации — цели руководителя — цели подчиненных) позволит определить, нетли на пред приятии несоответствий целей условиям их реализации.
Сформированная система целей позволит:
• выделить организационно обособленные блоки (службы) системы управления, ориентированные на обеспечение определенных целей;
• рационально распределить полномочия и ответственность за достижение целей между уровнями и звеньями аппарата управления;
• определить последовательность и характер работ по достиже нию конечных целей, определить их связи и координацию;
• сформировать систему оценки и стимулирования труда испол нителей в подразделениях при достижении поставленных задач.
3.3 . Метод ы и стили управлени я
Методы управления — это способы воздействия субъекта управле ния на объект управления или средство мотивации деятельности испол нителя.
Виды методов: экономические, организационно-административные и социально-психологические.
Для экономических методов исходным является наличие рынка, уме ние управлять в условиях рынка, когда механизм отраслевого улравле-
19
ния заменяется рыночным механизмом. Действие рыночного механизма в открытой системе определяет использование маркетинга в механизме управления. Экономические методы широко используют экономико-ма тематические модели (ЭММ). Их различают по размерности, сложности, характеру используемого математического аппарата и т.д. Примером ЭММ , применяемых в экономических методах управления, могут быть модели для выбора экономически оптимальных решений.
Они включают целевую функцию и ограничения.
Целевая функция — инструмент, с помощью которого то или иное состояние идентифицируется как оптимальное; ограничение — условия, при которых осуществляется выбор решений.
Оптимизационная задача в общем виде может быть сформулиро вана следующим образом: найти такие значения вектора, чтобы для не которого критерия К(Х,У| выполнилось равенство:
![]() |
при условии, что ф. --
критерий решений зада чи, который
позволяет оценить степень
достижения поставленной цели; X — вектор неуправляемых параметров, влияние которых следует
учи тывать при решении задачи,
Х=(х1х2,...,хп);
У — вектор управляемых опти мизируемых параметров, У=(у1,у2/...,у ); f
— функция, отражающая связь; ор! — оператор
оптимизации; У(доп) — область допустимых вариантов
решения
задачи; — система условий, обеспечивающая об ласть допустимых вариантов решения задачи; Ь. — известные
постоян
ные.
В зависимости от характера и вида функций применяют различные методы отыскания оптимального решения. Если функции линейны, —при меняют методы линейного программирования; если они нелинейны, дифференцируемы и условия ограничений имеют знак > или <, то при меняют методы нелинейного программирования.
Организационно-административные методы включают: методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распредели тельного воздействия, в том числе подбор, расстановка и аттестация кадров, ввод технико-экономических нормативов.
Социально-психологические методы управления — это совокуп ность способов и приемов целенаправленного воздействия на коллек тив в целом и на отдельную личность коллектива, а также внутри-кол лективные отношения. Они включают: повышение квалификации и от ветственности, моральные поощрения, развитие социальных потребно стей и интересов, поддержание здорового климата в коллективе.
Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленчекой деятельности.
20
Рис. 3.2. Классификация стилей управления
Авторитарный стиль — сосредоточение на работе и полное пре небрежение людьми.
Характеризуется: высокая требовательность, единоначалие, лич ный контроль за ходом производственного процесса, использования ме тодов принуждения. Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправ дан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Либеральный стиль — сосредоточение на человеке, стиль невмеша тельства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко под дается мнению других ( влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетель ствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производ ственном процессе.
Демократический стиль — считается, что человек получает удо вольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предпо лагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность. Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
21
Рис. 3.3. Условия применения стилей ситуационного лидерства
Определение эффективного стиля руководства должно проис ходить с учетом многих факторов: психологических особенностей лич ности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних фак торов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство. Ситуационное лидер ство — определение стиля руководства в зависимости от уровня зре лости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту (см. рис. 3.3). Современный руководитель должен научиться применять любой стиль руководства, адекватный целям, стоящим перед рабочей группой, и ее особенностям —- квалификации, ответственности, потреб ностям и т.п.
Преимущества коллективности руководства:
1) компенсируется объективно недостаточный объем профессио нальных знаний и умений руководить;
2) полнее используются способности работников, вскрытие резер вов, творчества, самореализация, предпринимательские возможности.
Роли членов коллектива при принятии решений.
1. Председатель — формирует цели и задачи, слушаетмнения чле нов группы, делает обобщения, принимает окончательное решение, не сет ответственность.
2. Оформитель решения (ускоритель решений) — лидер выполне ния поставленных задач, он отстаивает точку зрения в принятии реше ний, исходя из сформулированных задач, и всегда стремится к энергич ным действиям, заставляя дело идти вперед.
3. Новичок со свежим взглядом (генератор идей) — представляет оригинальные мысли и взгляды.
4. Советчик (судья) — флегматичный и хладнокровный, всегда де лает взвешенный и объективный анализ тех решений, которые принима ет группа.
5. Душа группы — самый чуткий из всех членов группы, всегда осведомлен о всех нуждах коллег, способствует гармонии.
6. Разведчик ресурсов — добывает информацию разными методами.
7. Практик — практическая организация работы.
8. Доводчик — склонен к контролю и доведению целей до конца, всегда любит порядок и принуждает членов группы выполнять график намеченных работ.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.