Файзуллаева Феруза Алишеровна
Студентка 3 курса факультета русской филологии,
Самаркандский государственный университет имени Шарафа Рашидова
(г. Самарканд, Узбекистан)
МЕМ – СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация
Статья посвящена комплексному исследованию «мема» как современного метода при обучении русскому языку в качестве иностранного, рассматриваются особенности поколения Z с их принципиально новыми учебными потребностями. Основной целью работы является выявление преимуществ использования мемов на уроках по русскому языку, представить возможные упражнения по теме.
Ключевые слова: информационная технология, поколение Z, мем, упражнения, модернизированная форма обучения.
Keywords: informational technology, Z generation, meme, exercises, modernized form of education.
На сегодняшний день процесс обучения предполагает использование современных методов и приёмов, которые эффективно влияют на образовательный процесс и приносят положительные результаты. При этом, значительную помощь в их использовании оказывают информационные технологии, превращающие уроки в более продуктивные и насыщенные занятия.
Нынешнее поколение, с которыми мы имеем дело в сфере образования, известно, как «поколение Z» (зумеры, Digital Natives – «цифровое поколение»), люди, родившиеся после 2000 года «со смартфонами в руках». Вся жизнь этого поколения (учеба, творчество, общение) связана с новейшими технологиями. Следовательно, классическое обучение едва их интересует, и данная проблема рассматривается в ряде работ Жуковой Е. А. [1], Квят А. Г., однако, эти дети осознают значение информации и стремятся к её получению посредством IT или самообразования.
Исследование теории поколений получает свою популярность в начале 1990х гг. учёными У.Штраусом и Н.Хау, которые считают, что именно исторический контекст определяет поведение человека, т.е. у людей, родившихся в одинаковый промежуток времени, наблюдаются сходные социально-психологические черты. В соответствии с этой теорией, можно выделить следующие поколения [2]:
Ø Беби-бумеры (1943-1961) характерной чертой этого поколения является переосмысление традиционных ценностей, умеренный консерватизм, тщеславие и бережливость.
Ø Поколение X (1962-1981) отличается индивидуальностью и самостоятельностью, не доверяют властям из-за пережитых ими перемен.
Ø Поколение Y (миллениалы) (1982-1995) свободолюбивые, увлечены саморазвитием, взрослеют и покидают родительский дом намного позже.
Ø Поколение Z (цифровые аборигены) (1995-2010) привязана к технологической жизни, доверяет информации, получаемой с интернет ресурсов, обладает такими качествами, как вдумчивость, прямолинейность, замкнутость. В то время как русские учёные считают, что это поколение начинается с 2000 года.
Ø Поколение альфа (2010- продолжается до сегодняшних дней) эту типологию выделяет австралийский учёный Марк МакКриндл.
Из вышеуказанных описаний можно сделать вывод: чтобы повысить эффективность занятий, педагог должен применять IT, интернет ресурсы, наглядности, использовать социальные сети для обмена информаций с обучающимися. Самый распространённый способ налаживания взаимопонимания с молодым поколением, безусловно, является использование их способ общения и язык, а наиболее популярный – это мемы, представляющие собой максимальную сжатость и массу информаций, что и позволяет быстрое восприятие знаний. В свою очередь, термин «мем» впервые был употреблён английским биологом Р.Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген» в качестве элемента культуры (символа, поведения, идеи), распространяющегося в обществе благодаря имитации, а при воспроизведении мемов важными её качествами были плодовитость, относительная точность [3]. Со временем термин «мем» видоизменился и стал обладать новым значением, широко известным сегодня. Американский программист Р. Броуди определяет термин «мем» как единицу информации в сознании, чьё существование влияет на события так, что большое число её копий возникает в других сознаниях. Мемы, в то же время, могут иметь как визуальный, так и вербальный характер, например, картинки, видео, гиф-изображения, цитаты и даже хэштег, которые мгновенно распространяются через социальные сети.
К настоящему времени внедрение мемов в процесс обучения становится всё более насущным, в связи с этим, мы старались раскрыть какое значение он имеет при изучении русского языка в качестве иностранного (РКИ). Следует отметить, что подобный подход проведения урока будет проходить намного успешнее, организованнее с учениками более старшего возраста и имеет ряд преимуществ:
Ø Привнесения разнообразия в процесс обучения;
Ø Облегчённая форма передачи информации;
Ø Развитие творческого мышления учеников, студентов;
Ø Знакомство с культурой стран изучаемого языка (на данном этапе - русского языка);
Ø Быстрая адаптация к учебному процессу, при виде различных картин, фотографий с мемами, которыми оснащена аудитория.
На уроках по РКИ целесообразно использовать лингвистические мемы, которые имеют языковое выражение с собственными систематическими изменениями в разделах русского языка как, лексикологии, орфографии, синтаксиса. В основе лингвистических мемов могут лежать фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, афоризмы и т.д.
В качестве примеров упражнений служат:
1. Работая в группах или индивидуально придумать мем на пройденную тему;
2. Определить мем по заданной теме с определённой грамматикой, лексикой;
3. Перевести мем с родного языка на русский или наоборот с сохранением его значения;
4. На основе данного примера создать диалог, учитывая грамматические особенности языка
5. Преподаватель демонстрирует несколько лингвистических мемов и обучающиеся устанавливают какие языковые явления, а именно каламбур, оксюморон, метафора используются в нём и др.
Таким образом, следует признать, что нынешняя молодёжь нуждается в модернизированной форме, методике, средстве обучения, а правильное и системное использование данной методики увеличивает объем учебного материала в десятки раз, достичь достаточно высокого уровня знания русского языка как иностранного. Упражнения с мемами повышают интерес и мотивацию к учёбе, они позволяют визуализировать информацию, а также легко запоминаются вследствие своей яркости и юмора.
Литература
1. Жукова Е. А. Работа над проблемой: потеря многими обучающимися интереса к учению [Электронный ресурс] / Е. А. Жукова. – Режим доступа: https://infourok.ru/user/kolesnikova-evgeniya-anatolevna/page/rabota-nad-problemoypoterya-mnogimi-obuchayuschimisya-interesa-k-ucheniyu
2. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 554 p.
3. КронгаузМ. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и Жизнь. № 10, октябрь 2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.