Чапаксин Иван химия 2 курс полияз
(СРОП № 3) Педагогический менеджмент
как особый вид профессиональной деятельности людей.
Современное представление
об управлении в образовании связано с понятием «педагогический менеджмент».
Следует, однако, отметить, что понятие «управление» более объемно и широко,
термин «менеджмент» же был изначально введен для обозначения одной из форм
управления, а именно управления социально-экономическими процессами
посредством и в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании.
Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, сегодня на Западе широко
распространено мнение о том, что он представляет собой не только управление
фирмой, корпорацией и т.д. Многие его постулаты и теоретические позиции могут
использоваться в управленческой деятельности в любой сфере, в том числе и в
образовании.
Как показывает практика,
необходимость в социальном управлении возникает каждый раз, когда люди,
обладающие разнообразными познаниями и умениями, объединяются, чтобы совместно
что-то сделать. Именно благодаря управлению их совместная деятельность
становится целенаправленной и организованной.
В широком смысле менеджмент — это социальное управление
организацией. Во
многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически
совпадают.
Термин «социальное
управление» в работах советского периода трактовался как:
- целенаправленное
воздействие на систему или процесс;
- воздействие одной
системы (управляющей) на другую (управляемую) с целью ее упорядочения и
перевода в качественно новое состояние;
- деятельность,
направленная на обеспечение функционирования и развития общественного
производства и т.п.
В этих определениях четко
просматривается отсутствие человекоцентристских основ. Главный подход в
управлении характеризовался воздействием одной системы — руководящей, на другую
— подчиняющуюся первой.
Менеджмент —
это управление,
базирующееся на человеко-центристском подходе, предполагающем не прямолинейное
воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и
подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в
своей деятельности опирается на уважение к людям и уважение людей к нему,
строит свои отношения с подчиненными на основе доверия и, сам ориентируясь на
успех, создает условия для его достижения всеми членами организации.
В современной научной
литературе менеджмент рассматривается как:
- процесс постановки и
достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов
поведения, а также финансовых и технических ресурсов;
- управление бизнесом с
помощью эффективной организации работы членов предприятия;
- специальный вид
управленческой деятельности, ориентированной на человека;
-умение руководителя
добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения
подчиненных;
-функция, вид
деятельности по руководству людьми в самых разных организациях;
- область знания,
помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
Таким образом, в науке
менеджмент рассматривается и в значении «вид деятельности», и в значении
«область знания».
Наиболее полное
определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере
(например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента
П.Друкер. Он считал,
что современный менеджмент — это специфический вид управленческой
деятельности, ориентированной на человека, имеющий целью сделать людей
способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить
присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество
столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных
усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П.Друкер определяет и задачи менеджмента:
- сплачивать людей вокруг
общих целей предприятия, чтобы создать коллектив;
- развивать в каждом
сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять;
- ни на минуту не
останавливать развитие людей;
- выстраивать
производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и на их
индивидуальной ответственности, поскольку навыки и профессиональная подготовка
людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют
разнообразные виды работ;
- разрабатывать
комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования
предприятия.
В мировой практике
менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации
интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и
действенного функционирования организации. В нем соединяются как бы два
направления: коммерческо-экономическое, или организационно-техническое, и
психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, организацией
коллектива для достижения конечной цели.
За рубежом менеджмент в
образовании, или школьный менеджмент, определяется как «сосредоточение на
процессе принятия наиболее важных решений в школе» . Основная идея школьного
менеджмента, например в США, связана с децентрализацией управления в системе
образования. При этом школьный учитель должен быть наделен правами участвовать
в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.
В нашей стране
руководитель (начальник цеха, директор завода, главный врач больницы, директор
школы, заведующий детским садом и т.д.) до сих пор назначался на должность,
исходя из его профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача,
учителя, воспитателя и т.д. В результате он становился организатором
деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ,
детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же
является организатором людей. Кроме профессиональной он должен иметь
специальную подготовку в области искусства управления людьми.
Внедрение педагогического
менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения
вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося
российского образования, когда образовательные учреждения уходят от
единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги,
развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но
такое изменение объекта управления — школы, дошкольного образовательного
учреждения и т.д. — требует изменения и субъекта управления.
Педагогический
менеджмент в
работах некоторых современных авторов рассматривается как комплекс
принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления
образовательными системами, направленный на повышение эффективности этих
систем.
Педагогический менеджмент
имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные
знания по менеджменту обусловливают осознание руководителями образования трех
инструментов управления:
-организации, иерархии
управления, в основе которой лежит воздействие на человека с помощью мотивации,
планирования, организации, контроля, стимулирования и пр.;
-культуры управления,
т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей
ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения;
-рынка, рыночных
отношений, т.е. отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на
равновесии интересов продавца и покупателя .
Основная литература:
1. Анисимов В.В., Грохольская
О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб.для вузов. – М.:
Просвещение, 2006. – 574 с.
2. Афанасьев В.Г. Человек в
системах управления – М., 1975 г.
3. Беспалько В.П. Элементы теории
управления процессом обучения: Описание целей и способов их достижения в
обучении. Материалы лекций /часть 1 - М., 1970 г.