Обществознание, 11 класс
Урок. Менеджмент и маркетинг
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Менеджмент и маркетинг.
2. Основные источники финансирования бизнеса.
3. Основные принципы менеджмента.
4. Основы маркетинга.
Тезаурус:
Внешнее финансирование – это использование средств для деятельности предприятия, которые получены от внешних субъектов экономики.
Внутреннее финансирование – это мобилизация собственных финансовых ресурсов, которые образуются в процессе деятельности предприятия.
Источник финансирования – это стабильные пути получения денежных средств и перечень субъектов экономики, которые могут такие средства предоставить.
Контроль – это проверка деятельности фирмы и корректировка отклонений от поставленных целей.
Маркетинг – деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка.
Менеджер – это специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий.
Менеджмент – это деятельность по организации и координации работы предприятия;
Планирование – это постановка целей и определение путей их достижения. Планирование осуществляется непрерывно. Различают оперативное, краткосрочное и долгосрочное планирование.
Реклама – это оповещение различными способами для создания широкой известности товара или услуги с целью привлечения потребителей.
Руководство – это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании.
Рынок - это система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег.
Сегментация рынка — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга.
Организация – это распределение работ среди людей и отдельных групп и координация их деятельности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С. 68-78
Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. — М. : КНОРУС, 2005. – С. 456
Аверин, А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учебное пособие / А.В. Аверин. – М.:Изд. РАГС, С. 2013. – 224
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Пополнение денежных средств предприятия называется финансированием.
Каковы могут быть источники финансирования? Различают внутренние и внешние источники финансирования.
Источник финансирования – это устойчивые пути получения денежных средств и список субъектов экономики, от которых подобные средства можно получить.
Внутреннее финансирование – это мобилизация личных экономических ресурсов, которые образуются в процессе деятельности предприятия.
Внутренними источниками могут служить чистая прибыль фирмы и амортизационные отчисления, разнообразные резервы и прибыли от продажи имущества.
Их применение носит название самофинансирование, т.е. финансирование за счёт собственных средств компании.
Самофинансирование свойственно в основном небольшим компаниям, которым трудно достать деньги из других источников. Доход у данных фирм незначительный, по этой причине увеличить с её помощью производство получается очень редко.
Таким образом, самофинансирование сможет помочь успешному небольшому предприятию сохранить собственный бизнес, но в случае если предприниматель пожелает увеличить производство, то должен обратиться к внешним источникам финансирования.
Внешнее финансирование – это применение средств для деятельности предприятия, которые предоставлены внешними субъектами экономики.
При внешнем финансировании применяются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира.
Источниками внешнего финансирования могут выступать в роли учредителей, граждан, государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых организаций.
В небольших фирмах владелец сам осуществляет задачи по привлечению капитала, наблюдает за производством товаров и их качеством.
Если предприятие увеличивается, в таком случае владелец может и не справляться со всеми процессами, и ему необходимы помощники. В большой компании всеми процессами руководит менеджер.
Менеджер – это специалист по управлению производством и обращению товаров, наемный управляющий.
Однако должности менеджеров в больших фирмах отличаются, составляя особую пирамиду, в основании которой – менеджеры низшего звена, далее следуют менеджеры среднего звена и на самом верху – высшие менеджеры.
Менеджер низшего звена – начальник участка, цеха либо бригадир – управляет напрямую рабочими и отвечает за работу своего подразделения.
Менеджер среднего звена – заместитель директора по производству, либо по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т.п. – управляет менеджерами низшего звена и осуществляет контроль собственного участка.
Наконец, высший менеджер, или, по-английски, «топ-менеджер», - согласно должности генеральный директор, президент (или вице-президент) либо председатель правления корпорации – управляет менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.
Поскольку торговые отношения в нашей стране развиваются стремительными темпами, профессия менеджера по продажам актуальна как никогда. Такие специалисты высоко востребованы в различных сферах продаж.
Заработная плата менеджера зависит от многих факторов: уровня компании, в которую человек устроился, сферы деятельности, специализации, опыта работы. В качестве зарплаты можно получать ставку, ставку плюс процент от количества проведенных сделок, просто процент.
Менеджмент – это деятельность по организации и координации работы предприятия.
В широком смысле слова под менеджментом понимают и непосредственно руководство организацией, и науку об управлении, и группу людей – команду, занятую управлением.
Выделяют четыре функции менеджмента: организация, планирование, руководство, контроль.
Организация – это распределение работ среди людей и отдельных групп и координация их деятельности.
Планирование – это постановка целей и определение путей их свершения.
Планирование исполняется постоянно. Различают оперативное, краткосрочное и долгосрочное планирование.
Руководство – это формирование условий и желание у людей для совместной работы по достижению целей компании.
Контроль – это проверка деятельности фирмы и корректировка отклонений от постановленных целей.
Маркетинг – это деятельность по разработке, изготовлению и сбыту продукта на основе предварительного изучения потребностей рынка.
Главная задача маркетинга – приспособить производство к условиям рынка во имя наилучшего удовлетворение потребностей и извлечения прибыли.
Недаром существует формула, что может помочь осознать сущность маркетинга: «Производить то, что можно продать, а никак не стараться продать то, что можно произвести».
Обычно выделяют три главных принципа маркетинга:
1. изучение рынка;
2. проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта;
3. влияние на рынок.
Изучение рынка – отправная точка место любых маркетинговых действий.
Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, обязан узнать, необходим ли данный продукт покупателю, имеется ли он вообще на рынке, стоимость, какое количество конкурентов его производят и в какой степени они могут конкурировать с ним.
Одним из методов изучения рынка считается сегментация, то есть разделение рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров – географического, демографического, психографического, поведенческого и др.
Географическая сегментация создается согласно региональному принципу с учетом климата окружающей местности, наличия или отсутствия природных ресурсов, плотности населения, присутствия населенных пунктов и др.
Демографическая сегментация связана с подобными характеристиками, как пол, возраст, размер семьи, уровень прибыли, род занятий и др.
Психографическая сегментация содержит в себе такие факторы, как стиль жизни, индивидуальные потребности покупателей, их реакция на тот или иной продукт.
Поведенческая сегментация связана с мотивировкой покупок и действием покупателя, его отношением к разного рода товарам.
Таким образом, учёт особенностей разных сегментов рынка даст возможность предпринимателям наиболее благополучно проникать на соответствующие рынки.
Проникновение на рынок и создание стратегии сбыта – наиболее значимый принцип, вследствие того то что предполагает не только лишь выработку характеристики продукта либо услуги и установление стоимости на них, однако и выбор каналов сбыта и типов рекламы.
Существует два метода проникновениям на рынок: «снятие сливок» и «цена проникновения». Метод «снятия сливок» - это формирование значительной стоимости на технически непростую наукоемкую продукцию. Метод «цена проникновения», наоборот, подразумевает первоначально невысокую стоимость, для того чтобы добиться рынка, а затем её увеличение.
Главным способом влияния на рынок считается рекламное объявление.
Реклама – это уведомление различными методами для формирования обширной популярности продукта с целью привлечения потребителей.
В настоящее время менеджмент и маркетинг представляют весьма значительную роль в формировании предприятия.
Изучив рынок и выбрав соответственные способы проникновения и закрепления на рынке, компания способна благополучно выдержать конкурентную борьбу, никак не обанкротиться, выйти в лидеры рынка.
Примеры и разбор решения заданий
1. Выберите верные суждения о науке
Верны ли следующие суждения о фирме?
А. К внутренним источникам финансирования относятся кредиты.
Б. Метод «снятия сливок» предполагает изначально низкие цены.
Варианты ответов:
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Правильный вариант/варианты: 4
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Термин «менеджмент», по
сути, является аналогом термина «__________» (А), хотя второй термин намного
шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.
__________ (Б) – это деятельность по организации и координации работы
предприятия;
Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной
деятельностью ___________ (В), которое осуществляется в условиях рыночных
отношений и направлено на извлечение максимальной _______ (Г) при рациональном
использовании ресурсов. ____ (Д) менеджмента является достижение высокой
прибыльности, ______________________(Е) организации или иных целей, путем
рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической
базы организации.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) конкурентноспособность 4) деятельность 7) управление
2) предприятие 5) цель 8) упадок
3) прибыль 6) операция 9) менеджмент
Правильный вариант: управление, менеджмент, предприятие, прибыль, цель, конкурентноспособность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.