Мероприятие духовно-нравственной направленности «Сударыня Масленица»
Оценка 5

Мероприятие духовно-нравственной направленности «Сударыня Масленица»

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
04.04.2022
Мероприятие духовно-нравственной  направленности «Сударыня Масленица»
Описание материала: занятие «Сударыня Масленица» позволяет познакомить воспитанников центра с традициями русского народа – праздником Масленица, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа. Цель: формирование представлений воспитанников центра о традициях празднования русским народом Масленицы. Задачи: 1. Познакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица. 2. Развивать желание детей изучать русское народное творчество, заучивать заклички, поговорки, народные песни и игры. 3. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. 4. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. 5. Развивать коммуникативные способности детей, навыки позитивного взаимодействия через привлечение к участию в культурно-массовых мероприятиях духовно-нравственной направлен-ности.
Масленица 2019.docx

Российская Федерация

Министерство социально – демографической и семейной политики

Самарской области

государственное казенное учреждение Самарской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»

          

            446302, Самарская область, г. Отрадный             тел/факс 8-(84661)-2-36-25, 2-18-76, 2-58-29

            ул. Гагарина д. 59А                                                  Е-mail: ogonekadm@socio.samregion.ru

 

 

 

Мероприятие

духовно-нравственной  направленности

«Сударыня Масленица»

 

Разработано:

Катышева С.А., Ахмедова Е.А.

Проведено: 04.03.2019 г.

 

Описание материала: занятие «Сударыня Масленица» позволяет познакомить воспитанников центра с традициями русского народа – праздником Масленица, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.

Цель: формирование представлений воспитанников центра о традициях празднования русским народом Масленицы.

Задачи:

1.    Познакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица.

2.    Развивать желание детей изучать русское народное творчество, заучивать заклички, поговорки, народные песни и игры.

3.    Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

4.    Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

5.    Развивать коммуникативные способности детей, навыки позитивного взаимодействия через привлечение к участию в культурно-массовых мероприятиях духовно-нравственной направлен-ности.

Материал и оборудование: презентация «Масленица», кукла Масленица, посох «Солнышко» с разноцветными лентами, атрибуты для игры «Снежки»: пластмассовые шарики и 2 корзины; атрибуты для игры «Печем блины»: 2 сковороды из картона, «блины», 2 тарелки; атрибуты для игры «Перезвон»: шарф и колокольчик; аудиозаписи: «Выход Масленицы», «Выход барыни Масленицы», «Масленица Всероссийская», «Ой, блины, блины, блины!», «Снежок», песни гр. «Иван Купала»: «Брови», «Масленица»; загадки, заклички.

Предварительная работа: воспитанники разучивают песню «Ой, блины, блины, блины!», считалки «Едет масленица дорогая», «Гори, гори ясно!»

Ход занятия

                   I.Оргмомент.

Воспитанники центра входят в зал под музыку «Выход Масленицы». (Слайд 1)

Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть всех Вас на нашем празднике «Сударыня Масленица»!

                II.Основная часть.

1.    Вводная беседа о празднике «Масленица».

«Масленица» – веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Вот и мы с вами открываем Масленичную неделю!       (Слайд 2)

2.    Рассказ о Масленичной неделе с использованием презентации «Масленица».

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается «Масленица» в понедельник, который называется «Встреча».       (Слайд 3)

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:

«Масленица, красная краса, русая коса!

Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться,

Умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:                                    Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Масляным кусочком поделитесь!

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили: Паршивые блины, по аршину длины! – и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.           (Слайд 4)

Вынос куклы Масленица под музыку «Выход барыни Масленицы».     (Слайд 5)

Во вторник«Заигрыши» В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. (Слайд 6)

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел «Масленицу».

3.    Игра «Попади снежком в ледяную крепость».

Сейчас мы с вами тоже поиграем в снежки. Нужно попасть «снежком» (пластмассовым шариком)  в «снежную крепость» (корзину). Постарайтесь бросить снежок точно в крепость!

Среда – «Лакомки». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.       (Слайд 7)

Дети исполняют песню «Ой, блины, блины, блины!»

4.    Игра «Какие бывают блины?»        (Слайд 8)

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто ... (блин).

Много испекли их мы – тогда назовем ... (блины).

Испекли для дочек – назовем ... (блиночек).

Будет кушать их сынок – назовем тогда ... (блинок).

Огромный, как домище – назовем ... (блинище).

5.    Игра «Блины».

Дети встают в круг, поют припев песни «Ой, блины, блины, блины!» Потом ведущий называет блины с начинкой, дети должны соответствующими звуками изобразить каждый вид блинов.

Блин комом – прыгаем.

Блин с маслом – топаем.

Блин горелый – хлопаем.

Блин с мясом – мальчики кричат «блин».

Блин с маслом – девочки кричат «блин».

Блин с припеком – кружимся.

6.    Игра-эстафета «Напечем блинов».

Дети разбиваются на 2 команды: «Сластены» и «Лакомки». На импровизированных сковородах из картона надо перенести каждой команде на свою тарелку «блин» и не уронить его. Какая команда больше «напечет блинов», та и победила.

Четверг назывался – «Разгуляем».          (Слайд 9)

Это самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, пели частушки. «Масленица» набирала полную силу. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, водили хороводы «по солнышку» (по часовой стрелке).

7.    Игра «Солнышко».

Давайте и мы с вами поможем «Солнышку» прогнать Зиму, а для этого встанем все в хоровод, возьмемся за «лучики» посоха «Солнышко» и по часовой стрелке поведем хоровод (под песню гр. «Иван Купала» «Брови»).

8.    Игра «»Перезвон».

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних времен играли именно на Масленицу.             Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все, кто в круге поют:

Дили-динь, дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

Пятница«Тещины вечерки» – была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.                               (Слайд 10)

9.    Загадки о «Масленице»

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

Суббота«Золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.   (Слайд 11)

Последний день Масленицы«Прощеное Воскресенье» (Слайд 12)

В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело – символ Зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит!». Уходит Масленица, а вместе с ней и Зима. Весна вступает в свои права. На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

10.     Русская народная игра «Горелки».

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Горелки».

Дети встают в круг. «Горелка» выбирается с помощью считалки:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

Хоровод движется по кругу, «Горелка» идет по кругу в противоположную сторону. На словах «Колокольчики звенят!» «Горелка» кладет платок на руки между 2 играющих. Они поворачиваются спиной друг к другу и на словах «Раз! Два! Три! Беги!» бегут друг от друга в противоположные стороны. Кто вперед возьмет платок, тот становится «Горелкой».

                 III.     Подведение итогов занятия

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Праздничное чаепитие с блинами

Звучит песня гр. «Иван Купала» «Масленица».   (Слайд 13)


 

Российская Федерация Министерство социально – демографической и семейной политики

Российская Федерация Министерство социально – демографической и семейной политики

Начинается «Масленица» в понедельник , который называется «

Начинается «Масленица» в понедельник , который называется «

Это самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, пели частушки

Это самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, пели частушки

Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня,

Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022