Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
Оценка 4.9

Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
04.04.2022
Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
исследовательская работа.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой педагогики и методики

начального образования

____________З. В. Бродовская

____ _______________2019 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Выполнил студент группы 3.033.2.15

Юлия Андреевна Голубева________________

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, Начальное образование

Профиль: начальное образование

Форма обучения: очная

Научный руководитель: к.п.н., доцент

кафедры педагогики и методики начального образования

Зинаида Владимировна Бродовская _______________

Новосибирск 2019


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности……………………7

1.1 Сущность и виды исследовательских умений обучающихся…………....…7

1.2 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе...13

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности…………………..21

2.1 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности…………………………………………………………………..…21

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности…………………………………………………………………..…38

Заключение……………………………………………………………………….40Библиографический список………..…………………………………….……...43

Приложения……………………………………………………………………...49


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования состоит в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является не только овладение знаниями, а еще и получение обучающимися разностороннего опыта деятельности, развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

При организации развернутой учебной деятельности или формирования отдельных ее компонентов в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских умений. Цель исследовательской деятельности заключается в овладении учениками функциональным навыком исследования как универсальным способом освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. Происходит активизация личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе получения субъектно новых знаний - самостоятельно добытых знаний, которые являются новыми и имеют личностное значение для конкретного ученика. Проблеме формирования у младших школьников исследовательских умений посвящены научные труды А.Н. Подъякова, В.И. Андреева, А.И. Савенкова, Л.Б. Богоявленской, А.Я. Савченко и др.

Школы работают по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), в котором одно из главных мест занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности». [49]

Сейчас в образовании постоянно появляются новые подходы, методы и технологии обучения. Для развития умений исследовательской деятельности нужно найти и обеспечить условия, соответствующие поставленной цели, в частности, целеустремленность и систематичность; мотивированность; творческая среда, психологический комфорт; личность учителя; учет возрастных особенностей. Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

В настоящее время есть школы в которых традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых знаний. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Проектным методом в России занимался и П. П. Блонский. Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. Он считал, что проектной деятельность заниматься важно, потому что учащийся в этот момент развивается и обучается самостоятельно, учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности.

Проблема исследования: нужно выявить эффективные методы и приемы по формированию исследовательских навыков у младших школьников.

Актуальность проблемы, а также изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности».

Цель работы –теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.

Объект исследования: учебный процесс, направленный на развитие исследовательских умений у младших школьников.

Предмет исследования: условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.

Задачи исследования:

1.     Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.     Раскрыть сущность понятий «исследовательские умения» и «исследовательские навыки».

3.     Разработать и апробировать проекты.

4.     Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что педагоги, работающие в младших классах начальной школы, могут использовать в своей практике разработанные и апробированные проекты для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.

Методы исследования – анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; диагностические методики, анализ данных.

База экспериментальной работы: Муниципальное казенное образовательное учреждение Маслянинская средняя общеобразовательная школа №5 .

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

 

 


 

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

 

1.1.Сущность и виды исследовательских умений обучающихся

 

На сегодняшний день важной задачей современного образования является направленность учащихся на исследовательскую деятельность.

Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности дает им возможность научиться новому, а также понимать, осваивать и излагать, правильно преподносить свои мысли.

Определение «исследовательские умения» разными авторами определяется по-разному.

Так, например, А. И. Савенков под исследовательскими умениями понимает умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материалы, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. [39]

П.В. Середенко считает, что «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [42]

А.Н. Леонтьев писал, что умение есть сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков.

В научной литературе по данной проблеме в настоящее время существует множество попыток классифицировать исследовательские умения.Так, нами проанализированы классификации умений, выстроенные по функциям деятельности (З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, В.А. Николаев, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.) и по логике (этапности) процесса деятельности, в том числе и исследовательской (И.Ф. Исаев, И.Г. Бердников, М.В. Владыка, Н.М. Яковлева и др.). Все эти классификации принято считать правильными. Тем не менее, мы считаем, что должна существовать общепринятая единственная классификация исследовательских умений. Это позволит упорядочить разнообразные умения по их назначению в соответствии с логикой научного исследования, что важно при диагностике умений и их поэтапном формировании.

В нашем исследовании мы будем руководствоваться классификацией К.П. Кортнева и Н.Н. Шушариной. Они пишут, что можно развивать такие исследовательские умения, как:

·       умение охватывать проблему в целом;

·       умение верно ставить задачу исследования;

·       умение давать характеристику методам решения поставленной задачи;

·       умение организовывать свою исследовательскую деятельность;

·       умение искать подходящее решение поставленных задач;

·       умение осуществлять свою исследовательскую методику;

·        умение оценивать информативность и точность выбранной методики с помощью прикладных занятий. [16]

Исследовательские умения рассматривают, как сложные умения, которые состоят из нескольких главных компонентов: мотивационного, содержательного, операционного.

Мотивационный компонент представляет собой познавательный интерес, который формируется в ходе решения новых поставленных задач;

Содержательный компонент включает в себя знания об исследовательской деятельности;

Операционный компонент включает в себя уже имеющуюся систему умений и навыков у учащегося.

При отсутствии одного из перечисленных компонентов или при его недостаточном формировании развитие исследовательских умений невозможно.

Далее можно выделить функции исследовательских умений учащихся для обучения:

1.     формирование познавательных мотивов и интереса, в процессе исследования, освоение новых знаний;

2.     развитие личностных качеств, таких как внимание и наблюдательность, инициативность и настойчивость, трудолюбие, изобретательность и умение изобретать;

3.     расширение видов и методов деятельности, в процессе которой формируется осознание научно-исследовательской деятельности, способность организовывать и контролировать процесс учебно-исследовательской деятельности;

4.     развитие умственных способностей, которое направлено на формирование способности анализировать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, применять имеющиеся знания при решении задач;

5.     целенаправленное развитие методик и действий, позволяющих учащемуся совершенствовать учебную деятельность.

А.П. Гладкова выделяет следующие умения использовать различные формы представления результатов исследования):

·       поисковые (умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я хочу знать? Почему я это делаю? Зачем мне нужны знания?); умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; методы исследования; устанавливать причинно-следственные связи; умение находить несколько решений проблемы);

·       информационные (умение находить источники информации, использовать их; внимательно слушать выступающего; работать с определениями, понятиями, терминами; понимать и интерпретировать любой текст; записывать информацию в виде символов, условных обозначений; делать выводы; умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умение запрашивать недостающую информацию у преподавателя);

·       оценочные (умение оценивать свою работу, определять ее сильные и слабые стороны; оценивать работу, представленную другим исследователем; формулировать суждения, рекомендации, отзывы; обосновывать свою оценку).

Большая часть исследовательских умений создаются в рамках учебных исследований.

Для выявления сути определения исследования возможно отметить его следующие характеристики:

1)    учебное исследование - это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

2)    учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

3)    учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

4)    учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

Главными признаками учебного исследования от иных методов развития и формирования умений считаются:

1)    постановка проблемы и цели исследования;

2)    самостоятельное выполнение школьниками поисковой работы;

3)    направленность учебного исследования обучающихся на получение новых знаний для себя;

4)    направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и образовательных целей обучения.

Возможно проведение следующих видов учебных исследований по: количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные; месту проведения: урочные, внеурочные; времени: кратковременные или долговременные; теме: предметные, свободные.

В процессе работы над формированием исследовательских умений педагог должен руководствоваться следующим:

1.     Как можно у обучающегося сформировать исследовательские умения? Можно ли исследовательским умениям обучить? Ответ на данные вопросы предполагает определение условий и разработку модели формирования исследовательских умений учащихся в рамках конкретной дисциплины.

2.     При изучении какого материала возможно формирование исследовательских умений? Для чего необходимо осуществить отбор содержания образования и технологий обучения.

3.     По каким критериям можно оценить уровень сформированности исследовательских умений у обучающегося? Что предполагает выделение критериев и уровней сформированности исследовательских уменийучащихся в рамках конкретной дисциплины.

Ученые определяют степень сформированности исследовательских умений в зависимости от доли проделанной самостоятельно работы учащимся в исследовательской работе.

Учитывая универсальность критериев оценки уровней сформированности исследовательский умений учащихся, реализующих исследовательскую деятельность, можно говорить о группах общих исследовательских умений, в которых отражается содержание этой деятельности. Кроме основной классификации исследовательских умений, приведенной выше, К.П. Кортнева и Н.Н. Шушариной существуют и специфические, среди которых:

·       умение устанавливать непротиворечивость свойств нового объекта построенной теории (умением устанавливать существование объекта);

·       умение реконструировать исторические события. Можно привести еще много примеров таких умений. Они обусловлены особенностями объектов определенной предметной области и методами, используемыми для их изучения. Для осуществления исследовательской деятельности на основе определенного предметного содержания необходимо владеть этим содержанием. Это означает знать особенности объектов этой предметной области, представлять и уметь использовать ее методы, знать содержание важнейших понятий области и уметь ими оперировать. [16]

В связи со сказанным целесообразно выделить базовые предметные умения без которых не может осуществляться исследовательская деятельность в соответствующей области.

В связи с необходимостью осуществлять в ходе исследовательской деятельности поиск информации и эксперименты с помощью различного оборудования (компьютерная и организационная, проекционная техника), учащиеся должны владеть умениями работы с оборудованием, или инструментальными исследовательскими умениями.

Исходя из высказанного, формируя исследовательские умения учащихся, можно выделить их виды (общие, специфические, инструментальные).

Таким образом, приняв за основу разные авторские подходы, изложенные выше, исследовательские умения учащихся можно рассматривать как совокупность умственных операций и прикладных действий, осуществляемых обучающимся при сопровождении педагога, позволяющую мотивированно выполнить учебную исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, с помощью которых в исследовательской деятельности формируются и предметные компетенции.


 

1.2. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривают:

-овладение учащимися способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

-умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. [46]

Исходя из этого, возникла необходимость включить в образовательный процесс новые методы и формы работы с учащимися. Одним из этих методов стала проектная деятельность, которая направлена на формирование умения самостоятельно решать проблему и развивать познавательные навыки.

Рассмотрим определение «проект» подробнее:

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. [45]

К. М. Кантору писал, что проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». [12]

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Отечественным педагогом С.Т. Шацким основные элементы проектов были определены так: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки.  [48]

Главными требованиями к учебному проекту являются 6 «П»: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация и портфолио.

Работа над проектом всегда направлена на решение какой-либо значимой проблемы: исследовательской, информационной или практической.

На этапе планирования определяются последовательность действий, вид проекта и форма продукта, распределяются обязанности, обговариваются сроки.

Далее происходит сбор теоретической информации. Младшие школьники на этом этапе могут обращаться за помощью к литературе, учителю и родителям.

Результатом проекта будет продукт, который создавался учащимся в ходе решения поставленной проблемы.

По типам проекты делятся на исследовательские, творческие, игровые, информационные и социально-значимые.

Исследовательские проекты по структуре совпадают с настоящим научным исследованием. В них обязательно должны прописываться проблема, актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы, результат, выводы.

Творческие проекты не имеют на столько проработанной структуры. Они могут отличаться специфичностью продукта. Например, это может быть сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор теории, ее систематизации, какому-либо анализу и обобщению.

Большое значение имеют социально-значимые проекты. Они направлены на четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы участников.

М. Ю. Бухаркина классифицирует виды проектов следующим образом:

А) Персональные и групповые:

Преимуществом персонального проекта является то, что учащийся может полностью самостоятельно раскрыть свои возможности, решить проблему по-своему. Также формируется чувство ответственности.

 В групповых же проектах формируется навык сотрудничества, присутствуют элементы соревнования. Но приходится разделять обязанности, учащиеся выполняют задания кусками и не всегда имеют полное представление о всех этапах проекта.

Б) Проекты по доминирующей деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект - по структуре похож на научное исследование.

 

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

В) Проекты по характеру контактов:

-внутриклассные;

-внутришкольные;

-региональные;

-международные.

Г) Проекты по продолжительности:

-мини-проекты (выполняются в урочное время за 2-3 урока);

-краткосрочные (выполняются за несколько уроков в рамках внеклассной деятельности и дома);

-недельные (на выполнение уходит не больше месяца, сочетаются урочные и внеурочные формы работы);

-долгосрочные (могут выполняться в течение года, основная работа выполняется дома).[26]

По структуре школьные проекты не очень заметно отличаются. Почти всякий проект имеет примерную одинаковую структуру вне зависимости от его типа и вида. Структура состоит из следующих компонентов: постановка проблемы, выдвижение путей решения, деление на группы, планирование деятельности, выбор форм продукта, подготовка продукта (сбор информации, структурирование информации, изготовление продукта, оформление продукта), выбор формы презентации, подготовка презентации, презентация, самооценка и самоанализ.

Формы продуктов проектной деятельности могут выражаться сайтом, стенгазетой, анализами, фильмами, выставками, постановками и праздниками, экскурсиями и т.д.

Заканчивается проектная деятельность школьников составлением портфолио. В портфолио могут входить паспорт проекта, план выполнения проекта, собранная информация по исследуемой теме, результаты исследования, записи идей, гипотез и решений, эскизы и наброски продукта, презентация, черновики и прочие материалы, которые использовали во время работы над проектом.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:

1.     Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.

2.     Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.

3.     Наблюдательность.

4.     Видение мира через призму собственного опыта и умения.

5.     Самостоятельность.

6.     Умение высказывать своё мнение.

7.     Искренность.

8.     Любопытство и любознательность.

9.     Открытость близким людям.

10. Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения. [28]

Немаловажной особенностью проектной деятельности в начальной школе является распределение ролей при создании проекта. Выделяют две главные роли: роль ученика и роль учителя, но можно отметить и роль родителей.

Про реализации проекта учащийся становится субъектом познавательной деятельности. Школьники свободны в выборе темы, в методах решения ее.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при реализации проекта вызывает у школьника специфические трудности, которые носят объективный характер. Учащимся начальной школы еще трудно:

·       ставить себе цели и задачи,

·       определять верный путь решения при наличии альтернативы,

·       аргументировать свой выбор, предусмотреть последствия выбора;

·       выполнять проект, самостоятельно не прибегая к помощи учителя;

·       сравнивать сделанное с тем, что требовали;

·       корректировать деятельность учитывая предыдущие результаты.

·       правильно оценивать процесс и результат своей деятельности.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. В то же время учащиеся вырабатывают собственный аналитический взгляд на информацию и схему оценки, установленной преподавателем, перестает действовать: «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

1.     Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора предоставляется студенту не только как фактор мотивации, формирующий чувство принадлежности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственность.

2.     Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Дело не только в ролевой игре в команде. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выходя за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. д.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он-ответственный опекун, я-безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он-профессионал, который выполняет свою работу, кто принимает решения; я-человек, который выполняет определенную работу и отвечает за нее).

3.                 Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.

Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. д. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д. ). Даже самый успешный проект не имеет большого положительного педагогического значения. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, ошибок понимания повышает мотивацию к дальнейшей работе, например, формирует личный интерес к новым знаниям, если “провальная” ситуация проекта была создана неудачно выбранной информацией. Такая рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в социуме.[41]

Роль учителя в ходе создания проекта с учащимися можно назвать первостепенной. Самое сложное в роле учителя-консультанта- это удержаться от подсказок учащемуся. Учитель должен отвечать только на возникающие у школьников вопросов, не навязывать свои идеи и не вмешиваться. Педагог в процессе проектной деятельности должен не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

В создании проекта также не самую последнюю роль играют родители. В младшем школьном возрасте в процессе создания проекта помощь со стороны родителей является актуальной. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Но нужно действовать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе пропадает сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.


 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

 

2.1 Содержание и организация экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ Маслянинская СОШ №5.

 В педагогическом эксперименте принимали участие 22 человек.

Работа проводилась нами ʙ течение 2018-2019 г. Данный срок педагогического эксперимента мы считаем достаточным для получения заметных результатов работы. В педагогическом эксперименте были задействованы ученики 2 класса.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:

 1 этап - констатирующий этап педагогического эксперимента (выявление первоначального уровня развития умений в проектной деятельности у младших школьников).

2        этап - формирующий этап педагогического эксперимента (подбор тематики проектов и внедрение их в процесс обучения младших школьников в экспериментальной группе).

3         этап - контрольный этап педагогического эксперимента, на котором проведена повторная диагностика развития умений в ходе проектной деятельности младших школьников. Цель диагностической работы: определить уровень сформированности исследовательских умений младших школьников.

 

В ходе диагностической работы были использованы следующие методы: тестирование, опрос, наблюдения.

Под общими исследовательскими умениями и навыками А.И. Савенков понимает следующие:

- умение видеть проблемы;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

 -умение давать понятиям определение;

- умение классифицировать;

- умения и навыки наблюдения;

- умения делать выводы и умозаключения;

- умения и навыки работы с текстом;

- умения и навыки структурирования материала;

- умение доказывать и защищать свои идеи. [35]

В своей работе мы исследовали следующие умения:

- умение формулировать проблему;

- умение выдвигать гипотезы, строить предположения;

- умение формулировать и задавать вопросы;

- умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать;

-умение работать самостоятельно;

- умение делать выводы и умозаключения.

Для исследования наличий этих умений мы подобрали и провели  адаптированную диагностику для выявления уровня сформированности исследовательских умений, которую подготовила Казначеева Г.Н. (см. Приложение 1).

В данную методику входят 4 субтеста:

1. Цель первого: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения

 2. Цель второго: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.

3. Цель третьего: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать.

4. Цель четвертого: определить умение проводить эксперимент с реальным объектом, проверить умение.

         Оценка результатов.

         Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, которая отражает степень сложности. Общий уровень определялся по сумме баллов за каждое задание. Оценку диагностики мы осуществляли по трех балльной системе: 3 балла (высокий уровень) – ребенок самостоятельно выполнил задание, демонстрируя полностью сформированное умение. 2 балла (средний уровень) – ребенок выполнил задания с помощью педагога, проявляя частичную сформированность соответствующего умению. 1 балл (низкий уровень) – ребенок не выполняет задания и не демонстрирует наличие умения даже с помощью взрослого.

 

Констатирующий этап

На этом этапе нашей работы мы предлагали ученикам 2 класса пройти тестирование. Результаты тестирования представлены в таблице 1:

 

Список детей

Умение формулировать проблему

 

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения

 

Умение формулировать и задавать вопросы

 

Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать

 

Степень самостоятельности при проведении эксперимента

 

Умение делать выводы и умозаключения

 

Общий балл

Уровень

Софья

2

2

3

2

2

3

14

ВУ

Алина

2

2

2

3

1

1

11

СУ

Глеб

1

2

2

1

2

1

9

НУ

Игорь

2

2

2

2

2

2

12

СУ

Анна

2

1

3

2

2

2

12

СУ

Влад

1

1

2

2

1

1

8

НУ

Настя

2

2

3

2

2

2

13

СУ

Тимофей

2

2

2

2

3

3

14

ВУ

Люда

3

3

2

3

3

3

17

ВУ

Илья

1

1

2

1

2

1

8

НУ

Степа

2

2

3

2

2

2

13

СУ

Анна З

1

1

1

2

1

1

7

НУ

Марина

2

2

3

3

2

2

14

ВУ

Рита

2

2

2

2

2

2

12

СУ

Анна М

2

3

3

3

2

2

15

ВУ

Леша

1

1

2

1

1

1

7

НУ

Ксюша

3

3

3

3

2

3

17

ВУ

Ярослав

2

2

1

2

2

2

11

СУ

Саша

2

2

2

2

2

2

12

СУ

Дима

2

3

2

2

2

3

14

ВУ

Илья

1

1

2

1

1

2

8

НУ

Карина

3

3

2

3

3

3

17

ВУ

Общий балл

41

43

49

46

42

44

265

 

ВУ

3 чел

5

7

6

3

6

30

23%

СУ

13 чел

11

12

12

14

10

72

55%

НУ

6 чел

6

2

4

5

6

29

22%

 

Таблица 1. Результаты диагностики выявления уровня сформированности исследовательских умений.

 

Проведя первичную диагностику, мы выяснили, что высокий уровень сформированности исследовательских умений имеют 23% учащихся, средний уровень 55% и низкий уровень 22 %.

Нагляднее представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики выявления уровня сформированности исследовательских умений.

 

Формирующий этап.

 На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности исследовательских навыков младших школьников с помощью подобранной диагностики Г.Н. Казначеевой. Наша работа по формированию исследовательских умений заключалась в систематичном применении подобранных заданий на уроках окружающего мира. Далее в таблице представлены примеры тем и заданий, проведенных нами уроков.

Тема урока

Предложенные задания

Проведение диагностики для выявления уровня сформированности исследовательских умений (Казначеева Г.Н.)

Задания из диагностики Казначеевой Г.Н.

Пожар

Подумать и самостоятельно сформулировать, основываясь на своих знаниях, что такое «пожар»?

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы», разделить предметы на группы (огнеопасные и неогнеопасные).

Домашнее задание: выполнить мини-проект - альбом «Что мы знаем про огонь», срок выполнения- 1 неделя.

 

На воде и в лесу

Беседа с учащимися, в процессе которой они ищут ответы на вопросы:

Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие?

Встреча с какими насекомыми может принести вам вред?

Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми» Почему?

Игра «Найди лишнее».

Каждая пара получает карточку с картинками.

Ребята, вы должны найти и обвести лишнее.

1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.

2 карточка: смородина, малина, черника, вороний глаз.

3карточка: пчела, шершень, муха, оса.

Домашнее задание: выполнить мини-проект – памятка «Как вести себя на воде и в лесу», срок выполнения- 1 неделя.

Животное – живое существо

 

Представлены разные картинки с изображение животных, школьники классифицируют их по группам и называют основные признаки. (насекомые, звери или млекопитающие, птицы, рыбы)

Задания в парах. Дан текст, учащиеся должны определить о каком животном идет речь, назвав основные признаки.

Домашнее задание: выполнить проект о любом животном новосибирской области, внесенном в красную книгу, срок выполнения – 1 неделя.

Наша дружная семья

Работа с пословицами и поговорками о семье.  Прочитать и объяснить их смысл. Работа выполняется в парах.

Работа над понятием «семейные традиции» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– Что такое «семейные традиции»?

– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?

– Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы.

 

Домашнее задание: выполнить мини-проект «Семейное дерево», подготовить рассказ о своих семейных традициях, срок выполнения- 1 неделя.

Повторное проведение диагностики для выявления уровня сформированности исследовательских умений (Казначеева Г.Н.)

Задания из теста Казначеевой Г.Н

Таблица 2. Темы проведенных занятий и их содержание.

Подробнее о заданиях, представленных в таблице 2:

Тема урока: «Пожар».

1. Подумать и дать понятие слову «пожар» основываясь на собственные знания. Данное задание учит структурировать имеющийся материал и выделять главные признаки.

2. Прочитать слова и подумать, на какие группы можно их разделить. Данное задание развивает умение классифицировать материал, выделять отличительные признаки. Составление таблицы развивает умение структурировать материал.

Тема урока: «На воде и в лесу».

1. Беседа, в процессе которой учащиеся ищут ответы на вопросы. Данное задание развивает умение выдвигать гипотезы.

2. Разделение картинок на группы. Данное задание развивает умение классифицировать материал, выделять существенные признаки.

3. Выбрать правильные утверждения. Данное задание развивает умение делать выводы и умозаключения.

Тема урока: «Наша дружная семья».

1.Работа с пословицами и поговорками. Данное задание развивает умение делать выводы и умозаключения.

2.Дать определение слову «традиция». Данное задание развивает умение давать определение понятиям.

3. Беседа с учащимися. Данное упражнение развивает умение выдвигать гипотезы.

Тема урока: «Животное – живое существо».

 1. Разбиение изображений по группам. Данное задание развивает умение классифицировать, выявлять основные признаки.

2. Понять, о каком животном идёт речь из текста и назвать основные признаки. Данное задание развивает умение работать с текстом, выявлять основные признаки, делать выводы и умозаключения.

А также на уроках окружающего мира мы использовали задания для формирования исследовательских умений из сборника Ткаченко Т.М. «Система упражнений и заданий для формирования исследовательских умений младших школьников». Ниже некоторые из них:

А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?»

Б) Задания типа «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.

В) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно  ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие(Кто? Что? Где? Почему?). Показываю своим ученикам картинки с изображениями людей,  животных  и предлагаю задать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке (По методике Э. П. Торранса).

Г) Игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Примеры вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?

Д) «Посмотри на мир чужими глазами». Читаю детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: предлагаю ребятам продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

Е) «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так. «Представьте, что вы на какое-то время  стали  столом  в  классной  комнате, камешком  на  дороге,  животным  (диким  или  домашним),  человеком  определённой профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Ж) «Сколько значений у предмета». Углубить и проверить уровень развития способности к мыслительному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Из всех этих заданий можно проследить, что они охватывают широкий круг умений младших школьников. Эти все умения необходимы для развития исследовательских умений для проектной деятельности. Задавая эти задания младшим школьникам, мы увидели, что выполнять их детям нравится, задания заинтересовывают детей, побуждают к активной умственной работе и исследовательской деятельности. Также детям предлагались домашние задания в виде мини-проектов. Выполнение мини-проектов тоже положительно влияют на развитие исследовательских умений. Далее представлены результаты проделанной работы.

В 2 классе помимо двух часов в неделю урока окружающий мир, существует дополнительная дисциплина «Проектная деятельность». На этом уроке нами так же проводилась работа по формированию исследовательских умений в процессе проектной деятельности.

Программа этой дисциплины предполагает следующее тематическое планирование:

Тема проекта

Часы на выполнение

Азбука в картинках

Ах, лето знойное

Белки, жиры и углеводы

Береги природу

Весенние праздники

Вред газировки

Выращивание кристалла

Глиняная игрушка

Гости из дальних стран

Грибная охота

Дикие животные нашего края

Динозавры

Домашние животные

Зачем ящерица отбрасывает хвост?

Здоровый образ жизни

Зимние забавы

Игры наших бабушек и дедушек

Имена родного края

История в названиях городов мира.

История денег

Источники шума вокруг нас

Как вести себя в лесу

Как вести себя на воде

Как одуванчик спит?

Как помочь птицам зимой

Как создают сахар

Корабли и кораблестроение

Краеведческий музей нашего края

Красная Книга России

Кто придумал часы?

Лечебные травы нашего края

Любимый мультфильм

Мой кот

Мой распорядок дня

Моя любимая игрушка

Моя родословная

Музыкальные птицы

На что похожи облака?

Наш семейный альбом

Новогодняя красавица

Опасные профессии

Откуда берется радуга

Откуда берется шоколад

Памятники города

Перелетные птицы

Подводная жизнь

Полезная азбука питания

Полезные бактерии

Почему высохла лужа

Приспособления маскировки у насекомых

Профессии наших родителей

Путешествия по сказкам

Растительность в узорах и орнаментах

Редкие животные

Редкие растения

Рецепты нашей кухни

Сколько лет разлагается мусор?

Удивительный аквариум

Улицы нашего города

Хищники и травоядные

Хлеб – всему голова

Что значит мое имя?

Чье имя носит моя улица?

Школьный портфель будущего

Шоколад: вред и польза

Таблица 2. Тематическое планирование дисциплины «Проектная деятельность»

Проекты выполняются выборочно, на усмотрение учителя или на выбор учащегося.

Вместе с учащимися вы выполняли мини-проекты. Ниже приведем примеры выполненных нами работ.

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Как помочь птицам зимой» выполняла группа из 4 человек.

Цель проекта: изучение зимующих птиц и помощь птицам.

Дети изучали какие птицы остаются зимовать в Новосибирской области, как можно помочь птицам зимой. Продуктом нашей проектной деятельности была кормушка для птиц, которую мы повесили на пришкольном участке. Также дети выполнили небольшой плакат-призыв для одноклассников «Как помочь птицам зимой».

https://pp.userapi.com/c854428/v854428630/2af13/7aI40NRiBU0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Как вести себя в лесу».

Цель проекта: изучение правил поведения в лесу и разработка памятки.

Этот проект дети выполняли по группам, в среднем по 5 человек. Учащиеся изучали правила поведения в лесу, брали интервью у детей из других классов и у родителей. По итогу проектной деятельности каждая группа выпустила памятку «Поведение в лесу».

 

 

 

Проект «Семейное древо».

Цель проекта: изучить родословную семьи.

 Выполнялся учащимися индивидуально с помощью родителей. Учащиеся собирали материал о предках, пытались узнать историю своей семьи. Продуктом проделанной работы являлось генеалогическое древо семьи.

https://pp.userapi.com/c847216/v847216630/1ea368/Pg3vmb1QOQE.jpg

 


 

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Контрольный этап. 

На этом этапе наша задача заключалась в том, чтобы выявить результаты проделанной работы на предыдущих этапах и сравнить с результатами, которые мы получили на начальном этапе работы.

На контрольном этапе нами была повторно проведена диагностика для выявления уровня сформированности исследовательских умений. Полученные результаты можно увидеть на следующем рисунке:

Рисунок 2. Результаты контрольной диагностики выявления уровня сформированности исследовательских умений.

 

Таким образом, мы можем отметить, что в каждом пункте есть изменения, хоть и малейшие. В каждом пункте уменьшился низкий уровень развития. Средний и высокий уровень в среднем увеличены на 1-2%.

Нагляднее рассмотрим результаты на рисунке 3.

Рисунок 3. Изменения уровня сформированности исследовательских умений.

 

Из этого можно сделать вывод, что системное использование специально подобранных заданий на уроках окружающего мира положительно влияют на формирование и развитие исследовательских умений младших школьников. Так же развитию таких умений способствует и проектная деятельность, которой мы занимались с учащимися на уроке, отведенном для проектов. Изменения, которые мы выявили в ходе эксперимента не велики, но их достаточно, чтобы сказать, что наша гипотеза может быть подтверждена. Процесс формирования исследовательских умений долгий и требует кропотливой работы, но если учитель методически верно продумывает урок и включает в него верные задания, то учащимся это интересно. Развивая у детей такие умения, мы делаем вклад в их будущее, потому что исследовательские умения в современном прогрессирующем обществе востребованы в каждой профессии.

 


Заключение

Развивать исследовательские умения в процессе проектной деятельности в начальной школе оказалось не сложно. Этим можно заниматься в рамках урока окружающий мир.

Исследовательские умения можно развивать с помощью внедрения специально подобранных упражнений, заданий и игр, которые чаще детям нравятся и не доставляют трудностей. Положительным в таких заданиях является то, что они направленны на развитие не только какого-либо конкретного умения, как правило, они захватывают что-то дополнительно.

Занимаясь проектной деятельностью, младшие школьники несомненно приобретают важный опыт, который им пригодится в дальнейшем. Ученики научаются не бояться публично выступать, самостоятельно работать, отбирать и анализировать информацию, создавать что-то новое.

В теоретической части работы мы подобрали и проанализировали имеющуюся по данной теме литературу. Далее раскрыли сущность понятий «исследовательские умения» и «исследовательские навыки».

После мы подобрали упражнения и задания, которые бы позволили нам начать развивать исследовательские умения у младших школьников.

На первом этапе работы мы выявили уровень сформированности исследовательских умений по методике Казначеевой Г.Н.

На втором этапе мы использовали подобранные задания и упражнения на уроках окружающего мира и выполняли проекты в рамках урока окружающий мир.

Мы проводили по 3 урока в неделю, 2 урока окружающего мира и 1 урок проектной деятельности. Примерные темы уроков были следующие: «Пожар», «На воде и в лесу», «Животное-живое существо», «Наша дружная семья» и др. На проектной деятельности мы создавали с учащимися проекты: «Как помочь птицам зимой», «Как вести себя в лесу», «Семейное древо».

На третьем этапе мы повторно провели тестирование по методике Казначеевой Г.Н. и сравнили полученные результаты. Они показали, что проделанная нами работа дала небольшие изменения в лучшую сторону.

Наша работа показала следующие результаты:

-Высокий уровень сформированности исследовательских умений в начале нашей работы составлял 23%, к концу нашей опытно-экспериментальной работы он составил 24%;

-Средний уровень сформированности исследовательских умений также поднялся, было 55%, стало 56%;

-Низкий уровень сформированности исследовательских умений наоборот понизился. В начале нашего исследования было 22%, после проделанной работы осталось 20%.

К концу нашей экспериментальной работы проглядывались некоторые изменения, учащиеся стали увереннее формулировать проблему, показывали умение задавать вопросы, лучше рассуждали о проблеме. Также дети демонстрировали свое умение обобщать,  делать выводы и умозаключения.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, в том что, развитие исследовательских умений младших школьников будет эффективным, при условии систематичного применения подобранных заданий на уроках окружающего мира была успешно доказана. Мы выполнили все поставленные в работе задачи и достигли определённых целей.

Исследовательская деятельность – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте имеет специфические особенности: включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту; учитывая собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности; формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность, мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника. Школьный курс предмета «Окружающий мир» обладает широкими возможностями по формированию исследовательских умений у младших школьников, т.к. сама специфика этого курса носит исследовательский характер содержания, а практическое взаимодействие учащихся с окружающей средой входе выполнения опытов позволяет сформировать эти умения в наибольшей степени.

Как итог, хочется сказать, что в современной среде важно быть разностронне развитым, активным, хотеть что-то делать, изучать новое, заниматься исследовательской деятельностью. И закладывать такую позицию нужно начинать уже с младшего возраста.


 

Библиографический список

1.     Байбородова, Л. В., Проектная деятельность школьников/Л.В.Байбородова – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 264 с.

2.     Белозерова, О.М.  Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы / О. М. Белозерова
// Завуч. - 2016.-№8. - С.89-95.

3.      Белый, Е. М., Управление проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. М. Белый, И. Б. Романова. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 79 c.

4.     Бухаркина, М.Ю. Разработка учебного проекта / М.Ю. Бухаркина. – М., 2003. – 203 с.

5.     Галимова, Р.А. Организация самостоятельной работы как педагогическая проблема / Р.А. Галимова // Сибирский педагогический журнал.− 2014. − № 13. − С. 248–256.

6.     Гилева, Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров // Школа. – М.: «Школа». – 2001. – № 2. – С. 22-26. 7. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. – 1961. – № 8. – С. 32 – 42.

7.     Данилов, О.Е. Учебные проекты, предполагающие создание обучающимися компьютерных программ / О.Е. Данилов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 250 – 255.

8.      Дубова, М.В. Проблемы современной начальной школы / М.В. Дубова// Педагогика: журнал . – 2013 . – №5 . – С. 72-76.

9.      Звягин, А.Н. Виды самостоятельных работ учащихся, способствующие систематизации знаний // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: ЧГПИ, 1985. – 200 с. 50

10. Зюльганова, О.А.  Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся / О. А. Зюльганова, Е. А. Ябурова// Управление качеством образования. - 2017.-№2. - С.11-27.

11. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.

12. Кантор, К.М. Опыт социально-философского объяснения проектныхвозможностей // Вопросы философии. – 1981. - № 11.

13.  Колесникова, З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах / З.М. Колесникова // Завуч начальной школы. – 2011. – №3. – С. 8 – 21.

14.  Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж. – Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М., 1989. – 261 с.

15.  Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 2008. – №1.

16. Кортнев, К.П.Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина// Современные методы физикоматематических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. - Т. 3. - 2006.

17.  Краснова, В.П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования / В.П. Краснова // Практика административной работы в школе. – 2011. – №4. – С. 26 – 30.

18. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Народное образование. - 2016.-№4-5. - С.133-142.

19.  Лазарев, Т. В. Проектный метод: опыт реализации / Т. В. Лазарев // Первое сентября. – 2010. – № 4. – С. 12-16.

20.  Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании / Т.В. Лазарев // Первое сентября. – 2011. – № 1. – С. 9-10.

21.  Ляхов, И.И. Проектная деятельность: социально-философский аспект / И.И. Ляхов. М., 1996. – 66 с. 51

22.  Мансуров, Н.С. Не толкователь, а соучастник: Из опыта организации проектной деятельности в школе. / Н.С. Мансуров, Т.К. Герасимова, В. С. Рохлов - Управление школой. – 2005. – № 6. – С. 12 – 18.

23.  На путях к методу проектов / ред. Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина. – М – Л.: Гос. изд-во, 2017. – 224 с.

24. Нарыкова, Г.В. Метод проектов на уроках технологии / Г.В. Нарыкова. 2004. – 80 с. 28. Нильсон, О.А, Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. – Таллин: Валгус, 1976. – 76 с.

25. Нимаева, Е.Г. Проектная деятельность в начальной школе / Е.Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 182 – 184.

26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.

27.  Олейник, О.В., Проектная деятельность: 2-4 кл. : методика обучения: проекты по русскому языку / О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк. - Москва : ВАКО, 2014. – 368 с.

28. Организация проектной деятельности в начальной школе  [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-891675.html, (свободный, 13.02.2019)

29. Подласый, И.П. Организация самостоятельной работы. Педагогика начальной школы: учебник. М.: – 2008.

30.  Поливанова, К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителей / К.Н. Поливанова. – М: Просвещение, 2008. – 192 с.

31. Поташник, М.М.  Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) / М. М. Поташник, М. В. Левит
// Завуч. - 2016.-№1. - С.4-25.

32.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.: под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010. – 176 с. 52

33.  Развитие личности ребенка: от семи до одиннадцати / науч. ред. Л. А. Головей. – Изд. испр. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015. – 646 с.

34.  Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С.208

35.  Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – М.: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.

36.  Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.

37. Савенков, А.И. Развитие познавательных способностей. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. 32 с.

38.  Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб ная литература», 2011. 32 с.

39. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.

40.  Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: ЧГПИ, 2014. – 112 с.

41. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008.

42. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 208 с.

43.  Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

44. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников / В. А. Тлиф // одаренный ребенок. – 2005. - №2. – С. 102 – 106. 45. Ушинский, К.Д. Основы и система дидактики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – с. 455. 46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2014. – 64 с. 47. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых / Ф. П. Хакунова // Начальная школа. – 2003. - №1. – С. 70.– 73.

45. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения: около 5500 слов и выражений / [Е.Ю.Ваулина,Т.И.Гайкович,А.В.Зеленин и др.];под ред. Г.Н. Скляревской;РАН.Ин-тлингвист.исслед. - СПб. : Фолио-Пресс, 1998. - 700 c

46. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г

47. Чечель, И. Р. Метод проектов [Текст] / И. Р. Чечель // Директор школы. 2009. - №3. – С. 26-29. 53

48. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

49. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. – М.: МГУТУ, 2004

50.  Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2017 –.356 с.

51.  Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст] / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 257 с.

52. Шустова, И.Ю.  Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова
// Завуч. - 2016.-№7. - С.110-127.


 

Приложение 1

Диагностика для выявления уровня сформированности исследовательских умений. Подготовила: Казначеева Г.Н.

 

Задание 1.

Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.

Оборудование: карточки с изображением Медведя, Лисы и Зайца; изображения окон в доме каждого из животных; карточка прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани.

Задача 1. Проверить уровень сформированности умения видеть проблему.

Формулировка задания: трое друзей – Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин «Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани? Дети предлагают свои варианты.

Задача 2. Проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани?

 

Задание 2.

Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.

Оборудование: карточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста.

Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. Пожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки. Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 – 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными.

 

Задание 3.

Продолжение приложения 1

Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать.

Оборудование: 2 полоски – ленточки, например, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки – белая и красная, разной длины.

Формулировка задания: наши знакомые Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать, наши друзья не знают. Посмотри внимательно на ленты. Как ты думаешь, одинаковой длины они или нет? Давай проверим твои предположения с помощью мерок (ребенку предлагается измерить одну ленту белой меркой, другую – красной). Сколько раз уложилась по длине первой ленты белая мерка? А по длине второй ленты – красная мерка? Как ты думаешь, почему получились разные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины?

 

Задания 4.

Цель: определить умение проводить эксперимент с реальным объектом, проверить умение делать выводы и умозаключения.

Задача 1. Определить умение проводить эксперимент.

Оборудование: пианино, кубик, карандаш, кружка, лист бумаги, мяч, веревка, кирпичик.

Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, а в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место? Если дети затрудняются, подтолкнуть их к выводу, что можно было бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще можно проверить? Обратить внимание ребенка на предметы, которые лежат перед ним. Можно помочь ребенку, подсказав, что, используя некоторые из имеющихся предметов, можно проверить, войдет ли место

Продолжение приложения 1

пианино. Как это сделать? Какими предметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать?

Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения.

Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?

 

Степень самостоятельности ребенка не этапах проведения исследования оценивается по результатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности. Общий уровень определялся по сумме баллов за каждое задание.

Оценку диагностики мы осуществляли по трех балльной системе:

3 балла (высокий уровень) – ребенок самостоятельно выполнил задание, демонстрируя полностью сформированное умение.

2 балла (средний уровень) – ребенок выполнил задания с помощью педагога, проявляя частичную сформированность соответствующего умению.

1 балл (низкий уровень) – ребенок не выполняет задания и не демонстрирует наличие умения даже с помощью взрослого.

 

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

 

Показатели

Уровни

 

 

Высокий

Средний

Низкий

1. Умение формулировать проблему.

 

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью

воспитателя.

 

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

 

2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

 

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

 

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

 

 

3. Умение формулировать и задавать вопросы.

 

Формулирует вопросы.

 

Формулирует вопросы.

 

 

4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать.

 

Полное, логическое описание.

 

Не совсем полное, логическое описание.

 

 

5. Степень самостоятельности при проведении эксперимента.

 

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

 

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

 

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

 

6.Умения делать выводы и умозаключения

Формулирует в речи, достигнут или

не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы

самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

 

Затрудняется в речевых формулировках

не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание Введение………………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования состоит в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является не только овладение знаниями, а еще и получение…

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования состоит в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является не только овладение знаниями, а еще и получение…

По определению И. А. Зимней и

По определению И. А. Зимней и

Проектным методом в России занимался и

Проектным методом в России занимался и

Методы исследования – анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; диагностические методики, анализ данных

Методы исследования – анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; диагностические методики, анализ данных

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности 1

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности 1

Тем не менее, мы считаем, что должна существовать общепринятая единственная классификация исследовательских умений

Тем не менее, мы считаем, что должна существовать общепринятая единственная классификация исследовательских умений

А.П. Гладкова выделяет следующие умения использовать различные формы представления результатов исследования): · поисковые (умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я…

А.П. Гладкова выделяет следующие умения использовать различные формы представления результатов исследования): · поисковые (умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я…

Большая часть исследовательских умений создаются в рамках учебных исследований

Большая часть исследовательских умений создаются в рамках учебных исследований

В процессе работы над формированием исследовательских умений педагог должен руководствоваться следующим: 1

В процессе работы над формированием исследовательских умений педагог должен руководствоваться следующим: 1

Это означает знать особенности объектов этой предметной области, представлять и уметь использовать ее методы, знать содержание важнейших понятий области и уметь ими оперировать

Это означает знать особенности объектов этой предметной области, представлять и уметь использовать ее методы, знать содержание важнейших понятий области и уметь ими оперировать

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака

Исследовательские проекты по структуре совпадают с настоящим научным исследованием

Исследовательские проекты по структуре совпадают с настоящим научным исследованием

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории

Заканчивается проектная деятельность школьников составлением портфолио

Заканчивается проектная деятельность школьников составлением портфолио

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки

Но нужно действовать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе пропадает сама идея метода проектов

Но нужно действовать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе пропадает сама идея метода проектов

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности 2

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности 2

В ходе диагностической работы были использованы следующие методы: тестирование, опрос, наблюдения

В ходе диагностической работы были использованы следующие методы: тестирование, опрос, наблюдения

Цель третьего: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать

Цель третьего: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать

ВУ Алина 22231111СУ

ВУ Алина 22231111СУ

Карина 3 3 2 3 3 3 17

Карина 3 3 2 3 3 3 17

На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности исследовательских навыков младших школьников с помощью подобранной диагностики

На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности исследовательских навыков младших школьников с помощью подобранной диагностики

Встреча с какими насекомыми может принести вам вред?

Встреча с какими насекомыми может принести вам вред?

Наша дружная семьяРабота с пословицами и поговорками о семье

Наша дружная семьяРабота с пословицами и поговорками о семье

Наша дружная семья Работа с пословицами и поговорками о семье

Наша дружная семья Работа с пословицами и поговорками о семье

Тема урока: «Животное – живое существо»

Тема урока: «Животное – живое существо»

Д) «Посмотри на мир чужими глазами»

Д) «Посмотри на мир чужими глазами»

Выполнение мини-проектов тоже положительно влияют на развитие исследовательских умений

Выполнение мини-проектов тоже положительно влияют на развитие исследовательских умений

История денег 2ч

История денег 2ч

Почему высохла лужа 1ч

Почему высохла лужа 1ч

Проект «Как помочь птицам зимой» выполняла группа из 4 человек

Проект «Как помочь птицам зимой» выполняла группа из 4 человек

Проект «Как вести себя в лесу»

Проект «Как вести себя в лесу»

Проект «Семейное древо». Цель проекта: изучить родословную семьи

Проект «Семейное древо». Цель проекта: изучить родословную семьи

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Рисунок 3. Изменения уровня сформированности исследовательских умений

Рисунок 3. Изменения уровня сформированности исследовательских умений

Заключение Развивать исследовательские умения в процессе проектной деятельности в начальной школе оказалось не сложно

Заключение Развивать исследовательские умения в процессе проектной деятельности в начальной школе оказалось не сложно

На третьем этапе мы повторно провели тестирование по методике

На третьем этапе мы повторно провели тестирование по методике

Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность, мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника

Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность, мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.

Зюльганова, О.А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся /

Зюльганова, О.А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся /

Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании /

Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании /

Поливанова, К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителей /

Поливанова, К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителей /

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся

Чечель, И. Р. Метод проектов [Текст] /

Чечель, И. Р. Метод проектов [Текст] /

Приложение 1 Диагностика для выявления уровня сформированности исследовательских умений

Приложение 1 Диагностика для выявления уровня сформированности исследовательских умений

Продолжение приложения 1 Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать

Продолжение приложения 1 Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022