Классный час по теме "Этикет и мы"
Оценка 5

Классный час по теме "Этикет и мы"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
01.04.2022
Классный час по теме "Этикет и мы"
Министерство образования Республики Беларусь.docx

Конспект классного часа     «Этикет и мы»

Класс: 4

Тема: Этикет и мы

Цель: создание условий для усвоения основных этических требований в поведении и общении с людьми, усвоение навыков культурного поведения.

Задачи:

·        объяснить понятие этикета, рассмотреть правила поведения в различных случаях и ситуациях;

·        формировать умение вести себя правильно в помещении, в кафе, в гостях, в разговоре по телефону и т.д.;

·        воспитывать дисциплинированность, критичность и самокритичность, вежливость, тактичность и стремление к взаимовыручке.

Оборудование: иллюстрации яблонь, ТСО(мультфильм, видеоролик, презентация), карточки для работы в группах, карточки для рефлексии.

Литература: «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона; Д.С. Лихачёв «Письма о добром»; Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Ход мероприятия

I. Организационный этап

-Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Руслановна. Начнем наш классный час.

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони? – Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.( За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, за ней ухаживают. Плоды у дикой яблони мелкие, невкусные, а у культурной - плоды крупные, сочные.)

- Люди тоже бывают дикие и культурные. В чём отличие одних от других?( Дикие не умеют себя вести, хамят, грубят, а культурные ведут себя культурно, вежливо, за них не стыдно.)

- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

- Дикой груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему можно привить? (Можно привить правила поведения, хорошие манеры.  Можно привить хорошие навыки, привычки.)

- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? (Дети хором отвечают: культурным, воспитанным.)

- Что значит, быть культурным человеком?

- Я с вами совершенно согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»? (Человека невоспитанного, необразованного, невежливого, некультурного. Того, который ничему не учился. Того, которого никто не уважает.)

- Действительно. Обтесать бревно или камень – значит, сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный – значит, необработанный. А в переносном значении, неотесанный, значит, невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в толковом словаре.

- Хотите ли вы быть культурными людьми?

- Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

-Ребята, про что же мы сегодня будем говорить? Верно, об этикете. И тема нашего классного часа-  «Этикет и  мы».

Учащаяся читает стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.

II. Основной этап.

1.     –Просмотрим видеоролик «Что такое этикет»

·        Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

·        (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

·        Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

·        Закончите фразу: "При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала …" (… новых знакомых, если они моложе родителей).

·        - Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

·        На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?(Проходящий)

·        Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

·        Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)

·        Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место?(Необходимо сесть на ближайшие свободные места)

·        Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)

·        При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).

·        При разговоре по телефону , кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)

·        Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

·        В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? (В будни - 8.00-22.00, в выходные и праздничные - 09.00-23.00)

·        Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как, должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)

·        Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся)

·        Поведение за столом:

·        Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

·        У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)

·        - Что такое "шведский стол"? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)

·        Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

·        По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

2. -Какие молодцы, основные правила этикета мы вспомнили. А сейчас посмотрим видеоролик о правилах этикета в школе.

-Сейчас я раздам вам памятки о школьном этикете, которые нужно будет прочитать и всегда помнить.

    3. –Сейчас разберем ситуации, обсудим ошибки и скажем как нельзя себя вести, а как нужно.

 

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи – Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец – то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

Памятка 1Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г – 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

4.Физкульминутка. «Улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

5.           Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное , и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Действие четвёртое. За столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами , а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку – в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

6. Игра «доскажи словечко»

Друга встретил ты в обед и сказал ему… (Привет)

В день, пожалуй, раз до ста Говорю ….(пожалуйста)

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) 

Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) 

Если больше есть не в силах, скажем мы тогда ... (Спасибо.) 

Когда нас ругают за шалости, говорим мы ... (Простите пожалуйста.) 

Если же вечером встреча, Скажем ему… (Добрый вечер)

За день мы устали очень Скажем всем… (Спокойной ночи)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) 

И в России и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) 

 

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

7. Аукцион.

- Представьте ситуацию ,перечислите как можно больше вежливых слов которые знаете.

 

Вы пришли в школу. Перечислите все вежливые слова приветствия, которые знаете. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

 

Вам нужно спросить, как дойти до остановки. Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне помочь?.. Скажите, пожалуйста ... Разрешите попросить вас... Будьте добры!)

Вам нужно познакомить учителя с мамой. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас... Познакомьтесь пожалуйста...

Вам нужно познакомиться с воспитателем.( Скажите, пожалуйста, как Вас зовут? Позвольте познакомиться.)

Вы уронили журнал. Что нужно сделать?(Приношу вам свои извинения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за мою неуклюжесть...)

По какой-то причине твой друг расстроен. Скажи несколько слов утешения и ободрения. (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что...так произошло . Все будет хорошо... Успокойтесь...)

Вас пригласили на День рождения. Слова благодарности. (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам... Примите мою благодарность.)

Вы уходите от гостей. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

III. Подведение итогов

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Какие правила разговорного этикета вы запомнили?

-О каких правилах школьного этикета мы говорили?

IV.Рефлексия

-Подойдите к карточке на доске кто « всё поняли, могут объяснить товарищу», те кто  «не всё поняли, остались вопросы» и те кому «было трудно на уроке и не справились с заданием».

 

 

 

 

Подпись классного руководителя                            _________ Мармыш Л.М.

Подпись методиста                                                      _________Григорович Н.П.

 

 

 

 

 

 

Фотоотчет.

Дата:20.03.2020

Тема: «Этикет и мы».

Практикант: Гудыно Валерия Руслановна.

 

 

 


 

Конспект классного часа «Этикет и мы»

Конспект классного часа «Этикет и мы»

Ход мероприятия I. Организационный этап -Здравствуйте ребята, меня зовут

Ход мероприятия I. Организационный этап -Здравствуйте ребята, меня зовут

Ребята, про что же мы сегодня будем говорить?

Ребята, про что же мы сегодня будем говорить?

Пара поднимается или спускается по лестнице

Пара поднимается или спускается по лестнице

Сейчас я раздам вам памятки о школьном этикете, которые нужно будет прочитать и всегда помнить

Сейчас я раздам вам памятки о школьном этикете, которые нужно будет прочитать и всегда помнить

Стол к приходу гостей должен быть сервирован

Стол к приходу гостей должен быть сервирован

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты

Вас пригласили на День рождения

Вас пригласили на День рождения

Фотоотчет. Дата:20.03.2020

Фотоотчет. Дата:20.03.2020
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022