Классный час
Тема: "Путешествие по экологической тропе"
Цели и задачи:
Планируемые достижения учащихся:
Ход мероприятия
– Сегодня мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
– Жил был лес. ( слайд 1)
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. ( слайд 2)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. ( слайд 3)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило. ( слайд 5)
– Стал человек тогда вырубать лес. ( слайд 6)
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. ( слайд 7)
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
( слайд 8)
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
( слайд 9)
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
( слайд 10)
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. ( слайд 11)
– Обратился к нам и лес с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
– Почему в лесу никто не живет?
– Человек разрушил жизнь леса.
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
– Экология. ( слайд 12)
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. ( слайд 13)
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Цель нашей игры: расширить знания о природе. В ходе игры вы узнаете новое, закрепите свои знания о природе, умении соблюдать правила поведения в природе.
За столами собрались участники игры - это ребята из наших классов. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.
III. Представление команд
Команда “Друзья природы”
Команда “Юные натуралисты”
РАЗМИНКА( слайд 14)
1 к. Как правильно найти дорогу домой без компаса из леса?
2 к. Как правильно одеться и что необходимо взять с собой в поход, если вы отправляетесь туда с ночёвкой?
"ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА" (карточки)
Команда 1
1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)
2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, сосновые почки, душица)
3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)
Команда 2
1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника)
2) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе? (крапива богата витаминами А, С, К)
3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)
( слайд 15-16)
"ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ" (карточки)
Команда 1
1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
2) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
3) Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво -
Над рекой склонилась... (ива)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...(сосна)
Команда 2
1) Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
2) За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
3) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)
4)Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
5)Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
( слайд 17-18)
"ОТГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ"
Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь?
Команда 1
1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (Заяц)
2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки. (Одуванчики)
Команда 2
1) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (Муравьи)
2) Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха)
( слайд 19-20)
"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ"
Я предлагаю вам обсудить и решить экологические задачи.
1 команда.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.
- Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду - и дело с концом.
Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
2 команда.
Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
"КОНКУРС КАПИТАНОВ"
- Капитаны бьются в блицтурнире “Вопрос - ответ”. Кто даст больше верных ответов?
Вопросы для капитана команды №1.
1. У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
3. Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
4. Сколько ног у паука? (8)
5. Умываются ли звери? (да)
6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
7. Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)
8. Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)
Задание 2.
Расшифруй слова, может помочь команда
Ответ: воробей.
Ответ: ворона.
Вопросы командиру II команды.
Задание 2
Расшифруй слова:
Ответ: снегирь
"КРАЙ РОДНОЙ"
Каждая команда получает свои вопросы и задания. Эти вопросы вы должны задать команде сопернице.
Команда 1
1. Кого называют хозяином тайги? (медведь)
2. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (лиственница, кедр)
3. Каким грибом лечится лось? (мухомором)
Команда 2
1. Каких змей можно встретить в наших краях? (уж, гадюка)
2. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу? (гриб чага, березовый кап, трутовик)
3. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)
- Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями . Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры.
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание. Это кроссворд о природе.
Кроссворд( слайд 21)
Отгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово
Вопросы к кроссворду
– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная
– Нужно ли охранять природу? ( слайд 22)
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
-На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Итог мероприятия:
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
–
Природу;
2. Кому приносит вред дым из труб заводов? – всем живым существам.
3. Какую книгу называют “Красной?” – книгу редких животных и растений.
4. Где животные могут не
бояться охотников и человека? – в заповеднике;
5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу? – в мусорный бак или забирать с собой.
– Вот и подошла к концу наше путешествие. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Берегите природу!
( слайд 23)
1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль ?
2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля?
3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы?
1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых?
2) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе?
3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды?
1. Кого называют хозяином тайги?
2. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами?
3. Каким грибом лечится лось?
1. Каких змей можно встретить в наших краях?
2. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу?
3. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе.
1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
2) Трав
копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
3)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
4)Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво -
Над рекой склонилась...
5)Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
1)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
2)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
3) В воде родилась, а в ней мало бывает.
4)Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой...
5)Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши...
1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза.
2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки.
1) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”?
2) Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок?
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.
- Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду - и дело с концом.
Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
1. У каких деревьев осенью листья красного цвета?
2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов?
3. Какой осенний месяц следует за августом?
4. Сколько ног у паука?
5. Умываются ли звери?
6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут?
7. Какое ядовитое растение ты знаешь?
8. Какой цветок весной появляется из - под снега?
9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?
Задание 2.
Расшифруй слова, может помочь команда
1. Кто на себе свой дом носит?
2. У каких деревьев вместо листьев иголки?
3. Птенцы какой птицы не знают свою мать?
4. У какого растения семена напоминают парашюты?
5. Назови животное леса, у которого есть рога?
6. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья?
7. Какие ягоды мы собираем в лесу?
8. Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь?
9. Назови всеядное животное?
Задание 2
Расшифруй слова:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.