Праздник был утверждён в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей. Мероприятие, посвящённого Всемирному Дню хлеба, празднуемого с 2006 года, позволит обучающимся повысить уровень общей культуры, расширить кругозор, формировать новые знания, формировать нравственные ценности и духовное воспитание, развить навыки публичного выступления.
День хлеба.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ХЛЕБА» «Хлеб – всему голова»
Цели и задачи: повышение уровня общей культуры, формирование нового знания, расширение
кругозора, развитие интеллектуальных способностей обучающихся; формирование нравственных
ценностей и духовное воспитание; развитие навыков публичного выступления.
Участники: директор филиала № 4 Гапон Г.Г., мастер производственного обучения группы
«Пекарь» Семиловская Е.Г., обучающиеся группы Пекарь ФКП образовательного учреждения №
277 Канской воспитательной колонии
Дата проведения: 16 октября 2019 года.
Место проведения: культурный центр Канской воспитательной колонии.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериал, готовые хлебобулочные
изделия (булочки, хлеб, батоны)
План мероприятия:
1.
2.
3.
4.
5.
Организационный момент. Объявление темы.
Вступительное слово ведущего (см. приложение 1).
Стихотворение о хлебе (см. приложение 2)
Показ презентации «Хлеб – всему голова!».
Доклады обучающихся (см. приложение 3):
«История человечества – история хлеба»
«Хлеб войны», видеоролик стихотворение в исполнении В.Ланового
«Легенда о Бородинском хлебе»
«Национальные особенности хлеба»
6. Викторина для зрителей (см. приложение 5)
7.
8.
Демонстрация видеоролика «Как пекут хлеб?»
Заключительное слово ведущего (см. приложение 4).
1. Объявление темы мероприятия (Гапон Г.Г.)
Ход мероприятия
2. Вступительное слово ведущего (Семиловская Е.Г.). Приложение 1.
Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день
нашей жизни это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник
– Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.
Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей
кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана
Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) ООН, которая занималась
решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. В 1950 году Генеральная
Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба. В качестве даты
празднования был выбран день образования ФАО – 16 октября. Спустя почти 30 лет (в 1979 г.) во время проведения конференции Организации Объединенных
Наций было оглашено ходатайство Международной ассоциации пекарей и пекарейкондитеров об
объявлении 16 октября Всемирным днем хлеба. Несмотря на то, что эта дата была уже
установлена, ООН повторно решила утвердить ее.
Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.
Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются
неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб
низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей
всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое
почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и
главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром столько поговорок мы
помним ещё с детства – «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и
медом сыт не будешь» и другие.
Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям,
первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как
лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. А ещё считается, что
первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. И уже тогда хлеб считался кормильцем и
ассоциировался с солнцем. И даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом –
кругом с точкой в центре.
Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый
(изза цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного
и зернового хлеба, и он стал пользоваться большей популярностью.
Надо сказать, что и на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью,
воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют
давние корни. Наши бабушки очень трепетно и с благоговением относились к выпечке хлеба. Этот
процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка
обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем
расположении духа, напевая душевные песни. И всё это время в доме было запрещено громко
разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним
делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и
хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в
дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.
И хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же,
сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от
рождения и до глубокой старости. Но прежде чем хлеб попадет в наш дом, он проделывает
огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта),
задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба
появился и свой праздник.
Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо
сегодняшнего Дня, в августе отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется
Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день
выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала
и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин
день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и
т.д.
Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике, и, может быть, это поможет вам по
новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. И с праздником всех – кто ест хлеб, и кто вкладывает
силы и душу в его создание!
Интересные факты (Буряков Глеб)
Каждый человек в среднем съедает почти 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю свою жизнь.
В старину люди из высшего сословия предпочитали употреблять в пищу белый хлеб, а черный и
серый изза цвета ел низший класс (беднота). Начиная с XX века, некоторые слои из высшего
общества узнали о пользе и питательности ржаного и серого продукта, и он стал пользоваться
большей популярностью.
3.
Стихотворение о хлебе (обучающийся Савин Александр). Приложение 2.
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей —
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Стратонович О. 4.
Презентация «Хлебвсему голова».
Семиловская Е.Г. – Сейчас обучающиеся группы Пекарь расскажут Вам некоторые факты о
хлебе.
5.
Доклады обучающихся (…………..). Приложение 3.
Обучающийся ……………«История человечества – история хлеба»
История человечества – история хлеба
Хлеб – это самый великий подарок природы, продукт, который нельзя заменить ничем другим.
История хлеба началась более 15 000 лет назад. Тогда люди ели зерна в сыром виде, затем начали
растирать их между камнями и смешивать с водой. Легенда гласит, что первый хлеб получился
совершенно случайно. Обычная каша из зерен запеклась – так получилась первая лепешка. Эти
плотные, горелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением
началась эпоха хлебопечения.
Пшеница была одним из первых одомашненных злаков. Примерно 65 тысяч лет назад человек
научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы,
ступки, родился первый печеный хлеб. В Библии Земля обетованная постоянно называется землёй
пшеницы (видимо, изза изобилия этого злака): буквально злачное, т.е. хлебное место или Рай.
Самый древний хлеб, который пока удалось обнаружить ученым — это египетские ритуальные
лепешки, захороненные в гробнице фараона Рамзеса III. Чаще, чем хлеб, археологи находят печи и
посуду для приготовления хлеба.
В Древнем Египте хлеб, солнце, золото обозначались одинаково. Уже в те времена люди понимали
великую ценность этого продукта. Египтяне оставили подробное описание сложного процесса
выпечки хлеба. Их иероглифы и рисунки рассказывают о том, что они выпекали более 50 видов
хлеба.
В Древней Греции булочник мог занять очень высокий пост. В Древнем Риме раб, умеющий печь
хлеб, стоил в десять раз дороже самого искусного гладиатора. А по старым германским законам
преступник, убивший пекаря, наказывался втрое строже, чем за убийство любого другого человека.
В Византии хлебопеки не подвергались никаким государственным повинностям, но, если они
выпекали и продавали хлеб низкого качества, их могли подвергать наказаниям.
Две тысячи лет назад в Риме был воздвигнут памятник Марку Вергилию Эврисаку, потомственному
пекарю, который обеспечивал хлебом почти всех жителей города.
В IXXI веках хлебопечение распространилось по всей Европе. С тех пор хлеб выпекали различной
формы и по различным рецептам. В большинстве стран Европы главными производителями хлеба
были монастыри.
Выпуск и распределение этого продукта регулировалось
правительством. Символом средневековых мастеровпекарей во многих странах был большой
крендель, изготовленный из металла или дерева, покрытый позолотой. Такие крендели висели у
входа в пекарни и хлебные лавки.
Изначально на Руси хлеб пекли в домашних условиях, а с развитием ремесел появились и
ремесленникипекари. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Приготовление
хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века.
Лишь во второй половине XIX века в России появились первые хлебопекарные предприятия.
Начало создания современной отечественной хлебопекарной промышленности было положено в
конце 20х – начале 30х годов ХХ века строительством крупных механизированных заводов.
Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как
хлеб.
Обучающийся…………
«Хлеб войны», Хлеб войны
Сегодня, как и вчера, и как будет завтра, день в нашем доме начинается с привычного: с завтрака, с
хлеба на столе. Никто не будет тянуться за оброненной крошкой. Скорее удивятся, если хлеба в
доме окажется мало. Тогда тут же ктото сбегает в булочную. И разве что ктото из старших
вспомнит, что было так не всегда. Сегодня, покупая хлеб, мы выбираем потеплее, помягче. Но
должны помнить, не имеем права забыть, что был и тот, другой – тяжелый и жесткий хлеб, хлеб,
опаленный войной. Мы не знаем, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом; нам, к
счастью, неведомо чувство голода. Мы нередко можем увидеть хлеб под ногами. Хлеб,
выброшенный на улицу. Хлеб – в мусорном баке, на свалке… Людям, не пережившим войну, голод,
трудно объяснить, что нет ничего вкуснее куска хлеба.
Разным он был, хлеб войны. Но всегда и всюду был желанным, как никакая другая еда. Нельзя
сравнить батон белого хлеба и 125 граммов блокадного. 125 граммов жмыха, соевой муки, отрубей,
целлюлозы, отбойной пыли, опилок… Трудно даже представить, что тогда, в сорок первом и сорок
втором, ленинградцы ничего, кроме этих 125 граммов, не получали.
Видеоролик стихотворение в исполнении В.Ланового
Обучающийся………..
«Легенда о Бородинском хлебе»
Легенда о Бородинском хлебе
Поистине интересна история появления "Бородинского" хлеба. В основе истории лежит
возвышенная любовь Маргариты и Александра Тучковых, а началась история с Бородинского
сражения.
Особое место среди героев Отечественной войны 1812 года занимают братья Тучковы генералы
Николай, Павел, Сергей и Александр. О каждом из них можно говорить отдельно, но именно с
Александром, погибшем на Бородинском поле в возрасте 34 лет, связана история хлеба, который
спустя время назовут "Бородинским". 26 августа 1812 года в Бородинской битве генералмайор
Александр Алексеевич Тучков командовал бригадой. Его личная отвага оставила о себе легенду.
Был момент, когда под натиском французов русские солдаты дрогнули, и тогда, чтобы придать им
духу, генерал поднял над головой упавшее знамя и пошёл на врага. Атакуя под ураганным огнём
французской армии, Александр был смертельно ранен в грудь. После сражения по полю бродила
хрупкая молодая женщина, объятая горем. Это была супруга генерала, Маргарита Тучкова. Среди
погибших солдат она так и не смогла найти своего мужа и тогда, на месте гибели мужа, Маргарита
решила возвести храм прямо на поле битвы.
На все свои скопленные деньги и собранные средства Маргарита построила храм – первый
памятник героям Бородина. Почти ежедневно в храм стекался народ, который хотел помолиться о
своих близких и родных, погибших на Бородинском поле, ведь в ходе 12часового сражения
русское войско потеряло 45 тысяч воинов. Всем гостям сестрымонахини выдавали в дорогу хлеб,
который долго не черствел и имел специфический пряный аромат.
Вскоре про этот хлеб начали говорить, как о хлебе замешанном на светлой любви, чёрном горе и
верности. Можно сказать, что в состав "Бородинского", помимо ржаной муки, солода, патоки,
кориандра, навсегда вошли и человеческие слёзы. Поэтому "Бородинский" хлеб называют
поминальным о героях Отечественной войны 1812 года. Вот такая легенда. Многие историки и
учёные утверждают, что эта легенда вымысел, но этот вымысел столь романтичный, трагичный и
посвоему красивый, вошёл в историю и стал легендой.
Обучающийся ……..
«Национальные особенности хлеба»
Национальные особенности хлеба Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своём сочинении
«Пир мудрецов» древнегреческий автор II—III веков н. э. Афиней описывает некоторые виды
хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов
хлеба упоминаются лепёшки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маком, и особое
военное блюдо — хлебные завитки, запечённые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся
для приготовления хлеба, также могло различаться.
У древних египтян, евреев, греков и римлян в большом распространении был хлеб из ячменя. И в
настоящее время ячменный хлеб употребляется в южной Германии, Швейцарии и Греции, хлеб
из овсяной муки (со специфичным привкусом) — в Шотландии и Швеции, из кукурузы —
вВенгрии и Румынии, Северной и Южной Америках. В Индии, Японии, Южном Китае и некоторых
других странах роль хлебного растения принадлежит рису. В Африке и Азии лепёшки
из сорго служат у местного населения важным пищевым материалом. Все же в большинстве
современных стран под хлебом известны пищевые продукты исключительно из пшеницы и ржи,
причем в течение XIX века в Западной Европе ржаной хлеб вытеснен пшеничным. Ржаной хлеб
употребляется главным образом в России, Скандинавии и, отчасти, вГермании.
Кроме хлеба, известного по всей территории России, существует немало видов хлебобулочных
изделий, популярных ранее на определенной территории, а в послевоенное время широко
распространившихся. Так стала популярной знаменитая украинская паляница — белоснежный,
сильно пористый пышный каравай с аппетитной хрустящей корочкой, который выпекается из муки
наивысшего сорта с добавлением в тесто молочной сыворотки.
Молдавский серый хлеб выпекается из простой не рафинированной муки и отличается
необыкновенным сильным ароматом, ярким вкусом и значительной плотностью. Высокую
популярность приобрели черные прибалтийские сорта хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки, в
которую добавляются патока, тмин и особые закваски.
В последнее время в нашей стране повсеместно можно купить пресные и дрожжевые виды
традиционного для Закавказья и Средней Азии хлеба — армянские лаваш и матнакаш,
азербайджанский чурек, узбекские патыри и обинон, казахские лепешки. Отличаются эти хлебы или
большим содержанием жиров, или традиционными добавками из лука, укропа, зиры, кунжута.
Многонациональное население нашей страны обусловливает необычайно широкий ассортимент
сортов и видов хлеба. Но даже он не исчерпывает всего перечня рецептов, изобретенных
человечеством за тысячелетия своего существования.
6.
7.
8.
Викторина для зрителей.
Видеоролик «Как пекут хлеб».
Заключительное слово ведущего (Семиловская Е.Г.). Приложение 4.
Так чего же мы ещё не знаем о хлебе?
Выпечка хлеба — это на самом деле потрясающее
В Сан
Франциско есть Институт Выпечки хлеба и Кондитерских Изделий (San Francisco Baking Institute
and Thorough Bread and Pastry). Это учебное заведение выпускает будущих хлебопеков.
Преподаватели и студенты Института убеждены, что выпечка — это искусство.
С хлебом связано множество народных поверий и обычаев. К примеру, в Индии не есть хлеб
считалось большим несчастьем. Именно поэтому запрет на употребление хлеба выносили
преступникам. Хлеб, перевернутый коркой вниз, у многих народов считается символом неудачи.
С хлебом связано множество пословиц, поговорок и крылатых фраз. На свете существует много
религий, но все они в молитвах призывают славить хлеб. Так христиане начинают обращение к Богу
со слов «хлеб наш насущный даждь нам днесь», а индийцы молятся словами «Все есть пища, но
хлеб ее великая мать».
занятие. У славян зёрна пшеницы были символом богатства и жизни, предохраняли человека от порчи.
Какую сказку не возьми, хлеб почти в каждой присутствует. Сесть на пенек, съесть пирожок.
Поделиться лепешкой. Колобок выпечь.
У славянских народов до сих пор существует традиция в различных праздничных и важных
ситуациях приветствовать хлебомсолью.
Хлеб – один из самых важных в жизни человека повседневных продуктов, тысячелетиями
производится и потребляется в каждой стране, каждым народом в той или иной форме.
На гербах многих государств есть изображения хлебных колосьев как основы жизни.
Старинная притча гласит: три главные ценности есть на свете.
1. Хлеб насущный, дающий жизненную силу и здоровье.
2. Мудрость, заключенная в книгах и обеспечивающая связь времен.
3. И женщина, не позволяющая оборваться нити жизни.
Самое главное: среди этих ценностей хлеб занимает почетное первое место. Может, многие из нас
еще не знают цену хлеба. Мы сели за обеденный стол, перед нами ломтики душистого хлеба. Это –
благо. Не бросайте хлеб, не топчите его, не пренебрегайте им. Ломоть хлеба – символ жизни
каждого человека, хлеб – мощь государства. То, что у нас есть сегодня хлеб, не наша личная
заслуга, а результат усилий многих людей, труд которых мы должны ценить, понимать, что стоит за
словом «хлеб»!
Как ни прост и привычен хлеб, но ничем его не заменить. И нельзя не согласиться с академиком
К.А. Тимирязевым, считавшим ломоть хорошо испеченного хлеба одним из величайших проявлений
человеческого гения.
И сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников
данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов,
связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь
внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.
Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба проходят разнообразные выставки хлебной
продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастерклассы, народные гулянья,
а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое.
Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной
продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где
рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со
всех уголков Земли принимают поздравления и нашу признательность в тяжелом и ответственном
деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.
Обучающийся (………………………..) О хлебе…
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет –
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же – хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят –
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье –
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
Коньков И.
И, в завершении нашего мероприятия, я хочу предложить Вам попробовать изделия, которые были
выпечены обучающимися группы Пекарь специально для этого праздника.
Приложение 5.
Игра со зрителями
Задание № 1.
Надо отгадать из какой сказки слова (поочередно):
Сказка № 1.
Ей царевна говорит.
На ж, лови!” и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, сказала,
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит... (О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И 7 БОГАТЫРЯХ)
Сказка № 2.
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (МАША И МЕДВЕДЬ)
Сказка № 3.
«Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам
узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это
хлеб, только в праздник его есть!» (ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА) Сказка № 4.
Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет — все
блин да пирог! И накормила старика. (ПЕТУШОК ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И
ЖЕРНОВЦЫ
Сказка № 5.
«Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает
Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(КОНЕК – ГОРБУНОК).
Задание № 2.
Продолжить пословицу.
1. «Ржаной хлебушко – (калачу дедушка)»
2. «Хлеб – батюшка, (а водица матушка)»
3. «Плох обед, ( если хлеба нет»)»
4. «Хочешь есть калачи – ( не сиди на печи)»
5. «Пот на спине, зато (хлеб на столе)»
6. «На чужой каравай (рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай)»
7. «Хлеба ни куска, (так и в тереме тоска)»
8. «Без соли и хлеба (худая беседа)»
Задание № 3.
Отгадайте загадки.
1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.. (Хлеб);
2. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука); 3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);
4. Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
5. Какое море за селом волнует ветерок?
В нём волны можно собирать, укладывать в мешок. ( хлебное поле)
6. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. ( колос)
7.
Железный нос в землю врос.
Роет, копает, зеркалом сверкает. ( плуг)
8.
Маленький, горбатенький, всё поле обыскал,
Домой прибежал – всю зиму пролежал. (серп)
9.
Лежит мужик на поле в золотом кафтане.
Подпоясан, да не поясом, сам встать не может –
Люди поднимают. (сноп)
10. Богатырь идёт железный, но работник он полезный.
Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной. ( трактор) 11. Богатырь – тяжеловес плуг таскает, возит лес.
За железным конём ящик тянется с зерном.
Сквозь дырявое дно высыпается зерно. ( сеялка)
12. Для уборки урожая на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. ( комбайн)
13. На просторе в море хлеба замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба сохранит всё море хлеба. ( элеватор)
14. Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. ( тесто)
15. . Мнут и катают, в печи закаляют.
А потом за столом нарезают ножом. ( хлеб) Кроссворд
Задание № 4.
Ответить на вопросы.
1. Где растет пшеница? (Поле)
2. Как называется хлеб, которым было принято встречать гостей? (Каравай)
3. Во что перемалывают зерна? (Мука)
4. Где готовят хлеб? (Печь)
5. Кто распахивает поле? (Пахарь)
6. Как называется высохший хлеб? (Сухарь)
7. Из каких злаковых культур выпекают хлеб. (Пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, рис,
кукуруза).
8. Какая основная хлебная культура в Японии. (Рис)
9. Какая основная хлебная культура в странах Латинской Америки. (Кукуруза) 10. Об опытном, видавшем виды человеке говорят «тертый…..». (Калач)
11. После его съедания остается только дырка. (Бублик)
12. В старину на Руси её называли житом. (Рожь)
13. Из какой страны пришло к нам слово «хлеб». (Древняя Греция)
14. Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста. (Баранка)
15. Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку. (Крендель)
16. Небольшой узкий хлебец в форме полумесяца. (Рогалик)
17. Святой хлеб. Во время пасхальной заутрени всю неделю находится перед большими
вратами церкви. (Просфора)
18. Древние египтяне называли своего бога природы ….«бог – зерно». (Осирис)
19. Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия, что в переводе означает
«земля – мать». (Деметра)
20. Земледельцы называли свой хлеб ……. (Божество)
21. Хлеб считался дарителем жизни на земле, как и ….. (Солнце)
22. В переводе с немецкого, слово означает, как «масло хлеб» (Бутерброд)
23. Матушка … кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору. (Рожь)
24. Фамилия русского, знаменитого булочника. (Филиппов)
25. Символом средневековых мастеров – пекарей, был большой ……., изготовленный из
металла или дерева и покрытый позолотой. (Крендель)
26. Хлеб часто использовали как …….. – волшебный предмет, способный охранять и оберегать
человека от злых духов. (Оберег)
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Мероприятие "День хлеба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.