Мероприятие Праздники зрелища античности
Оценка 4.6

Мероприятие Праздники зрелища античности

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
история +1
Взрослым
24.10.2019
Мероприятие Праздники зрелища античности
В истории мировой культуры Античности принадлежит особое, и бесспорно, выдающееся место, в нее уходит корнями европейская цивилизация. Термин «античность» (лат. antiquus) в широком смысле означает древний, в узком - это культура Древней Греции и Древнего Рима, ее временные рамки - от III-II тысячелетия до н.э. до V века н.э., когда произошло крушение Римской империи. Становление античности как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие (древнегреческая и древнеримская культуры) формировались на базе гражданской общины, которая и определила основную шкалу ценностей
Праздники и зрелища античности.docx
Праздники и зрелища античности Введение 1. Праздники и зрелища Античности 1.1 Праздники античной культуры 1.2 Театр в Древней Греции 2. Античные Олимпийские игры Заключение Список использованной литературы В истории мировой культуры Античности принадлежит особое, и бесспорно, выдающееся место, в нее уходит корнями европейская цивилизация. Введение Термин «античность» (лат. antiquus) в широком смысле означает древний, в узком - это культура Древней Греции и Древнего Рима, ее временные рамки - от III-II тысячелетия до н.э. до V века н.э., когда произошло крушение Римской империи. Становление античности как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие (древнегреческая и древнеримская культуры) формировались на базе гражданской общины, которая и определила основную шкалу ценностей. В рамках античного мира сформировалась особая, специфическая форма государственности - полисная, и особая форма культуры, которая ярко отличается от всех предыдущих и последующих культур. «Хлеба и зрелищ!» - знаменитый лозунг римской толпы. Именно этого народ требовал от государства. И, если с первым случались перебои, то со вторым никогда. Хлеб и зрелища - два условия возможности существования величайшего государства Античности. Исторически зрелище может возникнуть только там, где складываются культурные традиции. Всей античной культуре присущ дух борьбы и состязания, испытания. И римляне, и греки обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах. Античный философ Геродот считал праздники, наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим греков. Следовательно, актуальность темы сомнений не вызывает. Цель работы: всестороннее изучение и характеристика зрелищных мероприятий античности. 1. Праздники и зрелища Античности Зрелище -- это то, на чем всегда «сосредоточено внимание людей», и то, что вызывает «их активный интерес». История развития культуры наглядно свидетельствует о том, что зрелище всегда являлось своеобразным зеркалом эпохи. По создаваемым праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления различных социальных слоев. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н.э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Античная культура заставляет обратить внимание еще на одну свою черту - она празднична, внешне красочна изрелищна. Праздники занимали важное место в античной культуре, составляя важную сторону культа. Праздники были очень разнообразны не только из-за местных различий, но и в зависимости от характера богов, их функций, цели празднества. Они связывались с земледельческим календарем, началом и окончанием работ, сменой времен года (весеннее, летнее солнцестояние), посвящались различным богам, и общегреческим и местным и даже историческим событиям. 1.1 Праздники античной культуры Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть жизни римлян. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Большинство праздников совершалось в честь главных общегреческих богов: Зевса, Афины, Аполлона, Диониса и пр. и в значительной мере они были связаны с религиозными ритуалами, обрядами, где на первый план выходят культовые действа, жертвоприношения, искупительные церемонии, торжественные процессии. На них происходили состязания и игры, мистические посвящения, оргиастические торжества. Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II в. до н.э. государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже -- деньги, желали другу счастья и благосклонности богов. Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии -- праздники, посвященные богам -- покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (lupa), вскормившая основателей Рима -- Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб. Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов. Речь о нем идет и в русской народной сказке о Снегурочке. Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древне- италийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна. По преданию, Сатурн стал царем в Лации и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» -- aurea aetas -- не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях рабам прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Возжигание их было жертвоприношением богу. Следовало обязательно в эти дни дарить подарки. Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», -- так писал великий сатирик античности Лукиан. С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники. Праздники эти виделись как возможность отдыха от трудов. Тогда приостанавливались общественные и частные дела, судебная и политическая деятельность. Свои праздники были в каждом полисе и были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов -- покровителей полиса. В Афинах праздновали день Марафонской победы над персами (490 год до н.э.), Великие и Малые Дионисии - праздники в честь бога плодоносящих сил земли, вина и веселья Диониса; Большие Панафинеи - в честь богини Афины, Элевсинии (Элевсинские мистерии) связанны с культом богини плодородия Деметры в Греции; В Риме - это цериалии в честь древнеримской богини плодородия Цереры; флоралии, посвященные богине цветов, садов, юности Флоре и пр. В Риме получили распространение и такие массовые зрелища, как гладиаторские бои, схватки хищников, устраиваемые для развлечения многотысячной толпы. Праздники включали торжественные шествия, музыкально-драматические представления, хореографию, яркое оформление. Они сопровождались жертвоприношениями, состязаниями (атлетическими, музыкальными), награждением победителей. Помимо, отмечались 4 общенациональных праздника: в Олимпии, Дельфах, Немее, Истме. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин -- Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем -- музыкальные и атлетические состязания------ увенчивали праздник. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) -- венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом. Широкую известность получают и Великие Дионисии -- аттический праздник в честь бога Диониса в марте, когда его чествовали как бога весны и освободителя. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями. Город Дельфы наполнялся союзниками и чужеземцами, как уже говорилось, бога прославляли дифирамбами, театрализованными действами оргиастического характера, ряжением, маскарадом, состязаниями поэтов, актеров с вручением наград, постановками трагедий и комедий и т.д. Все завершалось богатым пиршеством за счет государства. В Дионисийских празднествах образ «многошумного», «многопетого», «венчанного хмелем» Диониса представят в сопровождении ряженых: менад (вакханок), сатиров (полулюдей с козьим хвостом, копытами), музыкантов, танцоров. В этих песнях-плясках, по словам Ницше, звучит нечто сверхприродное, человек «готов в пляске взлететь в воздушные выси». В сельской местности праздновали Малые Дионисии. Здесь наслаждались свежевыжатым вином, устраивали шествия, приносили в дар богу вино, а в жертву - козла. Всюду слышались шутки, насмешки, устраивались игры, танцы на скользком бурдюке с вином, качание на ветвях деревьев. Величественные были празднества в честь Аполлона - это торжество радости, духовного просветления, погружения в иллюзорный мир сновидений. В праздниках в честь Аполлона с процессиями, во время которых несли оливковые ветви в городе Дельфы, происходили Пифийские игры в честь победы Аполлона над драконом Пифоном. В них, начиная примерно с 590 года до н.э., ведущую роль играли музыкальные состязания. Они заключались в пении с инструментальным сопровождением, позднее в исполнении самостоятельных инструментальных произведений, исполнении хоровых песен и плясок. Они содействовали развитию музыкально-поэтического творчества, в частности хорового пения и танцев. Со временем они дополнились спортивными состязаниями - гимнастическими, конными и пр. Но главное место оставалось за музыкальными агонами (состязаниями): кифаредов, которые исполняли под аккомпанемент кифары пеан (гимн) в честь Аполлона, потом авлодов, певших в сопровождении авлоса (вид свирели или гобоя), авлетов и кифаристов - собственно музыкантов, игравших на кифаре и авлосе соло. Победители (пифионики) награждались лавровым венком и получали ряд почетных привилегий: право гостеприимства в Дельфах, право убежища, право первовопрошения Дельфийского оракула, право почетного места на состязаниях. 1.2 Театр в Древней Греции Древняя Греция - это родина европейского театра. Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир -- это театральная сцена, а люди -- актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля -- лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм. В конце 5 - начало 4 вв. до н.э. театры были уже во все больших греческих городах. «Театр» - в гр. переводе обозначает «Место для зрелищ». Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Великие Дионисии включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами, драматическими представлениями. Из хоровых песен -- дифирамбов богу Дионису и возник жанр трагедии. Трагедиос -- «песнь козлов» или козлопение -- сложился из культовых песен хором мужчин -- Сатиров, одетых в козлиные шкуры и сопровождавших актера, изображавшего Диониса. Комедия родилась из песен, полных обрядовой разнузданности и исполнявшихся толпой поселян во время сельских Дионисий. Шествие в этот праздник называлось комос. Комедия -- песни во время комоса. Комедия отличалась большой вольностью в выборе выражений и сцен, поэтому на такие праздники не допускались женщины и дети. Комедия эпохи классики была в основном политической. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности. Очень популярны были трагедии Эсхила («Персы»). Большую популярность имела трагедия Софокла «Антигона». А знаменитым автором комедий в середине 5 веке до н.э. был афинянин Аристофан (пъеса «Птицы»). В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы. Герои комедий -- не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы, ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали. Особенно славились театральными представлениями и праздниками Афины. В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене было хорошо слышно даже в последних рядах. Постановка трагедий и комедий была важным государственным делом. Организация театральных представлений была почетной гражданской обязанностью и поручалась первому лицу города (архонту-эпониму). В Афинах они происходили первоначально раз в год (потом дважды) и приурочивалась к праздникам Великих Дионисий (это праздник начала весны и начала навигации), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых потом говорили весь год. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия -- это название священной рощи, посвященной афинскому герою -- Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов -- бег с факелами. В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика -- умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. Постановка трагедий обращена в отличие от лирики ко всему демосу, театр стал трибуной для распространения значимых идей, воспитателем народа, т. к. формировал взгляды и убеждения свободных граждан полиса. Он стал общественным институтом, включенным в систему общественных праздников. Это было массовое зрелище, на котором присутствовали все жители полиса. Театральные представления носили агонистичный (состязательный) характер, где жюри, избранное из граждан, выделяло и награждало победителя. Театральные представления являли собой пышное и красочное зрелище, когда статуя Диониса в сопровождении девушек в белом, двигалась вместе с гражданами, которым выпала честь ставить спектакли, и хором к амфитеатру, вмещавшему от 20 до 40 тыс. зрителей, размещавшихся на скамейках. Орхестра - место хора, в ее глубине устроена сцена (вначале она использовалась для переодевания актеров). Актеры располагались перед сценой. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках -- котурнах. Они играли в масках, определявших характер персонажа - реликт архаических маскарадов. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение -- «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность -- желтый, хитрость -- красный, а гнев -- багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой -- мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Играли только мужчины, в т.ч. и женские роли, один актер нередко мог играть разные роли в одном и том же представлении, декорации носили условный характер. Все это свидетельствовало, что не актерская игра, не внешнее оформление, а слово, текст, диалоги, сольные номера, хор лежали в основе театрального действа. Ориентация на зрелищность, особенно в период упадка империи, способствовала возведению театров и амфитеатров. В каждом городе Рима была арена. В отличие от греческих театров, которые устраивались под открытым небом, а места для зрителей располагались на склонах холмов, римские театры представляли собой самостоятельные многоярусные здания в центре города, со зрительскими местами на концентрически возведенных стенах. И, конечно, самая большая, самая богатая, самая-самая по всем параметрам - в столице - наиболее величественным был амфитеатр Флавиев или Колизей(colosseos - колоссальный). Колизей стал символом Вечного города. Символом славы империи. Здесь воины и звери сражались на потеху толпе, устраивались игры гладиаторов, морские бои. Хотя порой на арене можно было видеть и императора. Например, эксцентричный правитель Рима император Коммодус периодически участвовал в представлениях, наслаждаясь «ролями» легендарных героев. Колизей представляет собой эллипс с длиной в 188 м., шириной - 156 м. Стена высотой в 48,5 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, украшенных полуколоннами разных ордеров: дорического, ионического и коринфского. Строительство амфитеатра начал первый император династии Флавиев, Веспасиан - военачальник, выигравший битву за трон после смерти Нерона. Открыт амфитеатр был менее чем через 10 лет после начала строительства (хотя работы по его благоустройству и отделке продолжались еще четверть века), но уже другим императором, Титом сыном Веспасиана. Произошло памятное событие в 80 году нашей эры. Сто дней Рим праздновал открытие Колизея. Гладиаторские бои, реконструкции великих битв прошлого, гонки на колесницах. Дабы представить его масштаб достаточно сказать, что единовременно его трибуны могли вместить до 50 000 зрителей (это по современным оценкам - ученые начала ХХ века писали о 90 000 зрителей). Пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, исчезнет Колизей - исчезнет Рим, а вместе с ним весь мир. Так говорили древние. Ведь представления, разыгрываемые на аренах цирков - дар римлян богам. И дар обожествляемого императора своим подданным. Если греки, предшественники римлян на троне властителей Античного мира, предпочитали театральные представления и спортивные игры, то римляне жаждали иных спектаклей. Более острых и кровавых. Гладиаторские бои - вот их излюбленное шоу. Ощущение суровой мощи достигается здесь не столько огромными масштабами, сколько его конструктивностью, простотой, целесообразностью. Он как бы воплощает образ мира и принципы жизни римлян начала I тыс. н.э., т.е. императорского Рима периода его заката. 2. Античные Олимпийские игры С богами связаны и все древнегреческие спортивные праздники. Наиболее ярким выражением были знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру, посвященные Зевсу Олимпийскому, и которые приобрелиобщегосударственный характер, содействовали культурно-политическому объединению греков. Их возникновение относят к 776 году до н.э. Они проходили в священной роще у подножия горы Олимп раз в четыре года, сначала включая только спортивные состязания, позднее превратились в грандиозный праздник, где собирались лучшие умы и блестящие таланты. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия и заключалось перемирие - экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады). На торжественное открытие игр стекался народ из разных областей Греции. Полисы посылали специальные делегации. Для подготовки участников организовывали специальные школы. Каждый свободный грек мог принять в них участие, в чем проявлялся демократизм древнегреческой культуры. На время игр прекращались раздоры и междоусобицы. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям. Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры. Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии и драматургии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и скульптуры, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. Торжественно происходило и награждение победителей. Победителей, получивших почетный титул олимпионика, награждали венками из оливковых ветвей, имена их прославлялись по всей Греции, в городе Олимпии им ставились при жизни памятники, прославленные поэты сочиняли эпиникии - хвалебные гимны. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя. На своей родине олимпионик становился героем и важной политической фигурой и в течение всей жизни пользовался уважением. В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска сначала в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом. Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой - общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. В IV веке до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные войны, особенно Пелопоннесская война (431-404 г.г. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты- профессионалы. С VI века до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и других античных авторов. Таким образом, проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. до 394 г. н.э., т. е. сохранение традиций по организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские игры включали в себя все эти объединяющие элементы. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что культура греко-римской античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры, особенно западно-европейской. Заключение Это и памятники различных видов искусства, и античная философия, и наука, мифология. Огромное место в жизни широчайших народных масс античности занимали массовые зрелища и праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов. В древности верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и т.д. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу Дионису, положили начало трагедии; из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия. Крупнейшие спортивные соревнования древности - Олимпийские игры Древней Греции, зародились как часть религиозного культа. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Олимпийские и другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. 1. Античность. Энциклопедия. - М.: АСТ, 2002. - 500 с. Список использованной литературы 2. Буланова-Топоркова М.В. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 448 с. 3. Быкова Э.В. Культурология. Античная культура: социальные и духовные основы / Э.В.Быкова. - М.: Фортуна Лимитед, 2003. - С.122. 4. Гиро П. Быт и нравы Древних греков / П. Гиро. - Смоленск: ООО «Изд-во Ассоциация ХХI век». - 2002. - 618 с. 5. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / П.Гиро. - М.: Культура, 2001. - 515 с. 6. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П. Заикина. 2-е изд. - СПб.: Марс, 1995. - 380 с. 7. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев. - М.: Академический проект, 2005. - 608 с.

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности

Мероприятие Праздники зрелища античности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019