Цель мероприятия: прививать детям потребности культурного поведения, расширить представления детей о правилах этикета;
развивать умение правильно оценивать себя и других;
формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Задачи мероприятия:
Дать понятие об этикете.
Раскрыть историю понятия этикет.
Отрабатывать навыки культурного поведения
Цел
ь занятия: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
Формировать положительные моральные качества.
Формировать умение давать само и взаимооценку поступкам, высказывать
свое мнение по теме.
Развивать творческие способности детей.
Форма проведения: турнир.
Оборудование: музыкальные фрагменты для начала турнира и для показа
моделей одежды; таблички “вход”, “выход”; таблички с названиями команд;
костюмы “неряхи”, “старушки”; бумага, ручки для команд и жюри; жетоны;
призы для команд; мультимедийный проектор, экран; презентация.
Ход турнира
Звучит торжественная музыка.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть
вас в нашем зале! Сегодня у нас состоится Турнир вежливости! Представляем
участников: команда “Рыцари”, команда “Джентльмены”.
За каждое выполненное вами правильно задание будет вручаться жетон.
Ведущий:
Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.
“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”
Определение этикета из “Словаря русского языка” Ожегова С.И.:“Этикет установленный порядок поведения, форм обхождения (в
дипломатических кругах, при дворе монарха и т. п.)”
Ведущий: Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо
находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и
как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в
общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех
случаев поведения и назвали их этикетом.
А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?
Дети: Его называют культурным, воспитанным человеком.
Ведущий: Но правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?
Тур I “Случаи из жизни”
I чтец.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
II чтец.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
III чтец.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.IV чтец.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел, пока, всего…”
V чтец.
Не скажет он друзьям по школе:
“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.
VI чтец.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
YII чтец.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним гделибо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
задание:
Ведущий: Команды готовили задание: I команда узнавала: “Кого в прошлом
называли рыцарями? И кого называют рыцарями сейчас?”.
II команда выясняла: “Кто такие джентльмены? ”.
Слово капитанам… (ответы на вопросы).
Разминка для болельщиков
Ведущий: Внимание! Словарь вежливых слов!
Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Ведущий: Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив
Витя или нет?
Стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классеВежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
Команды отвечают по очереди.
Тур II “Мы пешеходы и пассажиры”
VII слайд
Отрывок из стихотворения С. Маршака “Ежели вы вежливы”
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
Тому кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Ведущий описывает ситуации, команды по очереди отвечают.
1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! ( Стоят в ряд стулья, таблички:
“вход”, “выход”). “Джентльмены”, покажите, как войдёте в автобус.
(Дети входят в заднюю дверь, все места заняты.)
2. Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). “Рыцари”,
как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)
3. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?”
Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
“Джентльмены”, ваше мнение!
(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который
час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать.)4. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой
невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” спросила мама.
“Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” ответила Таня.
Права ли Таня? Как думают “Рыцари”? (Нет.)
5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет.
Вопрос для “Джентльменов”. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто
вежливее.)
6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в
руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга
упала. “У вас упала книга”, закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?”
удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и
свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, объяснил мальчик.
“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, сказал прохожий, с трудом
поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.
Что должен был сделать мальчик? Вопрос для “Рыцарей”.
(Поднять книгу и помочь прохожему.)
Музыкальная пауза
Ведущий: Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает,
как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое
стихотворения В. Лившица “Неряха”.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).
А теперь ваши одноклассники напомнят вам о том, какую одежду надо носить
в школе и на занятия физкультурой.
Подготовленные дети под музыку демонстрируют школьную и
спортивную одежду.
Тур III “У нас во дворе”
Ведущий: А вот что бывает, когда ктото забывает о правилах культуры
поведения дома?
4 девочки читают стихотворение А. Барто “Любочка”.
Ведущий: “Джентльмены”, какие ошибки допустила Люба?
Ответы команды.
А сейчас проверим команду “Рыцарей”. Послушайте рассказ В. Осеевой
“Печенье” (читает ведущий).
Почему печально смотрели мама и бабушка? Ответ.
Как надо было поступить? Ответ.
Физкультминутка
Тур IV “Телефонный разговор”Ведущий: Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор
по телефону. Он всегда помнит, что комуто могут позвонить по очень
срочному делу.
7 мальчиков читают стихотворение А. Барто “Почему телефон занят?”
Ведущий: Предлагаю командам обыграть ситуации:
1. Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к
телефону подходит его старшая сестра. Как он поступит?
(Участвуют мальчик и девочка).
2. Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а то
не может прийти. Как он должен ответить, чтобы друг не обиделся?
Музыкальная пауза
Тур V “Волшебные слова”
Ведущий: А сейчас тур – “Волшебные слова”. Команды за 5 минут должны
написать на листах бумаги как можно больше “волшебных” слов.
Подведение итогов турнира
Ведущий: Наш турнир окончен, но хочется верить, что всегда среди вас,
ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди,
способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные,
смелые, благородные – настоящие рыцари и джентльмены!