Это необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием,  как понимаете значение этого слова?    Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живём. Город, посёлок со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, посёлок, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.Мероприятие "Я - гражданин!"
            
        
        
        
                    
                
                    Старостенко Т.Н.
Тема: «Я – гражданин».
Оборудование:
портреты русских поэтов;
репродукции картин русских художников;
Российский герб;
фонограмма гимна (текст гимна);
карта и глобус;
фломастеры или карандаши;
листочки.
I  . Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого 
из нас. Тема нашего урока:
 «Я – Гражданин».
 Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
(Высказывания детей).
Вы бываете в разных местах. Но, где бы вы ни находились, вас всегда 
тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. 
А что связано с этим понятием,  как понимаете значение этого 
слова? 
(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает 
фразу одним словом: «Родина – это  …»)
 Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. 
А теперь представьте (включается музыка) : знакомая тропинка, 
ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои 
листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. 
Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте 
природы! Это ли не Родина?
 Талантливые люди: поэты, художники – сложили и написали 
немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту 
нашей русской природы.
(Выставка книг и репродукций картин русских поэтов и 
художников).
 1 Старостенко Т.Н.
Ученик читает стихотворение М. Исаковского:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горыисполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
II   . Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.                     
А). – Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где 
человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что 
Родина – это дом, в котором живём. Город, посёлок со своими 
улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, посёлок, историей 
которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и 
папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.                
Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель 
показывает свидетельство о рождении.)
Что в нём записано, кто знает?
 Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего 
рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. 
Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
(России, Российской Федерации.)
А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом – 
синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать 
Россия – страна и государство.
 2 Старостенко Т.Н.
Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый 
космос на космическом корабле, увидим очертания нашего 
государства. У каждого государства есть свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным.)
 Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих 
листочках границы страны и подпишите сверху: государство.
(Дети схематично рисуют границы и подписывают.)
Б). Игра.
А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя 
только буквы слова «государство».
Варианты:
Город – меньшая часть страны;
Руда – полезное ископаемое;
Дорога – без них не возможно передвижение по стране;
Суд – государственное учреждение, которое разрешает споры;
Вода – народное достояние;
Рост – движение, развитие;
Рота – защитники государства;
Товар – торговля в стране, с другими странами;
Род, родство – семейная группа, государство заинтересовано, чтобы 
создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как 
вы, вы – будущее России.
Без кого не может существовать государство? (Без людей).
Нарисуйте себя в контуре страны.
В). Понятие о символах государства.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои 
символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. 
Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, 
флаг.
 3 Старостенко Т.Н.
(Учитель рассказывает кратко об истории возникновения символов 
нашей страны).                               А в какой стране вы хотели бы жить?
Что мешает людям нашей страны жить счастливо?
(Высказывания детей).
 А сейчас послушайте размышления ваших московских сверстников, 
их чувства и мысли очень созвучны с вашими. Их стихи прочитают 
наши ребята.
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне.
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далеко она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
                И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кемнибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
 4 Старостенко Т.Н.
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
В заключение урока исполняется Российский гимн.
 5 Старостенко Т.Н.
 6