Меры преодоления "профессионального выгорания"
Оценка 4.7

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
doc
администрации
Взрослым
23.06.2017
Меры преодоления "профессионального выгорания"
У каждого из нас, я имею ввиду людей занимающихся профессиональной педагогической деятельностью, время от времени возникает состояние "перегоревшей лампочки". Что это такое ? Как работать дальше? кто может помочь? Существует большое количество психологических методик, но нужно помнить о том, что главный "врвчеватель"-ты сам. У тебя все получится!
Меры преодоления профессионального выгорания педагога.doc
Меры профилактики и преодоления  профессионального выгорания педагогов. Здоровье также заразительно, как и болезнь (Ромен Роллан) План 1. Рекомендации по профилактике «профессионального  выгорания».   способствующие   снятию   симптомов   синдрома 2. Методы, «профессионального выгорания». 1. Рекомендации по профилактике «профессионального выгорания». Профилактические,   лечебные   и   реабилитационные   мероприятия   по профилактике   и   преодолению   профессионального   выгорания   должны направляться   на   снятие   производственного   напряжения,   повышение профессиональной   мотивации,   установление   баланса   между   затраченными  Мерами   профилактики усилиями   и   получаемым   результатом. профессионального   выгорания   могут   быть   следующие   условия организации деятельности: —  сотрудник   не  должен   находиться   долгое   время   один   на   один   со   своей профессиональной   или   личной   проблемой,   у   него   всегда   должна   быть возможность   обратиться   за   помощью,   советом   к   коллегам,   супервизору (специалист, который осуществляет контроль, наблюдение); —   важна   общая   дружеская   атмосфера   поддержки   и   взаимопонимания   в коллективе; — организация мониторинга душевного состояния и равновесия сотрудника, для   своевременной   корректировки   отношения   к   работе;—   необходимо постоянно   делиться   своим   опытом   и   проблемами   с   профессиональным сообществом; — выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия   в   нем,   наращивание   профессиональных   качеств,   постоянная рефлексия   и   концептуализация   своего   опыта   переживаний,   связанных   с общением с клиентами; — общение с профессиональным сообществом. Однако,  существенная   роль   в   борьбе   с   синдромом профессионального   выгорания   отводится  самому   сотруднику.   Для профилактики представляется целесообразным: профессионального     выгорания   — использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); —   освоения   путей   управления   профессиональным   стрессом   –   изменение социального,   психологического   и   организационного   окружения   на   рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом; —   освоение   приёмов   релаксации, самопрограммирования;   визуализации,   ауторегуляции, —   стремление   профессионально   развиваться   и   самосовершенствоваться (обмен   профессиональной   информацией   за   пределами   собственного коллектива   через   общение   на   курсах   повышения   квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах); —   уход   от   ненужной   конкуренции   (бывают   ситуации,   когда   её   нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания); —  изменение   установки   по   отношению   к   жизни,  к   ее   смыслу,   восприятие ситуации   выгорания   как   возможности   пересмотреть   и   переоценить   свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя; —   поддержание   хорошей   физической   формы   (сбалансированное   питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела). 2. Методы, способствующие снятию симптомов синдрома «профессионального выгорания». Ниже   приведены   некоторые   практические   советы   по   профилактике неблагоприятных эмоциональных состояний и профессионального выгорания: 1.  Экономно расходуйте  свои эмоционально­энергетические  ресурсы.  Сила разума   способна   нейтрализовать   отрицательное   влияние   многих   событий   и фактов. Будьте оптимистом. Рационально   распоряжайтесь  своим  временем.  Научитесь   делить 2. крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными. 3.  Игнорируйте  мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации. 4. Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается – делается к лучшему. 5.   Воспринимайте   неудовлетворительные   обстоятельства   жизни   как временные и пытайтесь изменить их к лучшему. 5. Формируйте  активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным  стрессам  (стрессы  ­ это  своеобразная «перчинка», вкус жизни). 6. Подмечайте свои достижения и успехи,  хвалите  себя за них, радуйтесь достигнутым целям. 7. Не «пережёвывайте» в уме конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход. 8.   Если   возникла   проблема,   конфликт,   решайте   их  своевременно  и обдуманно. 9.  Определите   предел  своих  возможностей.   С   уважением   относитесь   к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме. 10.   Дольше   и   чаще  общайтесь  с   приятными   людьми.   С   теми   же,   кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным   человеком   неизбежно,   убедите   себя,   что   происходящее   не стоит эмоционально. 11.  Признавайте  за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам хотелось. Будьте более гибким  в   оценках   других   людей   и   не   старайтесь   переделать   партнёра, подогнать его под себя. 12.  Развивайте динамичность установок. Человек с большим количеством разных   целей,   обладающий   способностью   их   заменять   в   случае   неудачи, защищён   от   негативных   стрессов   лучше,   чем   тот,   кто   ориентирован   на достижение единственного, главного конкретного результата. реагировать слишком   чтобы     того,     В приведенных нами рекомендациях по профилактике и преодолению синдрома   профессионального   выгорания   особое   внимание   хотелось   бы уделить     пункту   о   пользе   овладения   человеком   приемами,   умениями   и навыками  релаксации  и  саморегуляции.  Саморегуляция – это  управление своим   психоэмоциональным   состоянием,   которое   достигается   путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Попробуем   освоить   некоторые   приемы  саморегуляции,   чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.  I. Способы, связанные с управлением дыханием Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц   и   эмоциональные   центры   мозга.   Медленное   и   глубокое   дыхание   (с участием   мышц   живота)   понижает   возбудимость   нервных   центров, способствует   мышечному   расслаблению,   релаксации.   Частое   (грудное) дыхание,   наоборот,   обеспечивает   высокий   уровень   активности   организма, поддерживает нервно­психическую напряженность. Способ 1.  Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела   и   сосредоточьте   внимание   на   дыхании.   На   счет   1­2­3­4   делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка   неподвижна);   на   следующие   четыре   счета   проводится   задержка дыхания;   затем   плавный   выдох   на   счет   1­2­3­4­5­6;   снова   задержка   перед следующим вдохом на счет 1­2­3­4. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней. Способ 2.  В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться, глубоко выдохните; задержите дыхание так долго, как сможете; сделайте несколько глубоких вдохов; снова задержите дыхание. II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение.   Умение   их   расслаблять   позволяет   снять   нервно­психическую напряженность, быстро восстановить силы. Способ 1. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите   места   наибольшего   напряжения   (часто   это   бывают   рот,   губы, челюсти,   шея,   затылок,   плечи,   живот);   постарайтесь   еще   сильнее   напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; сделайте так   несколько   раз.   В   хорошо   расслабленной   мышце   вы   почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим/напряжение снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить   его   с   помощью   легкого   самомассажа   круговыми   движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.). Способ 2. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила: 1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением; 2)   каждое   упражнение   состоит   из   3   фаз:   «напрячь–прочувствовать– расслабить»; 3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох. Чтобы   научиться   расслаблять   мышцы,   надо   их   иметь,   поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц. III. Способы, связанные с воздействием слова Словесное   воздействие   задействует   сознательный   механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Способ   1.  Самоприказы.   Самоприказ   —   это   короткое,   отрывистое распоряжение,   сделанное   самому   себе.   Применяйте   самоприказ,   когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его   несколько   раз.   Если   возможно,   повторите   его   вслух.   «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает   сдерживать   эмоции,   вести   себя   достойно,   соблюдать   требования этики и правила работы с учащимися. Способ   2.  Самоодобрение,   самопоощрение.   Люди   часто   не   получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения   нервозности,   раздражения,   особенно   в   ситуациях   повышенных нервно­психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!»,   «Умница!»,   «Здорово   у   меня   получилось!»   Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. IV. Способы, связанные с визуализацией (использованием образов) Визуализация  –   мысленное   представление,   проигрывание,   видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений. Способ 1. Чтобы использовать образы для саморегуляции: 1)   Специально   запоминайте   ситуации,   события,  в   которых   вы   чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. 2) Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:  зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);  слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);  ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники). При   ощущении   напряженности,   усталости:   сядьте   удобно,   по возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко; вспомните одну из ваших   ресурсных   ситуаций; проживите   ее   заново,   вспоминая   все сопровождавшие   ее  зрительные,   слуховые   и   телесные   ощущения;   побудьте внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к работе. Важно, чтобы вы помнили: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить   себе   что­нибудь   один   или   два   раза.  Результат   появится,   если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев,   так   что   продолжайте   упражняться   в   визуализации,   отбросив сомнения. Способ   2.  «Отрезать,   отрубить!»  Он   пригоден   для   работы   с   любыми негативными   мыслями   («у   меня   опять   ничего   не   выйдет…»,   «все   это бесполезно» и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий,   отрезающий   жест   левой   рукой   и   зрительно   представив,   как   вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль. После   этого   отбрасывающего   жеста   продолжайте   дальше   заниматься визуализацией:   поместите   на   место   удаленной   негативной   мысли   другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места. Способ   3.  «Преувеличение».   Как   только   обнаружится   негативная   мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной. Способ   4.  «Признание   своих   достоинств».  Помогает  при   излишней самокритичности. Одно из правил – осознать, что вы, так же, как и другие люди, не можете и не обязаны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для   того,   чтобы   жить,   радоваться   и,   конечно,   быть   успешным.   Поэтому каждый   день,   когда   вы   стоите   перед   зеркалом   и   собираетесь   на   работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом будет замечательно, если вы улыбнетесь себе! В завершение, подводя итоги поднятой нами проблемы, запомним для себя маленькие правила здоровой жизни: • Зарядка ­ маленький подвиг, для здоровья отличный допинг. • Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение. • Свое возрождение начните с правильного мышления. • Вредные привычки сбросьте как рукавички. • Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный. • Будь доброжелательным, твори добро обязательно. • Смейтесь больше – проживете дольше. • Умеренность во всем, так здоровье сбережем. • Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем. • Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога ­ помоги себе сам! • Всегда будьте хозяином своей судьбы!               Бабич   О.И. Водопьянова   Н.Е. Синдром   выгорания:   диагностика   и Список литературы 1.   Профилактика   синдрома   профессионального выгорания   педагогов:   диагностика,   тренинги,   упражнения.   Волгоград: «Учитель», 2009. – 116 с. 2. профилактика. – СПб.: «Питер», 2005. – 184 с. 3. профессионально­педагогической деятельностью. Иркутск, 2009.  4. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: 2003. – 312 с. 5. Библиотечка журнала «Вестник образования». – 2005. – №7.  6. проспект».– 2005.– 123 с.  Ниши   К.   Золотые   правила   здоровья.   –   СПб.:   «Невский Митина   Л.М.   Психология   развития   и   здоровье   педагога.  Интеллектуальная   гибкость   учителя:   удовлетворенности Митина   Л.М. Гордиенко   В.Н.   Психология Рогинская Т.И.  Синдром выгорания в социальных профессиях // Рычкова   В.В. Формирование   эмоциональной   устойчивости 7. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. Учебно­методическое пособие. М., 2011. – 52 с.  8. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. 9. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95. 10. педагога. Чита: «ЧИПКРО», 2005. – 75 с. 11. М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с. 12. работе учителя школы. М., 2003. 13. психология здоровья в школе. – М., 2005. 14. личности // Мир психологии. – 2005. – № 1. Филина С.О. «синдроме профессионального выгорания» и технике 15. безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. – № 36. Смирнов Н.К. Здоровьесбрегающие образовательные технологии и Сыманюк   Э.Э.   Стратегии   профессионального   самосохранения Семенова   Е.М.  Тренинг   эмоциональной   устойчивости   педагога. Смирнов Н.К. Здоровьесбрегающие образовательные технологии в

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"

Меры преодоления "профессионального выгорания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017