Место аудита в системе финансово-экономического контроля Украины

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 03-00.docx

Место аудита в системе финансово-экономического контроля Украины.

Система национального финансово-экономического контроля является важным инструментом обеспечения национальной безопасности Украины в экономической сфере. Украина начала формировать собственную систему финансово-экономического контроля еще находясь в составе СССР, когда 3 августа 1990 г. был принят Закон украинской Советской Социалистической Республики "Об экономической самостоятельности украинской ССР". Этот Закон на основе Декларации о государственном суверенитете Украины определил содержание, цель и основные принципы экономической самостоятельности Украины как суверенного государства, в нем были заложены фундаменты системы финансово-экономического контроля. Система должна была реализовать контрольную функцию государственного управления, без которой не может существовать ни одно государство. С тех пор  на государственном уровне проведены большая работа относительно создания элементов системы национального финансово-экономического контроля, однако в целом система еще не создана. Поэтому отдельные законодательные акты либо действуют разрозненно, либо дублируются.

Независимая Украина унаследовала систему финансово-экономического контроля прежнего СССР, ориентированную на обслуживание потребностей владельца средств производства — государства и решение идеологических вопросов однопартийной системы экономическими методами. Такая система была достаточно эффективной.

Переход Украины к рыночным отношениям изменил отношение к вопросам собственности. В феврале 1991 г. вступил в силу Закон Украины "О собственности" от 3 августа 1990 г. № 142-ХІІ , в котором субъектами права собственности Украины определяются народ Украины, граждане, юридические лица и государство. Реальные права собственности приобрели широкие слои населения. Началось развитие предприятий негосударственной формы собственности, разгосударствление и приватизация государственного имущества. Такой ход событий нуждался принципиально в новых подходах к созданию системы финансово-хозяйственного контроля.

Важным элементом системы финансово-экономического контроля стали службы контрольно-ревизионного Управления Минфина Украинской ССР, которые, на наш взгляд, являются основой системы. Эта служба почти без особенных изменений с собственным центральным аппаратом, имуществом, разветвленной системой территориальных органов, высококвалифицированными кадрами функционировала с самого начала перестройки экономики независимой Украины.

Официальный статус независимая Украина предоставила своей контрольно-ревизионной службе только 26 января 1993 г., когда был принят Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине". Закон определил ее статус, функции и правовые основы деятельности. Главным заданием государственной контрольно-ревизионной службы Закон определил осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета, отчетностью министерств, ведомств, государственных комитетов, государственных фондов, бюджетных учреждений, а также предприятий и организаций, которые получали средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработку предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предотвращения им в последующем.

На государственную контрольно-ревизионную службу Украины возложены функции из контроля за финансовой деятельностью государственных учреждений, организаций, предприятий, использованием бюджетных средств всеми субъектами хозяйственной деятельности. В целом на национальном ровные функции государственной контрольно-ревизионной службы ограниченные государственным сектором экономики контролем при использованием  бюджетных средств.

Важным элементом укрепления системы национального финансово-экономического  контроля Украины стало создание Государственного казначейства Украины как системы органов государственной исполнительной власти при Министерстве финансов, Государственное казначейство Украины функционирует  согласно  Указа Президента Украины от 27 апреля 1995 р № 335 "Про Государственное казначейство Украины" и Положению о Государственном казначействе, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля  1995 г. № 590 . Соответственно Положению на Казначейство возложены такие контрольные и предписывающие функции:

—  организация выполнения Государственного бюджета Украины и осуществления контроля за ним;

—  управление имеющимися средствами Государственного бюджета и средствами государственных внебюджетных фондов;

—  управление государственный внутренним и внешним долгом соответственно действующему законодательству;

—контроль за поступлением и использованием средств государственных , внебюджетных фондов;

—разработка и утверждение нормативно-методолгических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов на всех уровнях.

Следовательно, на Государственное  казначейство Украины возложены также функции контроля за финансированием и надлежащим использованием средств Государственного бюджета Украины.

Важно место в системе национального финансового контроля принадлежит налоговому контролю. Соответственно Закону Украины "О системе налогообложения" от 25 июня 1991 г. № 1251-XII  контроль за правильностью и своевременного начисления налогов, сборов и обязательных платежей осуществляется государственными налоговыми и другими государственными органами. Главная роль в подсистеме налогового контроля принадлежит государственной налоговой службе Украины которая действует по закону Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 1 декабря 1990 г. № 509-ХІІ

Под контролем налоговой службы находится деятельность всей внебюджетной и части бюджетной сфер народного хозяйства, все физические лица — налогоплательщики, около 80 % всех доходов общего бюджета государства.

Кроме государственной налоговой службы налоговый контроль в Украине осуществляют Государственные целевые фонды. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

 С принятием 28 июня 1996 г. Конституции Украины работа  создания системы национального финансово-экономического контроля приобрела более систематизированный характер.

Кроме государственных контрольных органов в Украине и 1993 г. функционирует подсистема независимого финансово-экономического контроля — аудита.

В связи с переходом к новым экономическим отношениям в Украине, развитие предприятий негосударственной формы собственности, приватизации государственного имущества возникла необходимость создание и последующего развития независимого аудита. Правововое обеспечение независимой аудиторской деятельности в Украине основываются на Законе Украины "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993р. ЗІ25-ХІІ. Основной задачей этого Закона является создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов владельца.

Согласно Закону, понятие «аудиторская деятельность" содержит в себе организационное и методическое  обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг. Аудиторские  услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок (аудита) и связанных с ним экспертиз, консультаций  бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа -хозяйственной деятельности и других видов экономического обеспечения предпринимательской деятельности физических и юр. лиц.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине.

Основные задачи  аудита — сбор и обработка достоверной информации о хозяйственно-финансовой деятельности субъекта ведения хозяйства и формирования на этой основе аудиторских заключений.

Кроме того, аудит должен адекватно отображать все аспекты деятельности субъекта, что проверяется. Для того чтобы составить достоверный аудиторский вывод, аудитор должен получить безусловную гарантию того, что информация, которая содержится в бухгалтерской документации и первичных документах, достаточная и достоверная

Задачи аудитора состоят:

·         в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

·         в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

·         в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

 Аудит выполняет такие основные задачи:

1.Проверку публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и иной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов деятельности с целью определения достоверности их отчетности, полноты и соответствию учета действующему законодательству и нормативам

2. Предоставление аудиторских услуг в форме консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности  и анализа хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпр.деятельности физических и юридических лиц.

Кроме основных аудит может решать функциональные задачи. К функциональным, в частности, принадлежат: задание коррекции и санации, оперативного контроля и анализа, стратегического анализа, аудита договорных и уставных обязательств.

Задания коррекции и санации предусматривают разработку по результатам проведенного аудита по просьбе клиента рекомендаций относительно исправления выявленных им ошибок и избежания злоупотреблений. Аудитор может дать рекомендации относительно санации и возобновления бухгалтерской документации, организации бухгалтерского учета, но непосредственно он не принимает участия в исправлении ошибок и проведении санации.

Задание оперативного контроля и анализа заключается в проведении оперативного аудита и анализа непосредственно в процессе хозяйственной деятельности клиента с целью предотвращения ошибкам, выбору оптимальных вариантов управленческих решений без непосредственного вмешательства аудитора.

Задание стратегического анализа предусматривают, что аудитор на основе данных, полученных в процессе аудита, разрабатывает предложения относительно перспективных вопросов развития хозяйничающего субъекта.

Задание аудита договорных и уставных обязательств заключается в том, что общество со сложными договоренностями относительно распределения прибыли может заказать проведение аудиторской проверки прибыли, а также в том, что обращение к третьим лицам с просьбой о кредитовании может быть подкреплено проверенными отчетами.

Сфера деятельности независимого аудита — в основном внебюджетные предприятия, организации, учреждения, хотя в некоторых случаях согласно с вот. 25 Закону Украины "О Счетной палате" от 11 июля 1996 г. № 315/96 ВР  аудиторы могут вовлекаться в проверки в бюджетной сфере.