МЕСТО ЭСТАФЕТ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

МЕСТО ЭСТАФЕТ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

доклад.docx

МЕСТО ЭСТАФЕТ В ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

В практике учебных занятий эстафеты чаще всего планируются на конец основной части урока. И хотя такой подход методически оправдан, он все же снижает эффективность спортивно—игрового метода, заслуживающего более широкого применения.

      Планировать проведение эстафет целесообразно в течение всего учебного года, меняя их содержание соответственно программе.

      В зависимости от задач (учебно—тренировочного занятия, занятия по физической подготовке, «часы здоровья» и пр.), исходя из которых подбираются упражнения, определяются способы организации занимающихся и условия выполнения данных заданий, эстафеты могут проводиться:

         I.            В подготовительной части урока с целью общей и специальной разминки,

повышения эмоционального состояния занимающихся, повторения и закрепления отдельных упражнений или их направленного использования для развития определенных двигательных качеств. Причем следует выбрать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающийся (передвижение с взаимосцеплением, полоса препятствий, преодолеваемая поточно, и др.) или задания выполняются поочередно, но с минимальными паузами между повторениями (передача нескольких набивных мячей по цепочке, прыжки через палку, проносимую под ногами, др.).

     II.            В начале основной части урока перед изучением нового материала с целью

 повторения и закрепления пройденных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями—применение настроченных упражнений и использование для специальной подготовки метода «сопряженного воздействия» (эстафета—чехарда перед опорными прыжками и т. п.).

 III.             В середине основной части урока после отдельных видов упражнений с целью

качественной проверки изученного материала в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционального возбуждения, высокой ответственности перед коллективом—командой. Подбираются эстафеты, включающие одно—два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения.

  IV.             В конце основной части урока с той же целью, что и в середине, но уже с

применением любых самых сложных эстафет, вплоть до комбинированных, с использованием и установкой различного оборудования.

      Периодически в младших классах и в среднем звене можно проводить урок—соревнование, которое полностью состоит из различного вида эстафет. В начале занятия организуются команды, и с учетом типичных задач вводной (организация и разминка), основной (обучение) заключительной (подведение итогов) частей проводится серия соревнований (по типу «Веселые старты»).

      Идеальная   пора для широкого использования различного вида эстафет—школьные каникулы, когда во всех пионерских и молодежных лагерях различного типа (спортивно—оздоровительных, оборонно—спортивных, спортивно—трудовых, туристических и пр.) оживляется физкультурно—массовая работа.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭСТАФЕТ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

Проведение эстафет требует от руководителя очень четкой их организации. Первое и необходимое условие успешного проведения эстафеты—правильный выбор с хорошо продуманными действиями участников. Нередко эстафеты утрачивают педагогическую ценность из—за плохой организации.

      Эстафета—это соревнование, в котором очень важно объективно определить команду—победительницу. Следовательно, надо вовремя фиксировать все нарушения правил игры и по возможности предупреждать их.

      Приведем пример. Во время линейных эстафет с бегом многие участники в азарте борьбы раньше времени выбегают вперед из—за стартовые черты. При подведении же итогов победа почти всегда присуждается команде, заканчивающей игру первой, хотя она чаще других нарушала правила. Это вызывает справедливою обиду у членов более дисциплинированных команд. Как устранить  такие недочеты? Желательно подбирать задания так, чтобы сама обстановка и условия игры обязывали игроков выполнять правила. Добиваться этого можно различными приемами. В той же линейной эстафете перед каждой командой устанавливать стойку, с одной стороны которой возвращающийся игрок передает эстафету следующему участнику, а с другой стороны тот обязан начинать бег. Или же поставить условие: обежать свою команду и лишь тогда передать эстафету. Есть вариант, когда перед командой ставится препятствие, преодолевать которое обязаны поочередно и передающий и принимающий эстафету. Иногда полезно ввести какое—либо обязательное задание, предшествующее движению, к примеру, приняв эстафету, сначала пролезать в обруч или повернуться на 3600, а потом начинать бег.

      В тех эстафетах, где нарушения правил неизбежны или критерием основной оценки является качество исполнения, следует ввести штрафные очки. Бывают случаи, когда количество ошибок у каждой команды подсчитано, а руководитель затрудняется определить победителя. Поэтому при системе штрафных очков нужно заранее установить их значимость и довести ее до сведения участников.

      Например, проводится эстафета «Бег по кочкам», в которой нужно как можно быстрее и точнее выполнять задание. Каждой команде предварительно начисляется по 25 очков. Если команда заканчивает бег первой, эта сумма за ней сохраняется. За второе место снимается 2 очка, за 3 место—4 и т. д.  Каждая ошибка (заступ) оценивается в одно штрафное очко. Команда заканчивает, к примеру, эстафету второй, но, имея три ошибки, получает в итоге 20 очков (25—2—3) и первое место, так как команда, закончившая эстафету первой, допустила шесть ошибок и заработала 19 очков (25—6).      

      Как показывает опыт, особый интерес у детей и взрослых вызывают эстафеты, в которых время фиксируется по секундомеру, с точностью до одной десятой секунды. В этих случаях команды не только соревнуются друг с другом, но и при повторной игре стараются улучшить свой результат. К тому же это исключительно полезно для воспитания чувств времени. В подобных эстафетах штрафные очки целесообразно определять в секундах.

      Для повышения организованности и дисциплинированности эстафету нужно считать законченной лишь тогда, когда все члены команды заняли свои исходные позиции. Можно вводить и такие правила, как: не выбегать из строя, не кричать, не толкаться и пр., за нарушения которых команда наказывается штрафными очками или даже проигрышем.  

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)