План-конспект
урока русского языка в 6 классе
«Местоимение как часть речи»
Дата: 12.04.2010
Класс: 6 Б
Учитель: Самниева Екатерина Григорьевна.
Цели урока:
Образовательная - дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи;
Воспитательная – способствовать воспитанию бережного отношения к слову;
Развивающая – способствовать развитию аналитических способностей учащихся.
Оборудование: плакаты с выводами.
Ход урока.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные хорошим настроением, займите свои места.
II. Сообщение темы и целей урока
- На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением. Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.
Наша задача сегодня на уроке:
1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.
2) Какова роль местоимения в русском языке.
1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.
III. Изучение новой темы
1) На доске записан текст (1-е предложение закрыто), учитель читает его.
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? Учитель читает 1-е предложение.
-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?
- Какой частью речи они являются?
ВЫВОД: местоимение - часть речи, которая указывает на предметы (на доску вывешивается плакат с выводом)
- Только ли на предметы указывают местоимения? Давайте выясним это?
На доске в 3 столбика записаны местоимения:
она мой несколько
никто любой столько
мы наши сколько
- Разгадаем ещё одну загадку местоимения.
- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках ( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)
- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?
Вывод(вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи.
1 группа местоимений заменяет имена существительные;
2 группа заменяет имена прилагательные;
3 группа— числительные.
2) Словарная работа
- Пусть теперь ученица зачитает нам всем у доски происхождение слова “местоимение” (“Этимологический словарь”, стр. 263)
- А ученик расскажет значение слова “местоимение” (“Толковый словарь”, стр. 83)
3) Работа с текстом
-А теперь давайте найдём местоимения в предложениях (записаны на доске) и попробуем определить их синтаксическую роль (Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет).
ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.
- Местоимение – изменяемая часть речи? Определим падеж местоимений
Вывод: местоимения изменяются по падежам, числам и родам
- Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов)
4) Работа с учебником. Чтение справочного материала
5) Тренировочное упражнение
-Ребята у вас на партах есть таблицы. В этих таблицах местоимения распределены по разрядам. Сейчас мы выполним письменно упражнение. Вам нужно найти местоимения, указать их разряд. Таблица вам в этом поможет.
Личные |
я, ты, мы, вы, он, она, оно, они |
Возвратное |
себя |
Притяжательные |
мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их |
Определительные |
все, всё, сам, весь, всякий, каждый, другой |
Вопросительные |
кто, что, какой, который, чей, сколько, как, где, |
Относительные |
когда |
Указательные |
это, то, этот, тот, столько, так, там, тогда |
Неопределённые |
некто, нечто, что-нибудь, какой-нибудь, что-то, кое-что |
Отрицательные |
никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда |
- Привет тебе, Тор! – сказал Король. – Я рад видеть тебя и твоих спутников. Но по нашему закону здесь имеют право быть только те, кто занял в каком-нибудь деле первое место. Чем вы можете похвалиться?- В нашей стране, - сказал бог огня Локи, - нет никого, кто ел бы быстрее меня…
- Ну, а ты, Тор, что умеешь делать?
- Среди богов никто не может пить столько, сколько я, - ответил Тор.
6) Чтение учителем текста Януша Корчака.
Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, κακ мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто - это местоимение».
Вывод: Местоимения – наши помощники.
7) Работа с текстом, записанным на доске.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- Красивый текст? Что в этом тексте не так?
- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись исправленного текста в тетради)
Вывод : В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.
-Прослушайте небольшое стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ
-Что не так в этом стихотворении?
Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.
IV. Подведение итогов урока
- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
(Далее отвечают ученики)
Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы — настоящие исследователи и достойны звания «Знаток местоименных наук».
V. Выставление оценок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.