местоимение как часть речи

  • docx
  • 01.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока по русскому языку.docx

Тема: Местоимение как часть речи

 

Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием

личных местоимений. Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма, обогащать словарный запас. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои теплые улыбки. Молодцы, ребята, садитесь. Сегодня мы должны показать, как умеем быстро и дружно работать на уроке.

- Вы готовы к уроку?

- Да.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

II. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы все справились с домашней работой? Были трудности при выполнении?

 - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1. Минутка чистописания

Чтоб проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

- Пропишите, пожалуйста, красиво и очень аккуратно строчную букву «о». Обратите внимание на соединения:  он, она, оно, они.

- Ребята, скажите, а для чего мы изучаем русский язык? (Чтобы наша речь была, грамотной, красивой, понятной. Чтобы читать и красиво говорить.)

- Верно, ребята. Нам необходимо изучать язык, чтобы читать, общаться, хорошо учиться и получить достойное образование.

2. Словарная работа (записаны на доске)

- Ребята, давайте выполним 4 задание из сборника ВПР. Для этого возьмите карточки №1, которые лежат у вас на столах. Что вам нужно сделать? (Поставить ударения)

Занята, заняты, цемент, занял, брала, издавна, включат, километр, звонят, ожила. (Один ученик работает у доски. Коллективная проверка).

- Ребята, обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и исправьте ошибки. 1, 2 ошибки – это 4, 3 ошибки – 3, 4 и более – 2.

- Скажите, пожалуйста, возникли ли у вас трудности при выполнении данного задания?

III. Самоопределение к деятельности

- А сейчас послушаем стихотворение русской поэтесса Агнии Львовны Барто, которое нам прочитает Самира и Магомед.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

 

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.

 

- Спасибо, ребята, присаживайтесь.

- А вам всем я хочу задать вопрос:

- Почему девочка не смогла понять своего брата? (Потому что брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

- Верно, молодцы, ребята.

- А кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока? (Местоимение. Роль местоимений в речи. Местоимение как часть речи).

- Молодцы, ребята. Мы сегодня будем говорить о роли местоимений в нашей речи. Повторим наши знания.  

- А о каких именно местоимениях пойдет речь? С какими местоимениями мы уже знакомы? ( С личными)

- Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. (Вспомнить, что такое местоимение. На какие вопросы отвечают местоимения. Каковы особенности личных местоимений. Научиться распознавать личные местоимения. Вспомнить признаки местоимений.)

- Значит, в течение урока мы определим все признаки этой части речи и заселим жильцами и их признаками наш дом под названием местоимение.

IV.  Открытие нового знания

- Давайте вспомним, что же это за часть речи – местоимения? (Местоимение – это самостоятельная часть речи.)

- Кто назовет местоимения? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

 - Ребята, на какие вопросы отвечают местоимения?  (кто? что?)

- Что обозначают местоимения? (Местоимение обозначают предмет.  Но не называет его, а только указывает.)

Что еще вы знаете о местоимениях? (Местоимения бывают одушевленные или неодушевленные. Местоимения бывают единственного и множественного числа 1-го, 2-го и 3-го лица. Местоимения 3 лица ед. числа изменяются по родам. Личные местоимения заменяют существительное)

- Ребята, я предлагаю вам открыть учебник на с. 52 и проверить правильное ли определение мы с вами дали.  Назовите личные местоимения. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)  Какова их роль в речи (Они указывают на предмет, но не называют его).

- Ребята, давайте выполним с вами упр. 109.

- Ответьте на вопрос почему их называют личными? (Указывают на лицо. Местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо.)

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит  (я, мы)

- к кому или к чему обращаются с речью (ты, вы)

- о ком или о чем говорят (он, она, оно, они)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а в каких еще случаях помимо указанного вами, мы употребляем местоимение «ВЫ»? (Когда обращаемся к незнакомому человеку. Когда обращаемся к взрослому человека)

- Верно, ребята, мы должны проявлять уважение к взрослым людям. Ведь уважение - это общечеловеческая ценность, которая является одной из главных составляющих человеческой личности.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать и выйти из-за парт. Давайте отдохнем.

V. Физкультминутка

Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

- Молодцы, а теперь тихо садитесь на свои места.

VI. Закрепление изученного материала

1) - Игра «Ты – редактор».

Работа в парах.

- Ребята, сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс «Самый внимательный редактор». (Чья пара быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях).

- Возьмите карточки № 2.

Вам необходимо заменить повторы слов личными местоимениями. В первых двух предложениях подчеркнуть главные члены предложения. Подчеркнуть местоимения. Вместо какой части речи употребили местоимения?

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну́ за волно́й.

Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша́.

(Записано на откидной части доски)

- Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой)

- Почему? (играет роль подлежащего в предложении.) 

- Молодцы, ребята. Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

- Я предлагаю вам следующее задание. Вам предстоит быть очень внимательными.

2) Самостоятельная работа по теме урока

- Ребята, давайте проверим наши знания, выполнив упр. 114 самостоятельно в тетрадках.

- Вам необходимо заменять грамматические признаки местоимений, представленных в скобках на местоимения.

- Ребята, я приму на проверку 5 тетрадей. (Пока учитель проверяет тетради, дети выполняют задание в карточках №3)

Двое учащихся получают индивидуальные карточки с заданием. В первом задании вам необходимо вставить на место точек подходящие местоимения, указать их лицо. Во втором задании заметить существительные местоимениями.

3) Игра «Открой секрет»  

- Возьмите карточку №3

Задание: Перед вами слова. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. (Сверка с доской)

Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

- Молодцы, ребята.

VII. Итог урока

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Как вы думаете, справились ли мы с целью урока? Что мы повторяли и узнали сегодня на уроке?

Местоимения заменяют существительное.

Указывает на предмет, но не называет его.

Если указывает на лицо, называется личным.

Бывает в единственном и множественном числе.

В предложении бывает подлежащим или второстепенным членом.

Тест по теме «Местоимение» ( Читает учитель)

- Возьмите карточку номер 4. Выполните тест.

Если согласны- «+», не согласны- «- »

1. Местоимение – это самостоятельная часть речи. (+)

2. Здесь только местоимения: МЫ, ТЫ, ОХ,ОНА, ОНИ, НО. (-)

3. ОН - это местоимение. (+)

4. Местоимение называет предмет. (-)

5. Все личные местоимения изменяются по родам. (-)

6. Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

- Сверьте свои ответы. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки. А теперь те, у кого 1-2 ошибки.

- Хорошо, молодцы, ребята.

- Ребята, я подготовила для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны и постарайтесь ответить.

Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы- мы – ты)

Какие два местоимения портят дорогу?( я – мы)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)

За каким местоимением спряталась буква и получилось название животного?(за-я-ц)

VIII. Рефлексия

солнце – доволен собой, у меня все получилось;

облако - не всегда получалось;

тучка – мне надо больше стараться и тогда все получится.

Выставление оценок.

IX. Домашнее задание: упр. 110. Необходимо отгадать загадки. Выписать местоимения, а рядом записать имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.