Тема: Местоимение как часть речи
Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием
личных местоимений. Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма, обогащать словарный запас. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои теплые улыбки. Молодцы, ребята, садитесь. Сегодня мы должны показать, как умеем быстро и дружно работать на уроке.
- Вы готовы к уроку?
- Да.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
II. Актуализация знаний
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы все справились с домашней работой? Были трудности при выполнении?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. Минутка чистописания
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
- Пропишите, пожалуйста, красиво и очень аккуратно строчную букву «о». Обратите внимание на соединения: он, она, оно, они.
- Ребята, скажите, а для чего мы изучаем русский язык? (Чтобы наша речь была, грамотной, красивой, понятной. Чтобы читать и красиво говорить.)
- Верно, ребята. Нам необходимо изучать язык, чтобы читать, общаться, хорошо учиться и получить достойное образование.
2. Словарная работа (записаны на доске)
- Ребята, давайте выполним 4 задание из сборника ВПР. Для этого возьмите карточки №1, которые лежат у вас на столах. Что вам нужно сделать? (Поставить ударения)
Занята, заняты, цемент, занял, брала, издавна, включат, километр, звонят, ожила. (Один ученик работает у доски. Коллективная проверка).
- Ребята, обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и исправьте ошибки. 1, 2 ошибки – это 4, 3 ошибки – 3, 4 и более – 2.
- Скажите, пожалуйста, возникли ли у вас трудности при выполнении данного задания?
III. Самоопределение к деятельности
- А сейчас послушаем стихотворение русской поэтесса Агнии Львовны Барто, которое нам прочитает Самира и Магомед.
Заранее, заранее Всё было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой придёт Мой старший брат, Он мне расскажет Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал Свой рассказ: |
- Они ползут, А он им - раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей - раз! Она им - раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно… Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала: Я ничего не поняла. |
- Спасибо, ребята, присаживайтесь.
- А вам всем я хочу задать вопрос:
- Почему девочка не смогла понять своего брата? (Потому что брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)
- Верно, молодцы, ребята.
- А кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока? (Местоимение. Роль местоимений в речи. Местоимение как часть речи).
- Молодцы, ребята. Мы сегодня будем говорить о роли местоимений в нашей речи. Повторим наши знания.
- А о каких именно местоимениях пойдет речь? С какими местоимениями мы уже знакомы? ( С личными)
- Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. (Вспомнить, что такое местоимение. На какие вопросы отвечают местоимения. Каковы особенности личных местоимений. Научиться распознавать личные местоимения. Вспомнить признаки местоимений.)
- Значит, в течение урока мы определим все признаки этой части речи и заселим жильцами и их признаками наш дом под названием местоимение.
IV. Открытие нового знания
- Давайте вспомним, что же это за часть речи – местоимения? (Местоимение – это самостоятельная часть речи.)
- Кто назовет местоимения? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Ребята, на какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
- Что обозначают местоимения? (Местоимение обозначают предмет. Но не называет его, а только указывает.)
Что еще вы знаете о местоимениях? (Местоимения бывают одушевленные или неодушевленные. Местоимения бывают единственного и множественного числа 1-го, 2-го и 3-го лица. Местоимения 3 лица ед. числа изменяются по родам. Личные местоимения заменяют существительное)
- Ребята, я предлагаю вам открыть учебник на с. 52 и проверить правильное ли определение мы с вами дали. Назовите личные местоимения. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Какова их роль в речи (Они указывают на предмет, но не называют его).
- Ребята, давайте выполним с вами упр. 109.
- Ответьте на вопрос почему их называют личными? (Указывают на лицо. Местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо.)
- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит (я, мы)
- к кому или к чему обращаются с речью (ты, вы)
- о ком или о чем говорят (он, она, оно, они)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а в каких еще случаях помимо указанного вами, мы употребляем местоимение «ВЫ»? (Когда обращаемся к незнакомому человеку. Когда обращаемся к взрослому человека)
- Верно, ребята, мы должны проявлять уважение к взрослым людям. Ведь уважение - это общечеловеческая ценность, которая является одной из главных составляющих человеческой личности.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать и выйти из-за парт. Давайте отдохнем.
V. Физкультминутка
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Молодцы, а теперь тихо садитесь на свои места.
VI. Закрепление изученного материала
1) - Игра «Ты – редактор».
Работа в парах.
- Ребята, сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс «Самый внимательный редактор». (Чья пара быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях).
- Возьмите карточки № 2.
Вам необходимо заменить повторы слов личными местоимениями. В первых двух предложениях подчеркнуть главные члены предложения. Подчеркнуть местоимения. Вместо какой части речи употребили местоимения?
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну́ за волно́й.
Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша́.
(Записано на откидной части доски)
- Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием.
- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой)
- Почему? (играет роль подлежащего в предложении.)
- Молодцы, ребята. Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.
- Я предлагаю вам следующее задание. Вам предстоит быть очень внимательными.
2) Самостоятельная работа по теме урока
- Ребята, давайте проверим наши знания, выполнив упр. 114 самостоятельно в тетрадках.
- Вам необходимо заменять грамматические признаки местоимений, представленных в скобках на местоимения.
- Ребята, я приму на проверку 5 тетрадей. (Пока учитель проверяет тетради, дети выполняют задание в карточках №3)
Двое учащихся получают индивидуальные карточки с заданием. В первом задании вам необходимо вставить на место точек подходящие местоимения, указать их лицо. Во втором задании заметить существительные местоимениями.
3) Игра «Открой секрет»
- Возьмите карточку №3
Задание: Перед вами слова. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. (Сверка с доской)
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
- Молодцы, ребята.
VII. Итог урока
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Как вы думаете, справились ли мы с целью урока? Что мы повторяли и узнали сегодня на уроке?
Местоимения заменяют существительное.
Указывает на предмет, но не называет его.
Если указывает на лицо, называется личным.
Бывает в единственном и множественном числе.
В предложении бывает подлежащим или второстепенным членом.
Тест по теме «Местоимение» ( Читает учитель)
- Возьмите карточку номер 4. Выполните тест.
Если согласны- «+», не согласны- «- »
1. Местоимение – это самостоятельная часть речи. (+)
2. Здесь только местоимения: МЫ, ТЫ, ОХ,ОНА, ОНИ, НО. (-)
3. ОН - это местоимение. (+)
4. Местоимение называет предмет. (-)
5. Все личные местоимения изменяются по родам. (-)
6. Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
- Сверьте свои ответы. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки. А теперь те, у кого 1-2 ошибки.
- Хорошо, молодцы, ребята.
- Ребята, я подготовила для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны и постарайтесь ответить.
Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы- мы – ты)
Какие два местоимения портят дорогу?( я – мы)
Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)
За каким местоимением спряталась буква и получилось название животного?(за-я-ц)
VIII. Рефлексия
солнце – доволен собой, у меня все получилось;
облако - не всегда получалось;
тучка – мне надо больше стараться и тогда все получится.
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание: упр. 110. Необходимо отгадать загадки. Выписать местоимения, а рядом записать имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.