Местоимение себя
Оценка 4.7

Местоимение себя

Оценка 4.7
doc
31.05.2021
Местоимение себя
местоимение себя.doc

Урок русского языка в 6 классе 03.03.15

  Тема: Возвратное местоимение «СЕБЯ»

 

Цели:

·  Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения  СЕБЯ.

·  Формирование  умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение  изученного  о местоимении.

 

Задачи:

·  образовательная – повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки возвратного  местоимения СЕБЯ; формировать умение правильно использовать возвратное местоимение СЕБЯ в речи;

·  воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

·  развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

 

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проектной деятельности учащихся.

 

Методы обучения:

·  фронтальный опрос,

·  работа с раздаточным материалом,

·  взаимопроверка,

·  работа в группах,

·  монологическое высказывание.

ХОД УРОКА:

I. ОРГМОМЕНТ.

II.                     ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1.Чтение кратких пересказов текстов, подготовленных учащимися.

2. Фронтальный опрос:

– Что называется местоимением?

(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

– Как изменяются местоимения?

(Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам)

– Какими членами предложения могут быть местоимения?

(В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.) 

– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?

(После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.) 

– А теперь отгадайте загадки:

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).

4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).

5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).

6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).

II. Синтаксический разбор предложения:

Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.

– Составить схему предложения. [ ], и [ ].

– Определите синтаксическую роль местоимения.

(Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.)

– Разберите по составу глаголы данного предложения.

Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).

 

III.                  Запись в тетрадях числа.

            СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ (работа на доске и в тетрадях: подчеркнуть слова как члены предложения, подписать части речи).

 

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

 

1.                       Составьте схему этого предложения.

2.                       Определите синтаксическую роль местоимения.

3.                       Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.

- Что обозначает суффикс –СЯ?

-Как называются такие глаголы?

   

  - А сегодня мы познакомимся с ВОЗВРАТНЫМ местоимением.

 

 

IV.                   Запись темы урока. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 Наблюдение за предложениями:

                                  Девочка причесалась.

                                  Девочка причесала себя.

 - Глагол и местоимение называются одинаково, что же между ними общего?

 

Работа с учебником по изучению новой темы.

 

V.                      Запись словосочетаний под диктовку. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ.

1.                       Быть требовательным к себе,

2.                       брать ответственность на себя,

3.                       поставить перед собой цель,

4.                       винить в неудачах прежде всего себя,

5.                       меньше всего думать о себе.

6.                       следить за собой,

7.                       отдавать себе отчет в своих поступках,

8.                       владеть собой.

 

 

VI.                   РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

 

            - В данных предложениях исправьте неясность речи:

1.                       Сосед попросил сестру налить себе воды.

2.                       Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

3.                       Я извиняюсь, что толкнул вас.

 

     

VII.                РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.

Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.

Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.

Прийти в себя –  1) выходить из обморочного состояния, из забытья;

                               2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.

Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.

Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.

Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.

Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.

 

VIII.             ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

– Сейчас я буду читать предложения. Ваша задача – поставить местоимение себя в нужном падеже.

1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а (...) – невесту, Елену Прекрасную.

2. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (...) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.

3. «Сколько ни держать при (..), думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!»

4. – Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмет тебя с (...) в подземное царство.

5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести (...) домой.

IX.                   ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

 

VIII.                                                  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.   п. 61, упр.


IX.                                                      

Урок русского языка в 6 классе 03

Урок русского языка в 6 классе 03

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021