Исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы, нельзя преподавать ни один предмет без основы на метапредметность. Урок информатики позволяет учащимся перейти к деятельностному восприятию знаний, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи, относящиеся к различным областям знаний.
Метапредметность информатики_Марук.doc
Метапредметность информатики
Марук Светлана Вильгельмовна
учитель информатики МБОУ СОШ № 3
г.Красный Сулин Ростовская область
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову другим»
(Блез Паскаль)
Существовавший ранее подход к определению целей образования был ориентирован на
объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем
выше уровень его образованности. Но уровень образованности в современных условиях не может
определяться объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода
уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на
основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с
предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование
общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее
актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении
проблем, коммуникативная и информационная компетентность.
Установленные стандартом новые требования к результатам образовательной
деятельности вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов
метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня
должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на
использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных
продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится
центральной задачей любого обучения.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления
знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования
теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования
целостной картины мира в сознании ребёнка.
Каждый учебный предмет является информационным. В каждой предметной области
используются средства информатики: формализация, моделирование, систематизация и др.
Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании.
Целью обучения информатике является привитие методологических и технологических
подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу.
Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя.
Метапредметность информатики заключается в том, что она становится средством
информационного описания любого школьного предмета.
Основные приемы интеграции заключаются в форме проведения уроков в виде
творческих лабораторий, урок наполнен музыкой, графикой, видео.
Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной
деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в
которой сам обучающийся заинтересован. В своей деятельности я использую систему творческих заданий. Выполнение творческого
задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. Для
качественного выполнения творческого задания необходимо пройти несколько этапов: поставить
и решить познавательную задачу, поставить и решить учебную задачу, так как творческое
задание «удерживает» познавательную и учебную задачи.
Приведу несколько примеров творческих заданий, испльзуемых на уроках «Информатика
и ИКТ».
Раздел «Графические редакторы». Творческое задание – «Художникоформитель». Для
любимой книги нарисовать несколько иллюстраций в графическом редакторе. Изобразительная
деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует
всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира,
воспитанию способности отражать свои впечатления в графической форме. В процессе
рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические
эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами
самостоятельно создавать красивое, видеть прекрасное в произведениях искусства.
Раздел «Кодирование и декодирование информации». Творческое задание: разработать
собственную кодовую таблицу. Выполняя творческое задание учащийся развивает такие
метапредметные умения как использование знаковосимволических средств представления
информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации:
текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам
предлагается представить себя в новой роли суперагента и применить свои кодовые таблицы для
шифрования важных сообщений.
Раздел «Текстовый редактор». Творческое задание: придумать сказку о путешествии
детей в стране Информатика с интересным сюжетом. Красочно оформить ее с помощью
текстового редактора. Можно добавить подходящие рисунки из интернета, а можно попробовать
нарисовать свои в графическом редакторе или отсканированные карандашные рисунки.
Раздел «База данных как информационная система» . Творческое задание: Разработать и
создать базу данных «Школа». Выполняя такое творческое задание ученики строят схемы
информационного взаимодействия в системе, выявляют системообразующие индикаторы,
создают связи между таблтцами в базе данных.
Активное взаимодействие учителя и ученика на уроках информатики способствует
развитию ситуации успеха. У учащихся появляется уверенность в своих силах, происходит
трансформация мотива от «надо» к «мне интересно», обостряется восприятие, улучшается
запоминание. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на
уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять
знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления,
которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать
обоснованные решения. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных
предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития
системного мышления у каждого учащегося.
Список использованной литературы: 1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
— М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего
образования.(www.standart.ru)
3.Формирование мотивации учения. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. – М., 1990
Метапредметность информатики
Метапредметность информатики
Метапредметность информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.