Исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы, нельзя преподавать ни один предмет без основы на метапредметность. Урок информатики позволяет учащимся перейти к деятельностному восприятию знаний, что и предполагают ФГОС. Ученик занимается проектной, исследовательской деятельностью и решает задачи, относящиеся к различным областям знаний.
            
        
        
        
                    
                
                    Метапредметность информатики
Марук Светлана Вильгельмовна
учитель информатики МБОУ СОШ № 3 
г.Красный Сулин Ростовская область
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, 
нежели те, которые пришли в голову другим»
(Блез Паскаль)
Существовавший ранее подход к определению целей образования был ориентирован на
объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем
выше уровень его образованности. Но уровень образованности в современных условиях не может
определяться объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода
уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на
основе   имеющихся   знаний.   Современное   образование   предполагает   перенос   акцента   с
предметных   знаний,   умений   и   навыков   как   основной   цели   обучения   на   формирование
общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее
актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении
проблем, коммуникативная и информационная компетентность. 
Установленные   стандартом   новые   требования   к   результатам   образовательной
деятельности вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов
метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня
должен стать конструктом новых педагогических ситуаций,  новых заданий, направленных на
использование   обобщенных   способов   деятельности   и   создание   учащимися   собственных
продуктов   в   освоении   знаний.   В   настоящее   время   формирование   метаумений   становится
центральной задачей любого обучения.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления
знаний   на   предметы   к   целостному   образному   восприятию   мира,   к   метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования
теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования
целостной картины мира в сознании ребёнка. 
Каждый   учебный   предмет   является   информационным.   В   каждой   предметной   области
используются средства информатики: формализация, моделирование, систематизация и др.
Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании.
Целью   обучения   информатике   является   привитие   методологических   и   технологических
подходов и навыков, воспитание   соответствующего способа думать, ставить и решать задачу.
Такой   подход   к   обучению   позволяет   сформировать   думающего   исследователя.
Метапредметность   информатики   заключается   в   том,   что   она   становится   средством
информационного описания любого школьного предмета.
Основные   приемы   интеграции   заключаются   в   форме   проведения   уроков   в   виде
творческих лабораторий, урок наполнен музыкой, графикой, видео.
Познавательный   интерес   является   одним   из   значимых   факторов   активизации   учебной
деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в
которой сам обучающийся заинтересован.В своей деятельности я использую систему творческих заданий. Выполнение творческого
задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. Для
качественного выполнения творческого задания необходимо пройти несколько этапов: поставить
и   решить   познавательную   задачу,   поставить   и   решить   учебную   задачу,   так   как   творческое
задание «удерживает»  познавательную и учебную задачи.  
Приведу несколько примеров творческих заданий, испльзуемых на уроках «Информатика
и ИКТ».
Раздел «Графические редакторы».  Творческое задание – «Художникоформитель». Для
любимой книги нарисовать несколько иллюстраций в графическом редакторе. Изобразительная
деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует
всестороннему   развитию   личности   ребенка,   активному   познанию   им   окружающего   мира,
воспитанию   способности   отражать   свои   впечатления   в   графической   форме.   В   процессе
рисования   у   ребенка   развиваются   наблюдательность,   эстетическое   восприятие,   эстетические
эмоции,   художественный   вкус,   творческие   способности,   умение   доступными   средствами
самостоятельно создавать красивое, видеть прекрасное в произведениях искусства. 
Раздел «Кодирование и декодирование информации». Творческое задание: разработать
собственную   кодовую   таблицу.   Выполняя   творческое   задание   учащийся   развивает   такие
метапредметные   умения   как   использование   знаковосимволических   средств   представления
информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации:
текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам
предлагается представить себя в новой роли суперагента и применить свои кодовые таблицы для
шифрования важных сообщений.
Раздел  «Текстовый   редактор».   Творческое   задание:   придумать   сказку   о   путешествии
детей   в   стране   Информатика   с   интересным   сюжетом.   Красочно   оформить   ее   с   помощью
текстового редактора. Можно добавить подходящие рисунки из интернета, а можно попробовать
нарисовать свои в графическом редакторе или отсканированные карандашные рисунки.
Раздел «База данных как информационная система» . Творческое задание: Разработать и
создать     базу   данных   «Школа».   Выполняя   такое   творческое   задание   ученики   строят   схемы
информационного   взаимодействия   в   системе,   выявляют   системообразующие   индикаторы,
создают связи между таблтцами в базе данных.
Активное   взаимодействие   учителя   и   ученика   на   уроках   информатики   способствует
развитию   ситуации   успеха.   У   учащихся   появляется   уверенность   в   своих   силах,   происходит
трансформация   мотива   от   «надо»   к   «мне   интересно»,   обостряется   восприятие,   улучшается
запоминание. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на
уроках   информатики   разноплановых   задач,   появляется   возможность   закреплять   и   углублять
знания,  полученные  на других  предметах. При  этом акцент делается  на развитие  мышления,
которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать
обоснованные   решения.   Информатика,   позволяющая   аккумулировать   знания   из   разных
предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития
системного мышления у каждого учащегося. 
Список использованной литературы:1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего 
образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 
— М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего 
образования.(www.standart.ru)
3.Формирование мотивации учения. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. – М., 1990