«Метапредметные компетенции учащихся и условия их формирования на уроках информатики»
Мастер-класс
Управление по образованию
Молодечненского райисполкома
Подготовила: Пекарская С.Н., учитель информатики Государственного учреждения образования «Городиловская средняя школа Молодечненского района»
Молодечненский район
Задачи современной школы
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»
В.В. Давыдов.
Василий Васильевич Давыдов — советский и российский педагог и психолог
Что такое метапредмет?
Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ее ценности.
Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания?
Где мне это пригодится?
Цели метапредметного урока:
обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;
формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
Цели метапредметного урока:
формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;
умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
Цели метапредметного урока:
создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Половина людей не улавливает смысл произносимых фраз, если они содержат более 13 слов
Если задуманное выступающим принять за 100%, то в словесную форму облекается только 90%, высказывается только 80%, выслушивается – 70%, понимается всего 60%, в памяти остается – от 10 до 24%
Особенности восприятия информации
(по данным Падерборнского института кибернетики)
Через 3 часа мы забываем 30%
услышанной информации, 28% - увиденного и только 15% одновременно увиденного и услышанного. Через три дня забываем 90%, 80%, 35% информации соответственно
Новая информация по каналам распределяется следующим образом: зрение – 75%,
слух – 11%, прикосновение – 6%, запах – 4%, вкус – 4%
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания,
результатам образовательной
деятельности и т.д.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
освоенные обучающимися
на базе нескольких или
всех учебных предметов
обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так
и в реальных жизненных
ситуациях
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
выражаются в усвоении
обучаемыми конкретных
элементов социального опыта,
изучаемого в рамках
отдельных учебных
предметов
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
Владеть смысловым чтением: самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее) | |
Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне | |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том числе используя ИКТ) | |
Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне | |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах) |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ | |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ | |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии |
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста) | |
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории | |
Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно | |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | |
Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей |
ЛИЧНОСТНЫЕ | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей | |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор | |
Осознавать и проявлять себя гражданином РБ в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других | |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции | |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | |
Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор |
Признаки метапредметного урока
Самостоятельная учебная деятельность учащихся
Использование образовательных технологий
Организация внеурочной деятельности школьников
Содержательность, т.е. концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации
Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
Осмысление учащимся на уроке использование содержания материала в жизни
Формирование целостности картины мира
Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Знак Проблема
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
Математика
Информатика
Физика
Литература
Русский язык
История
и т.д.
ПРЕДМЕТНЫЙ
КОМПОНЕНТ:
ИНФОРМАТИКА
СОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ):
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Выбор формы
универсальных
учебных действий,
отражающих данные понятия
и деятельность в других
предметных областях
(схемы, модели, опорные
таблицы,
системы задач и т.п.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
КОМПОНЕНТ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения
Физика
Информатика
Математика
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
2. Познавательные УУД
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
3. Коммуникативные УУД:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение языковыми средствами.
Межпредметные понятия:
Алгоритм
Информация
Ресурс
Модель
Высказывание
Система
Объект
Свойства
Виды
Опыт
Эксперимент
Упражнение
Организм
Карта
Словарь
Особенность метапредметных заданий
Заложенная в задании актуальная для ученика проблема
Возможность получить личностно-значимый результат
Описание конкретной типичной жизненной ситуации
Интеграция «разнопредметных», в т.ч. «внешкольных» знаний»
Наличие ключевых понятий, явлений, объектов
Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий
Множественность допустимых решений
Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
Информатика | Математика | |
Уметь работать в простейшем графическом редакторе для создания и редактирования рисунков. | Знать формулы площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда, уметь использовать их при решении задач. | Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение, площадь и объем»
Математика
Предметные результаты | Метапредметные | |
Информатика | Математика | |
Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель. | Уметь строить точки на координатной прямой, координатной плоскости | Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; владение общепредметным понятием «модель» |
Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник»на координатной плоскости»
Математика
Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
Информатика | Физика | |
Формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. | Закрепить представления о механическом движении тел и его относительности. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Тема: «Создание диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Физика
Напишите эссе:
«Интернет. Друг или враг?»
«Роль информатики в жизни человека».
«Все есть - число».
«Что изменится в нашей жизни, если в быту будут использовать не десятичную систему счисления?»
«Искусственный интеллект – благо или угроза для человечества?»
Составьте синквейн
Синквейн – это пятистрочник, раскрывающий суть некоторого понятия.
Синквейны полезны:
учащимся в качестве инструмента для синтезирования сложной информации;
учителю – в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся.
Матрица | Ссылка |
Квадратная, прямоугольная. | Абсолютная, относительная. |
Матрица | Ссылка |
Квадратная, прямоугольная. | Абсолютная, относительная. |
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Задание 2
личностные, метапредметные, предметные
1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению.
2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
3.Освоение обучающимися умений по получению новых знаний по предмету.
4. Освоение обучающимися умений работы с ситуацией.
5. Формирование ответственного отношения к учению.
6. Преобразование и применение новых знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях.
7. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками.
1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению. (Л)
2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения. (М)
3.Освоение обучающимися умений по получению новых знаний по предмету. (П)
4. Освоение обучающимися умений работы с ситуацией. (М)
5. Формирование ответственного отношения к учению.(Л)
6. Преобразование и применение новых знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях. (П)
7. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками.(М)
| Формируется свой блок способностей, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать системами знаний). |
| Формируется способность схематизации. Умение выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. |
| Учащиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. |
| Учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. Формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. |
| Способность фиксировать «разрыв» между знанием и незнанием, отражать устремленность к преодолению этого разрыва, снятию неопределенности. В отличие от высказываний, закрепляющих знание, связаны с его недостаточностью или неточностью; |
Требования к уроку | Традиционный урок | Метапредметный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Комплексная система диагностики и оценки квалификации педагога
https://learningapps.org/display?v=pehh3n1ta21
Содержание комплекса:
тест «Профессиональная компетентность»,
упражнение «Коммуникативная и информационная компетентность»,
упражнение «Классификации и средства обучения»,
викторина «Методическая компетентность»,
кроссворд «Компетентностная модель обучения»,
упражнение «Личностные и метапредметные результаты»,
упражнение «Модель компетенций учителя».
Сделайте свой выбор, оценив работу в рамках мастер-класса
РЕФЛЕКСИЯ «Корзина. Кастрюля. Чемодан»
Выбор корзины – материал не понравился, не пригодится, было неинтересно.Выбор кастрюли – надо подумать над полученными знаниями, может они пригодятся.
Выбор чемодана – все услышанное – важно, знания пригодятся в последствии.
…Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель советского периода, врач, драматург, театральный режиссёр и актёр
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящим погоду в классе.
Пусть изменчивый характер носит методика преподавания предмета, но неизменным остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
Давайте делать погоду разумно, качественно и солнечно!
Пожелания …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.