Метапредметные задания по биологии
Оценка 5

Метапредметные задания по биологии

Оценка 5
Карточки-задания +2
docx
биология
5 кл—8 кл
17.02.2019
Метапредметные задания по биологии
Метапредметные задания - необходимое условие работы по ФГОС, предусматривают овладение системой знаний и операций. Составленные метапредметные задания могут применяться для подготовки учащихся к ежегодным проверочным работам, могут быть использованы для закрепления знаний, развития критического мышления, умения работать с текстом, делать выводы, сопоставлять факты.
метапредметные задания.docx
Метапредметные задания  для развития и формирования УУД в курсе изучения биологии Ижогина Екатерина Юрьевна,  Izhogina E.U. учитель химии и биологии МБОУ гимназия №5 Левобержного района г. Воронежа  1978@   .  ru  inbox   +79525587332 Katerinanew   Важнейшей   задачей   ФГОС   второго   поколения,     является   формирование универсальных(метапредметных)  учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.(5) В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как   их   применять.   Но   еще   важнее   –   знание   о   том,   как   эту   информацию   добывать, интегрировать или создавать.(1)  Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения».  Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся   той   или   иной   информации,   касающейся   этого   предмета,   так   и   создание определенных умений.  Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.  Необходимым   условием   реализации   требований   Стандарта   является   выявление уровня овладения учащимися системой биологических знаний и умений. Поэтому каждое задание данной работы направлено на формирование тех или иных умений. 5 класс Метапредметные задания к теме «Бактерии» Прочитайте тексты и выполните 3 задания Бактерии —  одни из  самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет. Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в  микроскоп. В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка».  Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидные (кокки) — в  виде цепочки шаров (стрептококки — рис. 1) или в виде гроздей (стафило­ кокки — рис. 2), палочковидные   (бациллы — рис. 3), изогнутые (вибрионы — рис. 4), спиральные  (спириллы — рис. 5) Рис. 1                    Рис.2              Рис.3                 Рис.4                  Рис. 5 Среди бактерий есть много паразитов, которые могут  вызвать опасные заболевания, такие, как дизентерия, туберкулёз, чума, холера и многие другие. Попадая в организм человека, бактериипаразиты находят условия, подходящие для размножения и питания,— таким образом,  может возникнуть определённая болезнь. Но существует много и  бактерийпомощников.     Так,   при   жизнедеятельности   почвенных   бактерий   образуется перегной, который представляет собой раз   ложившиеся остатки растений и животных и содержит все необходимые для жизни растений вещества. В кишечнике многих животных и человека обитают  бактерии, которые  помогают переваривать потребляемую организмом пищу.   Без бактерий невозможно получить кефир,   творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты. При изготовлении этих продуктов   в   молоко   помещают   специальные   молочнокислые бактерии.   В   результате   деятельности   микроорганизмов происходит  процесс  брожения  молока  и   в     нём  образуется молочная кислота. Лучше   всего   молочнокислые   бактерии   развиваются   при   температуре   25—40     °С.   Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10  °С, а при  температуре   3—4     °С   их   жизнедеятельность   практически   полностью   прекращается. Примерно   такая   же   зависимость   активности   жизнедеятельности   от   температуры наблюдается и  у многих других бактерий.(3) Задание №1 Классификация ­ отнесение предмета к группе на основе заданного признака.  Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие­либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Название   бактерий   обычно   связано   с   их   формой.   Опираясь   на   текст,   установи соответствие между фотографией бактерии и её названием. Запиши в ответ выбранную букву рядом с   соответствующей цифрой. ФОТОГРАФИЯ БАКТЕРИИ                     1 НАЗВАНИЕ БАКТЕРИИ А. холерный вибрион  Б. бацилла столбняка  В. туберкулёзная палочка  Г. стафилококк золотистый 2  Ответ: 1. 2. Задание №2 Классификация ­ отнесение предмета к группе на основе заданного признака.  Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие­либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.(2) В тексте «Царство бактерий» рассказывается о разных бактериях. На какие две группы автор текста делит бактерии? Дополни приведённую ниже схему, записав названия этих групп. Какую роль играют бактерии каждой из этих групп в природе или в жизни человека? Приведи по одному примеру для каждой из групп и запиши после слов «Роль бактерий». Задание №3  Сравнение   ­  это   умение   устанавливать   черты   сходства   (сопоставлять)   и   различия (противопоставлять).   Сравнение   можно   проводить,   опираясь   на   текст  учебника,   знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции.(1)   Познавательные УУД:  выбор существенных признаков для сравнения. Сравните рисунки 1­5. Какие бактерии могут самостоятельно передвигаться, какие приспособления у них должны быть. 6 класс Метапредметные задания к теме «Признаки растений» Прочитайте тексты и выполните4 задания Задание № 1 Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.  Познавательные УУД: умение обобщать Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение. данные  Выберите   из   приведённого   ниже   списка   утверждения,   которые описывают признаки   этого   растения   и   обведите соответствующие номера. 1. 2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему. 3.   У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.  Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные. 4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает. 5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.  6. В   народной   медицине   отвар   листьев   и   стеблей   применяют   при   заболеваниях желудочно­кишечного тракта. 7. В   первый   год   после   прорастания   семян   образуется   только   розетка   листьев.   В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь. 8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах. Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми. Задание №2 Умение   анализировать  –   это   умение   применять   метод   научного   исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.  Анализ  –   процедура   мысленного   и   реального   расчленения   предмета,   явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.(2) Познавательные УУД: умение анализировать Почему клетку считают живой системой?  Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ? По каким признакам ученые относят организм к одному виду? По каким признакам растений объединяют в одно царство? Задание №3 Сериация   ­выстраивание   объектов   в   порядке   закономерности   (н­р,   возрастания   или убывания какого­либо признака). Познавательные   УУД:  расположение   объектов,   упорядоченных   по   определенному признаку. Назовите признак(и), по которым определена последовательность. Ответ: Задание №4 Классификация ­ отнесение предмета к группе на основе заданного признака.  Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие­либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Выберите правильную последовательность систематических категорий. Вид, подцарство, семейство, отдел,род, порядок, подвид, класс, царство. Ответ: Литература. 1. Л.Ф Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника. [1] 2. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2003. 209 с. [2]. 3. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. – М. : Издательство “Эйдос”;  Издательство Института образования человека, 2012. 4. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно­практического  исследования // Педагогика. ­ 1999. №7. 5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от “17” декабря  2010 г. № 1897 7 класс Динозавры Прочитайте тексты и выполните 5 заданий Эпоха динозавров Динозавры   –   это   огромные   наземные   рептилии,   которые   жили   на   Земле   задолго   до появления человека. Гигантские кости динозавров люди находили в земле ещё в древности. Так в Древней Греции их считали останками героев эпохи Троянской войны, а в Средние века – останками гигантов, о которых упоминается в Библии и которые погибли во время всемирного потопа.  Научное   же   открытие   динозавров   относится   к   началу   XIX  века,   когда  началась работа по изучению останков и восстановлению всего облика динозавров. В основном от динозавров   сохранились   кости.   Находка   полного   скелета   или   черепа   с   зубами   – исключительно   редкая   удача.   Чаще   всего   палеонтологам   приходится   довольствоваться обломками костей и отдельными зубами. Очень ценными являются отпечатки ног, так как по ним можно узнать об образе жизни, скорости передвижения и массе животных. Так национальный парк "Долина динозавров", расположенный возле городка Глен­Роуз в штате Техас (США), известен  во всём мире именно благодаря множеству следов динозавров, находящихся   на   берегу   реки   Палэкси.   110­113   миллионов   лет   назад   эти   места   были берегом моря и во влажной известковой глине хорошо отпечатывались следы подходивших к воде динозавров. Затем отпечатки лап гигантских рептилий окаменели. Американские палеонтологи в Глен­Роуз возле следа, вмонтированного в стену. Сколько и каких?   Первые  динозавры возникли 230 миллионов  лет назад и в  течение  длительного времени они постепенно распространялись и стали полными хозяевами суши. А в конце мелового   периода   –   65   миллионов   лет   назад   –   динозавры   полностью   вымерли.   Среди динозавров   были   гиганты   длиной   в   несколько   десятков   метров   и   небольшие   существа размером с собаку. Всех динозавров обычно делят на две большие группы: ящеротазовые и птицетазовые, а в каждой из групп выделяют по два основных отряда (см. схему).     Ящеротазовые  ↙↘ зауроподы      тероподы   Птицетазовые  ↙↘ Тиреофорыцероподы Тероподы   –   отряд,   к   которому   всегда   было привлечено   наибольшее   внимание   –   именно   к ним относятся хищники, включая тираннозавра, велоцираптора   и   многих   других.   Зауроподы   – это   самые   крупные   сухопутные   динозавры, травоядные,   четвероногие   и   длинношеие, достигавшие   длины   в   несколько   десятков метров. Это знаменитые диплодок и апатозавр.                Травоядные четвероногие динозавры с костными   пластинами   и   шипами   на   спине   и хвосте   (например,   анкилозавр   и   стегозавр)   – Апатозавр  Анкилозавр представители   тиреофоров.   А   к   цероподам относятся   рогатые   травоядные   динозавры (например, хазмозавр).                 Многие учёные считают птиц прямыми потомками   динозавров,   что современные от   ящеротазовых   динозавров.   Некоторые   даже называют   птиц   современными   динозаврами, пережившими вымирание.   предполагая, птицы   произошли   Тираннозавр Хазм озавр Диплодок Задание № 1 Установление   причинно­следственных   связей  –   это   способность   определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.  Познавательные УУД: установление причинно­следственных связей Динозавры вымерли до того, как на свете появился человек. Поэтому ни один живой человек никогда не видел живых динозавров. На основании каких данных ученые могут утверждать, что в давние времена существовали динозавры? Для ответа на вопрос приведи два примера из текста.  Ответ:  Пример 1  _____________________________________________________________________ Пример 2 Задание № 2  Установление  причинно­следственных   связей  –   это   способность   определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Познавательные УУД: установление причинно­следственных связей Предположим,   тебе   удалось   найти   отпечатки   следов   динозавров.   На   какие   из перечисленных ниже вопросов, можно получить ответы, анализируя эти отпечатки? Обведи в таблице ответ «ДА», если это возможно, и «НЕТ» – если по отпечаткам следов нельзя ответить на данный вопрос. Вопрос Можно ли ответить на этот вопрос, анализируя отпечатки следов?   Были   ли   динозавры 1) травоядными или хищниками? 2)  Каковы   примерные   размеры и масса динозавров? 3)   Каковы   были   причины вымирания динозавров? 4)   Сколько   пальцев   было   на ногах этих динозавров? 5) современные животные   произошли   от динозавров? Задание № 3   Какие   Да Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Работа со схемами (лентой времени) Познавательные УУД: умение читать графики и схемы Прочитай текст, рассмотри схему и ответь на вопрос. В истории нашей планеты выделяют различные периоды развития жизни. На схеме обозначены   основные   периоды.   Для   каждого   из   периодов   приведено  время   его   начала. (Например, юрский период начался 200 миллионов лет назад). На схеме обозначен период, в течение которого на Земле обитали вымершие организмы – трилобиты. В каком из периодов жили динозавры, следы которых обнаружены вблизи реки Палэкси?  Выделите   на   геохронологической   таблицепромежуток   времени   (ПЕРИОД),   в течение которого на Земле обитали динозавры. Задание № 4 Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Познавательные   УУД: несущественных)  анализ   с   целью   выделения   признаков   (существенных, В Китае был обнаружен динозавр, названный эухелоп (см. рисунок). Это оказался травоядный   динозавр,   который   весил   около   15­20   тонн.   Длина   взрослой   особи   могла достигать 12­15 метров, а длина шеи до 5 метров. К какому из отрядов относится этот динозавр?  Выбери номер верного ответа.  1) Зауроподы  2) Апатозавры  3) Тероподы 4) Тиреофоры Задание №5 Классификация ­ отнесение предмета к группе на основе заданного признака.  Познавательные УУД: классифицировать – это умение распределять какие­либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Среди   динозавров   можно   выделить   две   группы   по   типу   питания.   На   основании текста заполни пропуск в приведённой ниже схеме. Приведи примеры представителей этих групп, записав их в последней строке. Д Т С ...С .. и р т т н а е е о в г г з о о о а я з з в д а а р н в в ы ы р р е 8 класс Метапредметные задания к теме «Дыхательная система» Прочитайте тексты и выполните 2 задания  ВДОХ И ВЫДОХ При   дыхании   наши   лёгкие   сначала   наполняются   воздухом,   а   затем   снова выбрасывают его наружу. Этот опыт показывает, как работают наши лёгкие. 1. Пластиковую   бутылку аккуратно   разрежь   на   две половинки.   Затем   возьми верхнюю   часть   бутылки   и надень   горлышко воздушный шарик  на   2. На   открытый   конец   бутылки   натяни   плёнку   от полиэтиленового   пакета.   По   кругу   закрепи   её скотчем. 3. К   середине   плёнки   прикрепи   полоску   толстой бумаги. Покачай за нее, чтобы плёнка «ходила» туда­сюда. Задание № 1 Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Познавательные   УУД: несущественных)  анализ   с   целью   выделения   признаков   (существенных, Что происходит? Когда ты тащишь пленку на себя, шарик   надувается.   Когда   ты нажимаешь   на   плёнку,   шарик уменьшается в размере. Почему? Задание № 2 Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Познавательные   УУД: несущественных)  анализ   с   целью   выделения   признаков   (существенных, Известно, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. В опыте «Вдох и выдох» Костя поставил изготовленный для описанного опыта прибор на стол пленкой вниз и облил его холодной водой. Что будет происходить при этом с воздухом внутри прибора, и как будет вести себя шарик? Метапредметные задания к теме «Общий обзор организма человека» На этих фотографиях – три разных человека.  Прочитайте тексты и выполните 1 задание  Задание № 1 Сравнение   ­  это   умение   устанавливать   черты   сходства   (сопоставлять)   и   различия (противопоставлять).   Сравнение   можно   проводить,   опираясь   на   текст  учебника,   знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции.   Познавательные УУД:  выбор оснований и критериев для сравнения. Напишите  рассказ  из   3 –  4  предложений  о  человеке  как  особом  существе.  В своём рассказе обязательно укажите: – черты, которые характеризуют человека как представителя живой природы; – черты, которые выделяют человека из живой природы; – изменения, которые привнёс человек в живую природу.

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии

Метапредметные задания по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019