Метапредметный урок «Через знания к звездам»
Игнатьева Людмила Георгиевна
учитель физики (высшая категория)
МБОУ «Шоркасинская СОШ»
Канашского района Чувашской республики
Цель: Привитие интереса учащихся к астрономии, физике через знакомство с космонавтами – земляками.
Задачи: 1Рассказать учащимся о космонавтах Чувашии, расширить их понятие о развитии космонавтики.
2.Увеличить интерес обучающихся к изучению физики, развивать познавательную и творческую активность.
3.Воспитывать чувство гордости, любви и уважение к родному краю, Малой Родине и своему народу.
Этапы урока:
1 О жизни и деятельности героев космоса.
2. Решение задач, связанных с космосом
3.Ответы на вопросы
4.Тайна черного ящика
5 Разгадывание кроссворда
6. А знаете ли вы что…
7.Любимая песня А.Г.Николаева
8.Рефлексия
9.Вывод
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Мы с вами знаем, что согласно Указу Главы ЧР 2022 год в Чувашии объявлен…..
Ответ обучающегося: Годом выдающихся земляков - известных выходцев из республики.
Учитель: Правильно, ребята, сегодня будем говорить о наших земляках. Мы знаем, что наша Чувашская земля поистине богата талантами. Конкретно, о каких талантливых людях будем говорить, вам помогут эти слова
Дорогие наши земляки,
Полеты вы совершали бессмертные свои.
Вами, сыновья крылатые, славится вся Чувашия,
Гордится и Россия вами, дорогие наши земляки.
Обучающиеся : о космонавтах
Учитель: Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о космонавтах.
Сегодняшнее занятие посвящается дню космонавтики. Мы всегда гордимся людьми, связавшими свою жизнь с опасным, но благородным делом – полётами в космос, гордимся своими земляками, космонавтами из Чувашии. О них нам сегодня расскажут наши ребята.
1этап Жизнь и деятельность героев космоса
(Выступление лекторской группы в составе четырех обучающихся рассказывают о жизни и деятельности А.Г.Николаева, Н.М.Бударина и о М.Х.Манарова.)
Учитель: Спасибо лекторской группе за интересный рассказ о наших героях космоса. Из выступления ребят мы узнали о летчиках- космонавтах много интересного. А теперь проверим, ваши знания при решении задач, связанных с космосом.
II этап Решение задач, связанных с космосом.
Задача1. Космонавт Андриан Николаев на корабле "Восток-3" пролетел 2600000 км за 94 ч 22 мин. Определите среднюю скорость, с которой двигался корабль. (км/мин)
Задача2.Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус Земли равен 6370 км
Задача3.Космический корабль один раз
облетел орбиту Земли
орбиту Земли на средней высоте 315 километров со скоростью 28000 км/ ч,
а затем вновь вошел в атмосферу. Время полета Юрия Гагарина
в космосе составило всего 108 минут. В 11:05 он приземлился в
Саратовской области на правом берегу реки Волги. Зная основные параметры полёта
корабля, пилотируемого космонавтом, рассчитать длину орбиты полёта.
Задача 4. Первый в мире выход из космического корабля в космическое пространство совершил А.Леонов. Давление в скафандре космонавта составляло 0,4 от нормального атмосферного давления. Определите числовое значение этого давления (нормальное атмосферное давление принять равным 101300 Па).
5.Существует ли выталкивающая сила в космосе?
6. Почему на космической орбите масса есть, а веса нет?
7. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос переговариваться обычным способом?
8. Можно ли взвешивать тела на космической станции обычными весами? (после ответа обучающихся учитель расскажет о специальном приборе, которого используют в космосе для измерения массы )
III этап. Ответы на вопросы
1. Изобретатель первых советских космических кораблей.
2. В каком году состоялся первый полёт человека в космос?
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина?
4. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны?
5. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли?
6. Назовите планеты солнечной системы.
7. Назовите ближайшую звезду.
8. В каком созвездии находится Полярная звезда?
9. Какая самая яркая звезда ночного неба?
10. Днем спит, ночью глядит.
11.Летит Жар-птица, хвостом гордится.
12. Красивое коромысло над лесом нависло.
IV этап. Тайна черного ящика
В классе раздается грохот , что-то падает.
Обучащийся: Ой-ой, что это? Неужели упал метеорит? Ой, это к нам какой-то ящик прилетел. Такой он красивый, ой, а на нем имеется записка: «…Ребята, загляните в этот ящик, вам покажется, что он пуст. Но это не так, там есть то, без чего вы не сможете жить. У меня есть и вес, и масса. Даже обидно…»
Учитель: Что в черном ящике?
V.Разгадывание кроссворда
По горизонтали
2.Второй космонавт Чувашии
3. Снаряжение, предназначенное для изоляции
человека от внешней среды
7 Первый человек в мире, вышедший в открытый
космос
9 Космический корабль Ю.А.Гагарина
По вертикали
1. Летательный аппарат
2 Русский ученый, основоположник космонавтики
4. Первая женщина космонавт
5.Первый космонавт из республики Чувашия
6 Конструктор Востока
8.Гагарин _______ Алексеевич
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|||||||||
|
10 |
1 |
|
|||||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
3 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
9 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
VI этап. А знаете ли вы что…
-скафандр космонавта весит 50 кг.
-в космосе космонавты спят в спальных мешках, пристегнутых к кровати.
-космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты, называется Байконур и находится в Казахстане.
-первая женщина-космонавт- Валентина Терешкова
-космонавт Алексей Леонов первый вышел в открытый космос.
-космический хлеб представляет собой спрессованную плитку, похожую на плитку шоколада.
-первый искусственный спутник Земли был запущен в 1957 году.
-конструктором первого космического корабля был Сергей Павлович Королев.
-сердцем космической ракеты является реактивный двигатель.
-космический корабль Гагарина назывался ВОСТОК-1.
-позывной первого космонавта был «КЕДР».
-первой женщиной-космонавтом, вышедшей в открытый космос, была Светлана Савицкая.
VII этап Любимая чувашская песня А.Г.Николаева
Вӗҫ,вӗҫ, куккук, вӗҫ, куккук,
Вӑрман хӗрне ҫитиччен.
Вӑрман хӗрне ҫитсессӗн
Юман ҫине ларса кан.(песня звучит в исполнении обучающихся)
VIII этап. Рефлексия.
IX этап..Вывод:
На Земле есть более 40000 профессий. Наши земляки выбрали профессию космонавта, которая самая трудная, опасная, ответственная и благородная.. Как отметила лекторская группа, мы будем помнить своих героев , гордиться ими и равняться на них. Надеемся, что мы с такой же гордостью будем говорить и о вас, дорогие наши.
Спасибо большое вам за активную работу на занятии. Я желаю вам здоровья крепкого, успехов в учебе, в спорте и пусть ваши мечты сбудутся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.