Метапредметный урок русского языка в 7 классе с использованием интерактивной доски
Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия
Тип урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Цели урока:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
1) Начало урока. Объявление задач урока и порядка его проведения.
Слово учителя:
- Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Я не просто так повторяю эти слова – доброе утро! Я хочу, чтобы вы получили от меня соответствующий настрой для нашего необычного урока. Тема нашего урока – обычная – «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». Но разговор на уроке будет об особых качествах человеческой души – доброте, милосердии, заботе.
2) Лексико-орфографическая работа. Мы с вами совместим тему образовательную и социальную. Часто мы говорим о взаимоотношениях людей, но сегодня давайте применим перечисленные слова по отношению к животным. Готовясь к этому уроку, я совершенно случайно наткнулась в Интернете на одно стихотворение. Возможно, оно вам знакомо.
Она передвигалась еле-еле,
И как ещё душа держалась в теле?
Хозяин, чтоб от мук освободить,
Решил свою собаку утопить.
С большим трудом старушка в лодку села
И преданно ему в глаза глядела.
Булыжник в сетке за бортом висел,
А он петлю на шею ей надел.
Хозяин помнил, как она, бывало,
За палкой в воду радостно ныряла,
И вот сейчас, как бы играя с ней,
Он бросил палку, дав команду ей.
На миг она о старости забыла,
И бросилась за борт, что было силы,
Но лодка неожиданно в тот миг
Перевернулась под истошный крик.
Хозяин стал тонуть в шуге весенней,
Хоть было и не сильное теченье,
Но судорогой тело всё свело,
А тут ещё воронка, как назло.
Собака, чья петля в одну минуту
Каким-то соскользнула с шеи чудом,
Отважно тявкнув, ринулась нырять
И своего хозяина спасать.
На берегу вдвоём они лежали
И на ветру от холода дрожали,
А после, отдышавшись кое-как,
Он нёс свою собаку на руках.
С пословицей «Не рой другому яму…»
Ухаживал за ней до смерти самой.
И как-то раз нашёл её в кустах
С застывшей благодарностью в глазах… (Источник – Интернет, автор неизвестен)
Я думаю, что это стихотворение никого не оставило равнодушным.
Милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен. И давайте сейчас проведём лексико-орфографическую работу, выясним, что обозначают эти слова – милосердие, доброта, забота. Являются ли они синонимами? Выясним их правописание. Проверим по статьям толкового словаря.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова
Толковый словарь русского языка (онлайн версия).
ДОБРОТА́, -ы, ж.
1. см. добрый.
2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.
ЗАБО́ТА, -ы, ж.
1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству.
2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке.
3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. заботой.
4. ~ми кого, в знач. предлога с род. п. Благодаря чьим-н. усилиям, стараниям. Заповедник создан ~ми учёных.
МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко).
- Почему мы говорим об отношении к животным? Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека.
Повторить, что такое синквейн
Задание: составить синквейн на тему: «Милосердие»
Задание: подбери антонимы к этим понятиям:
Мы с вами правильно определили значение слов.
3) Повторение и обобщение теоретического материала по теме. Давайте теперь перейдём к нашей образовательной теме, вспомним, какие причастия вы знаете по значению. (Действительные, страдательные). Чем они отличаются друг от друга? Как образуются?
· Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:
а) действительные причастия:
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий);
строить (II спряжение): стро-ят
→ стро- + -ящ- + -ий (строящий);
б) страдательные причастия:
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый);
строить (II спряжение): стро-ят
→ стро- + -им- + -ый (строимый).
· Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):
а) действительные причастия:
решать (основа на гласную): реша-ть
→ реша- + -вш- + -ий (решавший);
нести (основа на согласную): нес-ти
→ нес- + -ш- + -ий (нёсший);
б) страдательные причастия:
написать (основа не на -ить): написа-ть
→ написа- + -нн- + -ый (написанный);
построить (основа на -ить):
постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный);
взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый).
- Я попрошу вас с помощью ИД распределить суффиксы причастий на определённые группы. (ИД лист 1)
4) Синтаксическая пятиминутка.
• Вы испытываете жалость, когда видите бездомного маленького котенка, мокнущего под проливным дождем, а милосердие – это когда этот котенок, чисто вымытый и накормленный, нежится у вас на коленях.
• Прочтите со знаками препинания
• Найдите причастие, определите границы причастного оборота
• Запишите его, объясните постановку знаков препинания
5) Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите его тему, стиль речи, озаглавьте текст.
- Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. Актом милосердия может быть подаяние милостыни нищему. Приютить бездомного котенка – это тоже означает проявить милосердие.
Текст:
Всюду очень много бездомных животных… Большинство людей проходит ежедневно мимо множества несчастных брошенных существ, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как неприятную данность бытия. Проходят мимо попавших в беду и даже не пытаются что-то сделать, чем-то помочь. Даже, если где-то недалеко истекает кровью сбитый машиной щенок, или отчаянно мяукает от голода и страха выброшенный кем-то крошечный котенок. Вспомните, сколько раз вы проходили мимо подвала вашего дома, в котором умирают от голода замурованные заживо кошки, спешили пробежать мимо мальчишек, которые пинают бездомную собаку? Люди спешат по своим делам и ничего не замечают вокруг, оставаясь безучастными к страданиям бессловесных тварей. А ведь поспешить на помощь попавшему в беду - естественный для любого нормального человека поступок. Способов ведь на самом деле множество, главное - не остаться равнодушным. (Интернет)
- Выполните задания к тексту: найдите причастия, выпишите их, обозначьте суффиксы и тип причастия.
6) Физминутка.
7) Работа над образованием причастий. Образуйте все возможные причастия от следующих глаголов, предварительно определив вид, переходность и спряжение глагола. (ИД лист 2)
Жалеть, сочувствовать, ранить, предавать, радоваться.
Жалеть – жалеющий, жалевший.
Сочувствовать – сочувствующий, сочувствовавший.
Ранить – ранивший, раненный (в руку), ранимый.
Предавать – предающий, предавший, преданный.
Радоваться – радующийся, радовавшийся.
8) Проверочная работа по теме (аудио-тест). Обозначить правильные ответы и произвести проверку.
9) Заключительное слово
учителя. Вас когда-нибудь предавали?
Вопрос риторический, ответов на него - бурных, эмоциональных - увы, множество.
Да-да, конечно - еще в детстве, когда детская жестокость выплескивалась на вас:
но вы взрослели, закалялись, становились умнее и осторожнее. Вас опять
предавали, и хотя боль от предательства остра, вас уже нельзя было застать
врасплох. И так - год за годом - вы научились обходить опасные места, коварных
и лживых людей, сложные ситуации.
Всего этого не умеют братья наши меньшие. За тысячелетия человек, возомнивший
себя венцом творенья, сумел внушить собачье-кошачьему населению планеты, что
цель существования этих созданий Божьих - служить человеку, жить рядом с ним и
во имя его. И - предал…
Нет-нет, мы далеки от того, чтобы зачислить поголовно весь род человеческий в
предатели и мерзавцы, но масштабы бедствия таковы, что кричать “КАРАУЛ!” надо
бы, да уже поздно! Человеческая безответственность по отношению к тем, кого мы
приручили, вселяет ужас и отвращение.
Какая распространенная ситуация - летом, на даче подобрали котеночка или
щеночка, но лето кончилось, и с ним улетучилась трогательная привязанность
вчерашних кормильцев к своему питомцу! Несчастное животное околевает от голода
и холода перед наглухо закрытой дверью еще вчера гостеприимного дома, а
умилявшиеся на зверюшку взрослые люди не помнят о том, кого приручили. Стоит ли
удивляться, что их дети, невольные подельники ситуации, вылетев из родного гнезда,
начисто забудут его адрес. И поделом!
Преданное четверолапое существо будет стремиться вновь и вновь к человеку, раз
за разом попадая ситуацию отверженного, если выживет, конечно, в ту первую зиму
после предательства…И только, если очень повезет, ему встретится среди череды
нелюдей - настоящий Человек, который, простите вольную цитату, ” в ответе за
тех, кого приручил”!
Мы - люди, и уж если так суждено, что эта Планета со всеми на ней живущими -
заложник наших деяний, не творите зла, ведь все - бумеранг, и вернется
сторицей… Чего искренне желаем всем и каждому: ваша доброта приумножится, но и
жестокость обрушится на жестоких и - равнодушных.
10)Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки.
В наше сложное время милосердие нужно многим из нас. К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших сердец. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству?
11) Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.