Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Оценка 5

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Оценка 5
Педсоветы
docx
физика
9 кл
13.02.2017
Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Новые образовательные стандарты включают метапредметный подход в образовании. Общаясь со школьными учителями, я все чаще делаю для себя выводы, что многие учителя под метапредметным подходом в образовательном процессе принимают межпредметные связи. Поэтому в своей работе я попытаюсь раскрыть сущность метапредметного подхода.
РАБОТА НА КОНКУРС.docx
Метапредметный подход в образовательном процессе школы. Новые  образовательные стандарты включают метапредметный подход в образовании. Общаясь со школьными   учителями,   я все чаще делаю для себя   выводы,   что   многие   учителя   под   метапредметным   подходом   в образовательном процессе принимают межпредметные связи. Поэтому в своей работе я попытаюсь раскрыть сущность метапредметного подхода. Метапредметный   подход   в   образовании   и   соответственно метапредметные   образовательные   технологии   были   разработаны   для   того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и,  как следствие,  учебных предметов. Мы учителя ­ предметники  даем своим ученикам определенную систему знаний и умений по  своему  предмету, но мало  кто из нас  задумывается   над  тем,  а применяют ли наши учащиеся полученную систему знаний и умений на других школьных предметах.    Метапредметный подход в обучении — это   понимание того, что главное,   чему   надо   учить   в   школе,   это   творческое   мышление. Метапредметный  подход подразумевает, что ребенок не только приобретает систему определенных знаний, но осваивает универсальные способы действий, с помощью которых сможет сам добывать информацию о мире.  В   научной   школе   А.В.   Хуторского     метапредметный   подход представлен в трех направлениях.   Первое   направление   –   это  выделение   фундаментальных образовательных объектов, метапредметных  первосмыслов. «Фундаментальные   образовательные   объекты   ­   узловые   точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами являются число, время, алгоритм, буква и т.д.    Второе   направление:  на   основании   фундаментальных образовательных   объектов   выделяются     учебные   метапредметы,   которые   могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела.   Метапредмет   ­   ядро   содержания   образования   и   соответствующих видов учебной деятельности, основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».      Третье направление – это обеспечение метапредметной деятельности;    связанной   с   познанием     как   деятельности, во­первых, фундаментальных   образовательных   объектов,   направленной   на   решение фундаментальных проблем;   во­вторых,  как деятельности, стоящей  «за» конкретными  учебными предметами – целеполагания,   планирования,  проблематизации,  рефлексии и т.д.).  Новый подход в образовании  это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний по какому либо предмету, а именно деятельностный   способ работы со знаниями. Например,   когда   на уроке вводится какое­либо предметное  понятие, то учитель должен показать учащимся способ возникновения этого понятия, который представляет собой определенную   последовательность   действий   и   эта   последовательность универсальный   способ   работы   с   любым   другими   предметным   понятием. Только   в   этом   случае   можно   будет   утверждать,   что   учитель   переходит   с предметного   уровня   преподавания   на   метапредметный     и     работает   с понятием   как   с   деятельностной   единицей   содержания   образования.     В качестве   деятельностных   единиц   содержания   могут   быть   рассмотрены   не только понятия, но и  схемы, различения,  задачи, проблемы и разные другие мыслительно­деятельностные   образования.     Все   они   имеют   универсальный или метапредметный подход.  Таким   образом   определяется   основное   деятельности   педагогики   –  метапредметный   подход   –   это     звено   мыслительной  предметный материал + схема организации деятельности  Метапредмет — это  учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Метапредметы   выстраиваются   вокруг   какой­то  мыслительной  но   которая   имеет   не   просто   деятельностный, организованности, универсальный,  метапредметный  характер.  Метапредмет «Задача» позволяет  учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у учащихся   формируются   способности   понимания   и   схематизации   условий, моделирования   объекта   задачи,   конструирования   способов   решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Метапредмет «Проблема»  развивает    способности  мышления,    учит учащегося   видеть   и   понимать   ситуацию   в   целом,   учит   вырабатывать собственную   точку   зрения     и   уметь   отстаивать   ее.   При   попадании   в проблемную ситуацию учащийся  ее мысленно анализирует  и  вырабатывает свою собственную позицию. Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных сторон.   Метапредмет   «Знак»   формирует   у   учащихся   способность схематизации.   Учит   выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят   сказать,   то,   что   пытаются   промыслить,   то,   что   хотят   сделать.   Это работа   позволяет   учащимся   более   осознанно   использовать   те   графические изображения,   которые   они   заучивают   в   рамках   традиционных   учебных предметов   (на   физике   —   формулы   и   чертежи   изучаемых   процессов).   За разными графическими изображениями учащиеся учатся мысленно  видеть то содержание,   которое   в   них   выражено.   Поэтому   исчезает   проблема   с заучиванием больших объемов учебного материала.  Метапредмет «Знание» формирует у учащихся способность работать с понятиями,   способность работать с системами знаний, способность строить   таких идеализации.   Освоение   данной   техники   предполагает   развитие   универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия. Исходя   из   выше   сказанного,   определяются   новые   методические принципы  работы учителя: 1. Учитель должен уметь сценировать урок. 2. Учитель   должен   работать   с   разными   слоями   мыслительной деятельности учащихся. 3. Учитель   должен   уметь   работать   с   индивидуальными   ними направлениями   учащихся,   но   при   этом   выстраивать   между   коллективное взаимодействие. Поработаем   с     определением     метапредметного   урока   и   сравним   с традиционным уроком Планирование традиционного урока  и сценирование  метапредметного урока Традиционное планирование  урока Сценирование метапредметного урока Заданная введения  предметного знания последовательность     Временные ограничения, определяющие   объем   вводимой информации Планируемый результат Рассматриваемый ранее предметный   материал   гарантирует понимание   и   освоение   новой промежуточный       способов   обязательных   для  предметных Определение   усвоения действий Подбор   предметного   материала, подходящего для формирования нового способа действий Конструирование   «сбоя»   в   действиях учащегося Важно   осознание     рефлексия собственного   пути   по   приобретению нового знания и способа действий ­ порции знания Главное     отличие   педагогического     сценирования     от   планирования состоит в том, что сценарий  сохраняет свободу действий учителя и действий учащихся, что  позволяет: 1) варьировать и использовать нетривиальные методические приемы  2) изменять тактику взаимодействия учителя с учащимися – в зависимости от   ситуации,   но   при   этом   сохраняя     четкую,   заранее   выстроенную стратегию дидактического работы 3) быть готовым к импровизации.  Для успешного  сценирования  метапредметного урока учитель должен хорошо  знать  свой  предмет, ясно представлять какую базовую способность он   формирует   на   уроке   и   хорошо   импровизировать,   так   как    в   работе придется опираться не на план, а на сценарий урока. Метапредметный подход включает   в себя лучшие образцы развития предметной  формы  знания, но  он  при  этом  открывает   новые   возможности развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.   Учебный предмет как образовательная форма   будет развиваться лишь   в   той   мере,   в   какой   эта   образовательная   форма   будет   пронизана метапредметным подходом. Используемая литература: 1. Концепция   федеральных   государственных   образовательных стандартов общего образования. 2. Громыко   Н.В.   «Смысл   и   назначение   метапредметного   подхода   в образовании». 3. Хуторской А.В. «Метапредметный подход в обучении». 4. Громыко Ю.В. «Метапредмет «ЗНАК».

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы

Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017