Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Оценка 5
Педсоветы
docx
физика
9 кл
13.02.2017
Новые образовательные стандарты включают метапредметный подход в образовании. Общаясь со школьными учителями, я все чаще делаю для себя выводы, что многие учителя под метапредметным подходом в образовательном процессе принимают межпредметные связи. Поэтому в своей работе я попытаюсь раскрыть сущность метапредметного подхода.
РАБОТА НА КОНКУРС.docx
Метапредметный подход в образовательном процессе школы.
Новые образовательные стандарты включают метапредметный подход
в образовании. Общаясь со школьными учителями, я все чаще делаю для
себя выводы, что многие учителя под метапредметным подходом в
образовательном процессе принимают межпредметные связи. Поэтому в своей
работе я попытаюсь раскрыть сущность метапредметного подхода.
Метапредметный подход в образовании и соответственно
метапредметные образовательные технологии были разработаны для того,
чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от
друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Мы
учителя предметники даем своим ученикам определенную систему знаний и
умений по своему предмету, но мало кто из нас задумывается над тем, а
применяют ли наши учащиеся полученную систему знаний и умений на других
школьных предметах.
Метапредметный подход в обучении — это понимание того, что
главное, чему надо учить в школе, это творческое мышление.
Метапредметный подход подразумевает, что ребенок не только приобретает
систему определенных знаний, но осваивает универсальные способы действий,
с помощью которых сможет сам добывать информацию о мире.
В научной школе А.В. Хуторского
метапредметный подход
представлен в трех направлениях.
Первое направление – это
выделение фундаментальных
образовательных объектов, метапредметных первосмыслов.
«Фундаментальные образовательные объекты узловые точки
основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами
являются число, время, алгоритм, буква и т.д.
Второе направление:
на основании фундаментальных
образовательных объектов выделяются учебные метапредметы, которые
могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или
раздела. Метапредмет ядро содержания образования и соответствующих
видов учебной деятельности, основосоздающая часть предмета. Такая основа
связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».
Третье направление – это обеспечение метапредметной деятельности;
связанной с познанием
как деятельности,
вопервых,
фундаментальных образовательных объектов, направленной на решение
фундаментальных проблем;
вовторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными
предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и
т.д.).
Новый подход в образовании это обязательно работа с деятельностью
учащегося, передача учащимся не просто знаний по какому либо предмету, а
именно деятельностный способ работы со знаниями. Например, когда на
уроке вводится какоелибо предметное понятие, то учитель должен показать
учащимся способ возникновения этого понятия, который представляет собой
определенную последовательность действий и эта последовательность
универсальный способ работы с любым другими предметным понятием.
Только в этом случае можно будет утверждать, что учитель переходит с
предметного уровня преподавания на метапредметный и работает с
понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В
качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не
только понятия, но и схемы, различения, задачи, проблемы и разные другие мыслительнодеятельностные образования. Все они имеют универсальный
или метапредметный подход.
Таким образом определяется основное
деятельности педагогики – метапредметный подход – это
звено мыслительной
предметный
материал + схема организации деятельности
Метапредмет — это учебный предмет нового типа, в основе которого
лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип
рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Метапредметы выстраиваются вокруг какойто мыслительной
но
которая имеет не просто деятельностный,
организованности,
универсальный, метапредметный характер.
Метапредмет «Задача» позволяет учащиеся получают знание о разных
типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у
учащихся формируются способности понимания и схематизации условий,
моделирования объекта задачи, конструирования способов решения,
выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Метапредмет «Проблема» развивает способности мышления, учит
учащегося видеть и понимать ситуацию в целом, учит вырабатывать
собственную точку зрения и уметь отстаивать ее. При попадании в
проблемную ситуацию учащийся ее мысленно анализирует и вырабатывает
свою собственную позицию. Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то
же явление одновременно с разных сторон.
Метапредмет «Знак» формирует у учащихся способность
схематизации. Учит выражать с помощью схем то, что понимают, то, что
хотят сказать, то, что пытаются промыслить, то, что хотят сделать. Это
работа позволяет учащимся более осознанно использовать те графические
изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных
предметов (на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов). За разными графическими изображениями учащиеся учатся мысленно видеть то
содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с
заучиванием больших объемов учебного материала.
Метапредмет «Знание» формирует у учащихся способность работать с
понятиями, способность работать с системами знаний, способность строить
таких
идеализации. Освоение данной техники предполагает развитие
универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Исходя из выше сказанного, определяются новые методические
принципы работы учителя:
1. Учитель должен уметь сценировать урок.
2. Учитель должен работать с разными слоями мыслительной
деятельности учащихся.
3. Учитель должен уметь работать с индивидуальными
ними
направлениями учащихся, но при этом выстраивать между
коллективное взаимодействие.
Поработаем с определением метапредметного урока и сравним с
традиционным уроком
Планирование традиционного урока и сценирование метапредметного
урока
Традиционное планирование урока Сценирование метапредметного урока
Заданная
введения предметного знания
последовательность
Временные
ограничения,
определяющие объем вводимой
информации
Планируемый
результат
Рассматриваемый
ранее
предметный материал гарантирует
понимание и освоение новой
промежуточный
способов
обязательных для
предметных
Определение
усвоения
действий
Подбор предметного материала,
подходящего для формирования нового
способа действий
Конструирование «сбоя» в действиях
учащегося
Важно осознание
рефлексия
собственного пути по приобретению
нового знания и способа действий
порции знания
Главное отличие педагогического сценирования от планирования
состоит в том, что сценарий сохраняет свободу действий учителя и действий
учащихся, что позволяет:
1) варьировать и использовать нетривиальные методические приемы
2) изменять тактику взаимодействия учителя с учащимися – в зависимости
от ситуации, но при этом сохраняя четкую, заранее выстроенную
стратегию дидактического работы
3) быть готовым к импровизации.
Для успешного сценирования метапредметного урока учитель должен
хорошо знать свой предмет, ясно представлять какую базовую способность
он формирует на уроке и хорошо импровизировать, так как в работе
придется опираться не на план, а на сценарий урока.
Метапредметный подход включает в себя лучшие образцы развития
предметной формы знания, но он при этом открывает новые возможности
развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное
занятие. Учебный предмет как образовательная форма будет развиваться
лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана
метапредметным подходом.
Используемая литература:
1. Концепция федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования.
2. Громыко Н.В. «Смысл и назначение метапредметного подхода в
образовании».
3. Хуторской А.В. «Метапредметный подход в обучении».
4. Громыко Ю.В. «Метапредмет «ЗНАК».
Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Метапредметный подход в образовательном процессе школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.