"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
естествознание +1
4 кл
23.01.2018
« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
Л.Н. Толстой. Главная цель метапредметного подхода: развитие и качественное обновление педагогической деятельности и повышение качества образования.
Использование метапредметных технологий в учебно воспитательном процессе начальной школы.docx
Метапредметный подход в учебно воспитательном процессе.
Слайд №1
Слайд №2
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни
он будет всегда только подрожать, копировать, так как мало таких,
которые бы и в жизни научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н.Толстой
Слайд №3
Федеральный государственный образовательный стандарт чётко
определил приоритетные направления развития образования.
Метапредметный подход– это средство достижения
метапредметного результата. Термины “метапредмет”,
“метапредметность” имеют глубокие исторические корни. Впервые
об этих понятиях речь вел еще Аристотель. Иногда это называют
универсальными знаниями и способами. Иногда
мыследеятельностью.
Главной целью метапредметного подхода в обучении
является: развитие и качественное обновление педагогической
деятельности, и повышение качества образования.
Слайд №4
Если вам предложат из кусочка пластилина изготовить
героев сказки «Колобок», что поможет вам выполнить это задание.
Творческий подход, связь с жизненным опытом, связь с разными
предметами и представлениями, и т.д., то есть метапредметный
поход. В первый класс приходят разные ученики. Но они, как
«кусочек пластилина», и мы можем из них чтото «лепить».
Помогает в этой деятельности мне метапредметный подход в
обучении. Слайд №5
Меня часто, как и других учителей, волнует вопрос «Как
сформировать у младшего школьника целостное представление об
окружающем мире?»
В связи с этим обозначаются проблемы:
1. Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении.
2. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка.
3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы
знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе
учебных занятий социального опыта
Слайд №6
Для решения этих проблем определяюся цели работы:
1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные
качества личности, взгляды и убеждения.
3. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие
способности, волю, эмоции, а также познавательные способности –
речь, память, внимание, воображение, восприятие. Решение этих
проблем и достижение поставленных целей возможно, осуществить
именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в
обучении.
Вопервых, учителя начальной школы ведут большинство
предметов сами и могут прейти к целостному обучению.
Вовторых, у детей этого возраста большие потенциальные
возможности для интеллектуального развития.
Именно учитель начальных классов как универсальный
специалист способен при планировании выявить характерные
предметные взаимосвязи, определить необходимые средства
обучения и развития младших школьников, а также спроектировать
идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных
областях. Слайд №7
Для достижения намеченного результата целесообразно
использовать различные педагогические технологии. Но важно
отметить, что при формировании УУД школьника в рамках
изучаемой темы урока особое внимание следует уделить
формулированию метатемы. Темы метапредметов могут быть
применены при изучении практически любого предмета. Вот
несколько примеров метапредметных тем и их связь с темами и
типами уроков.
1.«Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока
обобщения полученных знаний);
2.«Рисунок и схема» («Секреты орфографии», «Отрасли
экономики» );
3.«Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4.«Позиция и роль» («Профессии», «В магазине», «Семья»);
5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература»,
«Семья»);
6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды»,
«Транспорт»);
7.«Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки
формирования грамматических навыков, навыков диалогической и
монологической формы общения).
Слайд №8
Возможности достижения метапредметных результатов заложены в
ряде методик, подходов и технологий. В своей работе я использую
следующие:
проектная деятельность;
развивающее обучение
технология развития критического мышления;
личностноориентированное обучение;
игровые технологии;
интерактивное обучение Принцип «метапредметности» состоит также в обучении
школьников образцам мыслительной работы, которые
воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это
составление деревьев понятий, кластеров, приемы сворачивания
информации (таблица, схема). Поэтому формированию
универсальных учебных действий могут способствовать задания
творческого характера., Например:
отгадывание загадок;
составление кроссвордов по пройденной теме;
игры «Ловушки», «Смысловое соотнесение», «Прогнозирование»,
«Найди ошибку» и т. д.
При использовании групповой технологии обучения, применяю
такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно
познавательной задачи и т.д.
Для успешной работы для себя выделяю, по крайней мере,
три группы учащихся:
1я группа – ученики с высокими учебными способностями.
2я группа – учащиеся со средними способностями.
3я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.
Слайд №9
Приведу пример:
В 4 классе ученики получили задание, составить проект на
тему: «Школа будущего»
3 группа – изучила соответствующий материал в учебной
литературе
2 группа использовала как учебную литературу, так и другие
источники (худ.литература в основном фантастическая, интернет и
т.д.)
1 группа – систематизировала полученные результаты,
используя компьютерную графику ребята изготовили макет и
окончательный вариант проекта.
Результат данной работы – 2 место в районном конкурсе
проектов.
Слайд №10 Рассмотрим два урока, один из которых рекомендует провести
традиционное методическое пособие, а другой разработан в
метапредметной технологии.
Окружающий мир. 4класс. Тема урока «Жизнь древних славян». На
традиционном уроке деятельность ученика заключается в
следующем:
Слайд №11
Что же меняется, если урок по этой теме проводится с
использованием метапредметной технологии. Остановимся
на ситуации учения – обучения.
Сегодня нам предстоит узнать о жизни восточных славян в
древности.
Известно ли вам чтото об этих людях, об их жизни?
Что бы вы хотели узнать о жизни восточных славян в древности А какими известными вам способами вы могли получить ответы на
те вопросы, которые вы сейчас задали? (Учитель, книга, Интернет,
семья, т. е. спросили, прочитали, посмотрели, послушали)
Посмотрите, какие материалы лежат у вас на партах? (карты)
Скажите, помогут ли помогут ли нам карты, получить ответы на
наши вопросы? (Да, нет)
Давайте проверим наши предположения, используя карты.
Урок продолжается работой по изучению содержания
картографического материала.
Затем начинается само исследование. Дети вместе с учителем
пытаются прочитать карту, изучив условные знаки и значение цвета
на различных картах.
Происходит сопоставление карт.
Исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию (место
проживание, природа, климат). Это позволяет создавать версии
описания жизни людей.
Т. е. изза невозможности получения информации из привычных
источников возникла задача, сформулированная в виде вопроса.
Результат поиска решения этой задачи (может ли карта быть
источником информации) и будет приобретение нового способа
деятельности «чтение» картографического материала. С помощью
текста учебника о славянах ребята проверяют верность своих
предположений.
Вот теперь – понимание достигнуто. Оказалось, карту можно читать
как интересную книгу. Слайд12
Рассмотрим другой пример.
Математика. 2класс. «Порядок действий. Скобки»
Детям предлагается найти значение выражения 72+3. Учащиеся
называют ответ 8.
У: Можно ли получить ответ 2?
Д: Можно, если нарушить порядок действий и сначала найти
значение суммы.
Далее дети читают параграф и выполняют тренировочные
упражнения.
В данном фрагменте урока при традиционном подходе мы видим
использование частичнопоискового метода, когда детям
предлагается найти, каким способом можно получить другое
значение выражения.
Слайд №13 Что можно
изменить, что бы
внести элементы
метапредметного
подхода? Детям
предлагается
рассмотреть
выражение 72+3=2
У: Как можно
найти значение
выражения?
Д: Выполнить
действия по порядку.
У: Можем ли мы известными нам способами получить такой
ответ?
Учитель показывает ученикам, что имеющихся знаний не хватает,
т.е. создает ситуацию ученияобучения.
У: Проведем исследование. Попробуем изменить алгоритм и
выполнить вычисления в другом порядке.
.
Учащимся предъявляются выражения со скобками:
10(3+6)=1
30+4+1=35
11(4+5)=2
103+6=13
114+5=12
1987=4
19(87)=18 1692=5
Рассмотрите выражения и выберите те, которые будут верными,
если нарушить порядок действий. Что необычного увидели?
Д: Скобки.
Учащиеся под руководством учителя формулируют вывод о роли
скобок в числовых выражениях и правило выполнения действий в
выражениях со скобками.
В данном случае результатом освоения становиться и алгоритм
выполнения действий и методы исследования и наблюдения, приемы
сравнения и анализа математических выражений с новыми для
учащихся знаками.
Слайд №14
Результатом применения метапредметного обучения считаю100%
успеваемость в 4 классе с общим качеством знаний 81, 67%.
Достигнутый уровень сохранился и при обучении в 5 классе. На
конец 1 четверти качество знаний 83%
Слайд №15
В заключении предлагаю вашему вниманию древнюю сказку об
учителе. В которой кратко и очень точно дано определение
современного обучения.
СКАЗКА ОБ УЧИТЕЛЯХ
Это случилось много тысяч лет назад.
По размытой дождями осенней дороге шли Двое. Плечом к плечу.
Нога в ногу. Было холодно. Люди подошли к небольшой ледяной
реке. Брода не было. Тогда Первый взял бревно, перекинул его
через реку и, поддерживая Второго, двинулся дальше. Когда река
осталась позади, Второй робко спросил: «Мы уже пришли?» «Нет,
ответил Первый. – Наш путь ещё только начинается».
Сгущались сумерки. Первый и Второй сидели, прижавшись друг к
другу в небольшой пещере. «Мне холодно… И страшно», сказал Второй. «Не бойся, я всегда буду с тобой рядом», и прикрыл
Друга теплой шкурой, которую снял с себя. А затем он начал
рассказывать сказки, Указывал застывшим пальцем на небо, Так
прошла ночь. Первый и Второй пошли дальше. Им надо было
преодолеть горный перевал. Второй вдруг с ужасом понял, что
больше не слышит дыхания Первого. Он закричал. Но никто не
ответил на его зов. Тогда Второй вскарабкался повыше, сел и
заплакал. А потом взял уголек, который всегда носил с собой (ведь
так учил его Первый), закрыл глаза и перед его мысленным взором
проплыла река, дорога, пещера, чьято сгорбленная фигура. Тогда
он открыл глаза и прямо на скале нарисовал деревянный мост,
ведущий к звездам, и на этом мосту фигуру Первого. Затем он
вскарабкался на самую высокую вершину перевала и оттуда
крикнул. Крикнул изо всех сил:
Спасибо, тебе, Учитель! Теперь я не собьюсь с дороги! Ведь ты
всегда будешь рядом со мной! Всегда!
И эхо ответило ему: «Да… Да… Да…»
Таким образом, выходит, мы должны научить ребёнка двигаться по
жизни, применяя на практике знания, полученные от нас.
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
"Метапредметный подход в учебно - воспитательном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.