МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • docx
  • 01.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24.docx

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

Г.С. Альтшуллер

Метод моделирования маленькими человечками предложил Генрих Альтшуллер. ММЧ является одним из эффективных методов снижения психологической инерции мышления. С помощью этого метода легче представить себе модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в зоне возникновения задачи, живыми существами раскрепощает мышление, делает его более свободным и дает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия. Интуитивно этот метод использовался многими исследователями и учеными. Так, решая многие задачи, знаменитый физик Максвелл представлял себе исследуемый процесс в виде маленьких гномиков, которые могут делать все, что необходимо. Такие гномики в литературе получили название "гномиков Максвелла". Метод Маленьких Человечков очень увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Этот метод развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность, развивает воображение и фантазию, создает условия для формирования инициативной, пытливой творческой личности. Используя метод ММЧ, можно моделировать процессы, происходящие в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). С чего начать, применяя метод моделирования маленькими человечками? Первое: выявить оперативную зону задачи, т. е. место, где возникло физическое противоречие. Второе: выявить элемент, который испытывает противоречивые требования по своему физическому состоянию, когда к нему предъявляются требования идеальности. Третье: запустить в этот элемент маленьких человечков или изобразить его в виде толпы маленьких человечков. Должно быть два рисунка – исходное состояние и требуемое. Рисуя человечков, не жалейте карандаш и время. Человечков должно быть много, и помните, что они могут делать все, даже самое фантастическое, самое невероятное. Для них нет невозможного, нет запретов, они всемогущи и выполняют любое ваше желание. Не надо пока думать, как они это сделают, важно выяснить, что они должны делать. Позже, в соответствии с вашими знаниями, вы найдете способ, как достичь то, что показали человечки. Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. Всё существующее вокруг нас – ручейки, реки, камни, горы, воздух, газ, состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Назовём эти частицы маленькими человечками. Человечки твердых предметов окружающего мира: камней, дерева, металла, очень дружны, они всегда держатся за руки, держатся так крепко, что их и не разъединить. Это – твердики. Человечки жидких веществ: воды, молока, чая, компота – держат руки на поясе, касаясь локтями, и могут перемещаясь. Это - гидратики. Человечки газообразных веществ окружающего мира: газа, пара, дыма, постоянно в движении (бегут, летят, быстро перемещаются, танцуют). Это - пневматики. Детям можно предложить рассмотреть карточки с маленькими человечками, использовать их в различных играх, а также взять на себя роль маленького человечка и почувствовать мир изнутри. На начальном этапе необходимо строить с детьми простейших моделей. Например: камень, стекло, пластик, молоко, воду, чай, воздух, дым, какой-либо запах. Далее знакомить детей с моделированием взаимодействия двух веществ. Например: стакан или бутылка с водой, соком, молоком, надутый воздушный шар. А позже уже моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое. Например: исчезновение лужи, кипение, таяние снега и льда и т.д. Для детей существует множество игр и упражнений, в которых используется моделирование маленькими человечками: «Найди, где живут дружные человечки», «Назови твердое», «Теремок», «Где живет?», «Мои друзья», «Город маленьких человечков», «Снеговая тучка», «Солнышко и льдинка», «Лото», «Узнай вещество» и др. Метод маленьких человечков можно использовать в режимных моментах, познавательных занятиях, экспериментах, играх по обучению грамоте, играх по ознакомлению с окружающим, моделировании стихов, художественном творчестве, моделирование социальных отношений и т.д. ТРИЗ – технология позволяет развивать творческое воображение дошкольника. Этот возраст уникален, поскольку является наиболее благоприятным периодом для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: “Творчество во всем!” Библиографический список: 1. https://ds2- kr.edu.yar.ru/zagruzhennie_dokumenti/2017_2018/tvorcheskie_nruppi/triz/mmch.pdf 2. https://infourok.ru/masterklass-modelirovanie-okruzhayuschego-mira-malenkimichelovechkami-2291269.html 3. https://studopedia.ru/25_31142_s-chego-nachinat-primenyaya-metod-modelirovaniyamalenkimi-chelovechkami.html