Метод ориентированности на действие как самостоятельное освоение студентами-будущими учителями музыки профессиональных умений и компетенций
Оценка 5

Метод ориентированности на действие как самостоятельное освоение студентами-будущими учителями музыки профессиональных умений и компетенций

Оценка 5
pdf
20.04.2024
Метод ориентированности на действие как самостоятельное освоение студентами-будущими учителями музыки профессиональных умений и компетенций
статья - Метод ориентированности на действие.pdf

Метод ориентированности на действие как самостоятельное освоение студентами-будущими учителями музыки профессиональных умений и

компетенций

 

Догаева Л.Г., преподаватель вокала 

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»

 

Социально-экономические преобразования в обществе закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании. Ведущая тенденция современного образования – переход к личностной парадигме. Ориентация образования на личность и её развитие коренным образом меняет традиционное представление о целях и организации процесса обучения в профессиональном учебном заведении. 

Совершенствуя методы обучения, воспитания и развития обучающихся, свою педагогическую деятельность осуществляю посредством регуляции выполняемых действий. Суть метода заключается в формировании у студентов представлений (ориентировочной основы) об осваиваемых учебных действиях при помощи различных информационных карт, технических средств. 

Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определённой проблемы, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия. Различают три методики, ориентированные на действие: методика изучения частного случая, методика дидактических задач, методика направляющего текста. 

Целью методики изучения частного случая является подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности через обучение, которое систематически тренирует их в принятии решения в условиях, близких к жизни. Случаем является возникшая в настоящей или будущей областях жизни учащихся проблемная ситуация, которая ставится в центр изучения на занятии и требует принятия решения. Студент анализирует проблему, собирает и оценивает информацию и на основе этой информации принимает решение. 

Основой обучения методики дидактических задач становится не только самостоятельное планирование учащимися, проведение и контроль деятельности, но и организация ими собственного учебного процесса. Понимание постановки задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, ее контроль и оценка образуют ядро обучения. В центре обучения стоит усвоение базы знаний, необходимой для успешного усвоения учебной деятельности. 

Исходя из особенностей музыкального обучения, в работе опираюсь на концепцию развивающего обучения, на технологию личностно-

ориентированного образования, направленную на развитие индивидуальности студента, принципы педагогики сотрудничества. Тщательное изучение профессиональных возможностей студентов: уровень музыкального развития, состояние его технического аппарата, первое прослушивание (сентябрь - входной контроль), деление по уровню подготовки, дает возможность составить индивидуальный план, выбрать темп развития, отобрать репертуарное содержание, наметить перспективу профессионального роста студентов, прогнозировать дальнейшее совершенствование его исполнительских, творческих  способностей.

Знакомя студента с образцами русской, зарубежной, советской, народной музыки, у меня создается возможность влиять на его личность, расширять художественный запас, воспитывать его собственное отношение к художественным образцам. Музыкальный репертуар несет в себе огромную художественную функцию и выступает в качестве учебного материала. Поэтому выбираю репертуар в соответствии с индивидуальными возможностями студента, учитываю уровень его подготовки, способности, потенциал. Стараюсь найти для каждого студента способы оптимального развития, использовать его интересы и склонности и вместе с тем решать художественные, технические задачи,       раскрыть    его    творческую индивидуальность. 

Обучение в классе вокала подчинено принципам последовательности в постановке задач, доступности изучаемого материала. Принцип последовательного обучения означает правильное планирование работы, выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью студента, общим и музыкальным его развитием, способностью к усвоению. Технологичность процесса позволяет не только дифференцировать задачи и методы работы, что особенно важно для студентов, не имеющих музыкальную подготовку, но и отслеживать динамику роста исполнительской и методической культуры студента.  Расширение и усложнение исполнительского репертуара позволяет знакомить студента с различными жанрами, стилями и направлениями музыкального искусства.    

Диалог между мной и студентом – оптимальная форма уроков, которая способствуют раскрытию творческого потенциала студента. Стремлюсь к тому, чтобы студент мог выражать свое мнение, свои мысли, доказывать собственным исполнением, стараюсь дать возможность студенту постичь идею музыкального произведения самостоятельно. Предоставляю ученику свободу выбора средств воплощения, художественного замысла, самостоятельного подхода к решению исполнительских задач.

Учитель музыки – не только исполнитель. Он является «гибким мостом» между ним и детской аудиторией в процессе общения с музыкой. Поскольку невозможно перенести звучание музыки на язык вербальных понятий, сухая информация недопустима; появляется необходимость навыка рассказа о музыке, связанного с образно-ассоциативным осмыслением его художественного содержания. В связи с возникающей проблемой особое место в структуре урока уделяю развитию интеллектуальных способностей студента, раскрытию эмоциональности, музыкального мышления – важнейших личностно-профессиональных качеств, необходимых педагогу музыканту. На уроке они развиваются через умение слушать себя; именно слышание музыки рождает эмоциональный отклик исполнителя.

Становление музыкального мышления происходит через познание закономерностей музыки, через проблемный подход к процессу обучения. Специфичность мыслительного процесса в условиях проблемного обучения проявляется в поисковой активности, эмоциональной окрашенности деятельности студентов. 

К самостоятельной творческой деятельности студента можно отнести исполнительскую деятельность. В результате точного прочтения авторского текста, поиска выразительных средств, приемов звукоизвлечения, создается собственная интерпретация музыкального произведения, рождается образ. Студент не просто передает содержание исполняемого им произведения, а переосмысливает его в зависимости от своей индивидуальности, пытается передать собственное отношение к замыслу композитора. Таким образом, исполнительская деятельность носит познавательный, творческий и, безусловно, самостоятельный характер.

Процесс учебно-профессиональной деятельности организую на основе следующих принципов:

-                     Принцип деятельности заключается в том, что студент, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общих и профессиональных компетенций.

-                     Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается вариативностью технологий, а также преемственностью между всеми курсами обучения в содержании и методике.

-                     Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

-                     Принцип вариативности предполагает развитие у студентов вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального.

-                     Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности студентов, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования практико-ориентированной образовательной среды.

Развитие профессиональных, личностных качеств, идет через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Обучение как субъектная деятельность студента разворачивается как процесс. А результатом учения является формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями.

Метод ориентированности на действие как самостоятельное освоение студентами-будущими учителями музыки профессиональных умений и компетенций

Метод ориентированности на действие как самостоятельное освоение студентами-будущими учителями музыки профессиональных умений и компетенций

Студент анализирует проблему, собирает и оценивает информацию и на основе этой информации принимает решение

Студент анализирует проблему, собирает и оценивает информацию и на основе этой информации принимает решение

Стараюсь найти для каждого студента способы оптимального развития, использовать его интересы и склонности и вместе с тем решать художественные, технические задачи, раскрыть его творческую индивидуальность

Стараюсь найти для каждого студента способы оптимального развития, использовать его интересы и склонности и вместе с тем решать художественные, технические задачи, раскрыть его творческую индивидуальность

На уроке они развиваются через умение слушать себя; именно слышание музыки рождает эмоциональный отклик исполнителя

На уроке они развиваются через умение слушать себя; именно слышание музыки рождает эмоциональный отклик исполнителя

Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа

Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2024