«Метод проектов – эффективное средство деятельности обучающихся на уроках музыки»
Оценка 4.8

«Метод проектов – эффективное средство деятельности обучающихся на уроках музыки»

Оценка 4.8
Научные работы
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
02.08.2020
«Метод проектов – эффективное средство  деятельности обучающихся на уроках музыки»
Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации… Понимаю простую истину: «Всё, что отдал, – твоё! Всё, что сберёг – потерял!» Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Метод проектов – эффективное средство деятельности обучающихся на уроках музыки.docx

Выступление на заседании ШМО учителей эстетического цикла

МОУ СОШ №3 с УИОП

Доклад

 на тему:

«Метод проектов – эффективное средство  деятельности обучающихся на уроках музыки»

 Подготовила Феоктистова Е.В.

учитель музыки

слайд 1

Искусство возникло раньше наук. Издревле человек стремился к прекрасному, воплощая свои мысли и эмоции в произведениях искусства.Музыка же способна передать самые разнообразные и тонкие чувства, подарить душе крылья, которые уносят ее в мир гармонии и понимания. Но, к сожалению, молодое поколение воспринимает классическое наследие как нечто абстрактное, оторванное от реальной жизни.

Анализируя свой собственный опыт, а также опыт коллег выделяю противоречие, которое характерно для школьного музыкального образования.

(слайд №2).

По результатам опросов музыку признают самым значительным видом искусства – 75% школьников, в то время, интерес к урокам музыки в школе проявляют лишь 25% учащихся.

И поэтому передо мной стал непростой вопрос: «Как заинтересовать и увлечь учеников музыкальным искусством?».

Современный образовательный процесс предполагает активное использование педагогических технологий, одной из которых является технологияпроектной деятельности.Точнее сказать обновленный вариант проектной деятельности, которая заключается не столько в получении предметных результатах, а сколько в интеллектуальном и личностном развитии школьников.

(слайд №3).

Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. А это в условиях ФГОС, который в основной школе предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального проекта, очень актуально.

Технология проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусстваи внеурочную деятельность. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Применительно к уроку музыки, проект - это специально организованный учителем и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мыслей, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью существенно снижена школьная тревожность, и выше учебная мотивация учения.

(слайд №4).

Основными задачами введения проектов в практику преподавания музыки являются:

·         показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

·         реализовать интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

·         продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

·         подняться на более высокую ступень развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации деятельности, при этом важно соблюсти ряд условий: 

(слайд №5).

Условия организации работы над проектом:

Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

1.      Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

2.      Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

3.      Изменение роли учителя – из простого транслятора знаний в организатора совместной работы с обучающимися.

4.      Создание необходимых условий: информационные ресурсы, мастерские.

5.      Презентация продукта и результата.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционного задания.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима для осмысления учеником вопроса:

(слайд № 6). «Зачем я собираюсь делать этот проект? Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы и ставит следующий вопрос «Что для этого следует сделать?». Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг – как это делать. Поняв это, выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего оно хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Продумав эти вопросы, приступаем к работе.

Перед вами алгоритм проектной работы, для небольших учебных проектов, которые могут служить хорошей формой проверки знаний обучающихся в рамках промежуточной аттестации по итогам года.

 Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят передмной как учителем музыки, зная запросы обучающихся, я применяю в своей работе данную технологию.  В преподавании музыки проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

(слайд №7).

Учитывая типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельности отдаю предпочтения следующим проектам:

- по видам: информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой (ролевой);

-по содержанию: межпредметный (относящийся к нескольким областям), монопредметный;

-по количеству участников: индивидуальный, малогрупповой, групповой;

- по длительности: от проекта-урока до многолетнего проекта.

В качестве примера :

1.      Ролевые проекты (слайд №8).

Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника. Этот вид проекта, в основном, используется мной в начальной школе. Ведь проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания. В последнее время использую УМК под редакцией Г.П. Сергеевой, которая работает над решением проблем развивающего музыкального образования детей. В её трудах нахожу теоретическое обоснование того, к чему пришла интуитивно в своей практике. Начиная с 1 класса - разыгрываются песни, музыкальные игры.

Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем.

Именно использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее - инициативность, воображение, свобода.

2.      Информативно-исследовательский проект

(слайд №9).

Информативно-исследовательские проект я включаю в практику, начиная с 3 класса – это «Изучение биографии композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов». В средних классах исследуем «Классическое в современном» т.е. иду от самого близкого детям – эстрады. В программе не предусмотрено изучение эстрадного репертуара. Однако в некоторых шлягерах можно услышать мелодии великих произведений классики: CélineDion «Allbymyself» – мелодия из 2 части концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова, MireilleMathieu « Siempreamor» – мелодия из 1 части Симфонии №40 В.А.Моцарта, Пелагея «Щедривочка» – мелодия «Утра» Эд.Грига.

(слайд №10). Удивительно, как неожиданно порой переплетаются судьбы великих музыкантов, поэтов, художников и их произведений, поэтому мы и исследуем такое триединство, а также, (слайд №11) возвращаясь к творческой лаборатории Г.П. Сергеевой это и итоговые исследовательские проекты 8 и 9 классов – «Полна чудес могучая природа» и «Пушкин – наше все».

3.      Информационные проекты

(слайд №12).

Что касается этого вида проектов, то главная задача – это информация. Ребята подготавливают информационную презентацию и публично выступают с сообщениями по какой – либо теме в другом классе, например информационные проекты на тему: « 1 октября – день Музыки», «250 лет со дня рождения В.А. Моцарта» и др. Это также изготовление музыкальных стенгазет.

4.      Творческие проекты

(слайд №13).

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческих способностей личности на уроке музыки и во внеурочной деятельности. Творцом, также как интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому ребенку. Расширяя образовательное пространство ребенка, путь его в музыке продолжается во внеурочной деятельности. Так в школе созданы два вокальных коллектива.

Младшая вокальная группа «Смешарики». Несмотря на свой детский возраст концертная деятельность их выходит за пределы не только школы, района, но и солисты коллектива стали дипломантами международного конкурса «Магический диапазон 2013» .

(слайд 14)

Старший вокальный коллектив эстрадной песни «Вдохновение». Высокий исполнительский уровень коллектива постоянно отмечается жюри не только областных, всероссийских, но также и международных конкурсов. А двое солистов коллектива: Орлов Владимир и Каплунов Алексей получили сертификат, дающий право представлять Россию в Польше на Международном вокальном конкурсе «Красичин 2013», где Орлов В. стал Лауреатом 1 степени, а Каплунов А. получил Гран-При. В конце ноября обновленный состав вокального коллектива «Вдохновение», выступая на международном конкурсе «Национальное достояние 2014» стал Лауреатом 1 степени и получил право представлять Россию в Финляндии.

(слайд 15.)

Вот результаты работы с высокомативированными детьми:

Кубки Гран-При всероссийских и международных конкурсов – 4 наград.

Дипломы лауреата I степени – 8 наград

Дипломы лауреата IIстепени – 4 наград

Дипломы лауреата III степени – 2 наград

Дипломы призёров – 10 наград

Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации… Понимаю простую истину: «Всё, что отдал, – твоё! Всё, что сберёг – потерял!»

Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся и реальная возможность для их саморазвития и самореализации.

 


 

Выступление на заседании ШМО учителей эстетического цикла

Выступление на заседании ШМО учителей эстетического цикла

Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников…

Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников…

Условия организации работы над проектом:

Условия организации работы над проектом:

Учитывая типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельности отдаю предпочтения следующим проектам: - по видам: информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой (ролевой); -по содержанию: межпредметный (относящийся…

Учитывая типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельности отдаю предпочтения следующим проектам: - по видам: информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой (ролевой); -по содержанию: межпредметный (относящийся…

В программе не предусмотрено изучение эстрадного репертуара

В программе не предусмотрено изучение эстрадного репертуара

Старший вокальный коллектив эстрадной песни «Вдохновение»

Старший вокальный коллектив эстрадной песни «Вдохновение»

«Метод проектов – эффективное средство деятельности обучающихся на уроках музыки»

«Метод проектов – эффективное средство  деятельности обучающихся на уроках музыки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2020