Метод проектов на уроках технологии
Определение стратегических направлений развития систем образования в данном направлении волнует все мировое общество [6, c. 64]. В связи с этим главные задачи, которые ставит общество на сегодняшний день — это создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе [5, c. 41].
Инновационный поиск новых средств по решению поставленных задач привел к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, возможности и способности учеников, нужны деятельностные, гpупповые, игровые, проблемные, практико-ориентировочные формы и методы обучения.
Среди разнообразных современных методик и технологий, в большей степени требованиям общества соответствует проектное обучение, потому что в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно добывать знания, умение сформулировать и решить проблему. В настоящее время метод проектов активно внедряется в начальное обучение, поскольку он создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся к познанию нового, пробуждая природную любознательность и тягу к новому.
По И.Д. Чечелю «метод проектов это педагогическая технология, цель которой — ориентация не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой путем самообразования) для активного включения в освоении новых способов человеческой деятельности» [8, с. 11].
Основу метода проекта составляет развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, а также развитие умения самостоятельно добывать новые знания.
Поэтому метод проектов целесообразно использовать и в начальной школе. Несмотря на то, что выполнение проектов в младших классах весьма затруднительно, так как дети еще слишком маленькие для проектирования, но все-таки это возможно. Однако тогда речь будет идти не о полных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о заданиях, которые будут содержать лишь элементы проектной деятельности. Но для ребенка это будет его проект [5, c. 43]. Кроме того, успех его выполнения и является стимулом, подталкивающим ученика на выполнение других, более сложных проектов [1, c. 5].
Особо следует отметить эффективность применения метода проектов в начальной школе на уроках технологии. Здесь проектная деятельность рассматривается как действенное средство развития способностей к творческой деятельности у учащихся. Проект по технологии — это самостоятельная творческая работа ученика, которая идет от идеи до её воплощения и выполняется под руководством учителя. В ходе выполнения творческих проектов развивается мышление и речь учащихся, совершенствуются коммуникативные навыки. Кроме того, результатом проектной деятельности является личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь [4, с. 29].
Однако следует отметить, что по мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.), эффективность применения любого развивающего активного метода, в том числе метода проектов, во многом обусловлена позицией учителя, его установкой на создание личностно-ориентированного обучения с демократическим стилем общения, и диалоговыми формами взаимодействия с детьми [3, c. 120]. Поэтому особое внимание необходимо уделять организации метода проектов.
При организации проектной деятельности в начальной школе на уроках технологии необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся данного возраста развито наглядно-образное мышление, которое побуждают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы учебных проектов необходимо выбирать исходя из содержания учебных предметов [2, c. 62].
По мнению М.К. Господниковой, большинство детей еще не имеют постоянных увлечений, их интересы зависят от определённой ситуации. Поэтому если тема уже выбрана, надо немедленно приступать к ее выполнению, пока не исчез интерес. Задержка времени может привести к потере мотивации к работе. Длительность выполнения проекта лучше ограничить одним уроком или несколькими неделями в режиме урочно-внеурочных занятий [1, c. 65].
Опыт работы учителей показывает, что при использовании проектного метода на уроках технологии в начальных классах эффективна следующая его вариация: от недолговременных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым.
Все уроки с проектной деятельностью имеют примерно одинаковую структуру. Лутцева Е.А. выделяет в процессе выполнения проекта три этапа:
- разработка проекта,
-практическая реализация проекта,
- защита проекта.
Первый этап — интеллектуального поиска является наиболее трудным для детей компонентом проектной деятельности. При его планировании особое внимание должно уделяться мысленному прогнозированию, созданию замысла в соответствии с поставленной целью.
В процессе поиска ценной информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, опрашивают взрослых по теме проекта. Так же здесь разрабатывается вся обязательная документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Материализация проектного замысла — это второй этап работы над проектом. На этом этапе происходит внесение необходимых корректировок или практическая деятельность общественно — полезного характера.
Третий этап — защита проектной деятельности. Его главная цель — это анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Учащиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, особо следит за соблюдением доброжелательности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других [4, с. 30].
Мы проанализировали учебник по технологии «Творческая мастерская» для 4 класса (авторы Н.А. Цирулик и Т.Н. Проснякова) на предмет возможности использования метода проектов. На наш взгляд, можно выделить несколько тем, по которым возможна организация проектной деятельности младших школьников. В разделе «Художественное конструирование из бумаги» на уроке по теме «Старинный замок» учащимся предлагается выполнить макет замка, состоящего из нескольких башен. В учебнике это задание помечено специальным знаком, который обозначает выполнение работы коллективно — в парах или малых группах. Кроме того, дан определённый алгоритм выполнения творческой работы, который схож с алгоритмом выполнения проектной деятельности. Таким образом, учитель может организовать выполнение задания в виде коллективного проекта.
Особо следует отметить, что в учебнике помещен материал по изготовлению творческого проекта по теме «Шитье и вышивание», который расположен в разделе «Текстильные материалы». Учащиеся сначала рассматривают алгоритм работы над проектом, в который входят три ранее описанных нами этапа. Затем они знакомятся со следующими видами работ:
·-приемы вязания на спицах;
·- основные виды переплетений в вязании на спицах;
·- изготовление вязаной игрушки;
- основные приемы вязания крючком;
- аппликации из вязаных деталей;
· техника вышивания крестом;
·-вышивание узора крестом;
- техника шитья из лоскутков;
- основы ткачества;
- приемы изготовления кукол [7].
Данные виды работ являются подготовительными для выполнения проекта, на который отводится 2 часа.
Помимо вышеописанных проектов, можно организовать выполнение индивидуальных проектов учащихся по следующим темам:
- «Плетение из кожи. Браслеты и пояса»;
- «Цветы из новогоднего букета»;
- «Бумагопластика. Деревья».
В целом на любом уроке технологии можно организовать проектную деятельность младших школьников, этот процесс зависит от профессионализма учителя и его желания.
Можно сделать вывод, что проекты в начальной школе на уроках технологии отличаются простотой и творческим подходом. И как показал анализ литературы, метод проектов наряду с другими методами обучения эффективно применяется в начальных классах как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Список литературы:
1.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова В.: Учитель, 2008 — 131 с.
2.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода / М.В. Дубова // Начальная школа : плюс До и После. — 2010. — № 1. — С. 62—68.
3. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак М., 1984. — 152 с.
4.Куревина О.А. Программа «Технология» / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева М.: «Баласс», 2012. — 32 с.
5.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. — 2000. — № 1. — C. 41—45.
6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева М.: «Академия», 2002. — 272 с.
7.Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». Технология 4 кл.: учебник М.: Издат. дом «Федоров», 2009. — 120 с.
8.Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 3. — C. 11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.