Метод проектов на уроках технологии
Оценка 4.6

Метод проектов на уроках технологии

Оценка 4.6
docx
19.04.2020
Метод проектов на уроках технологии
метод проектов на уроках технологии.docx

Метод проектов на уроках технологии

Определение  стратегических  направлений  развития  систем  образования  в  данном  направлении  волнует  все  мировое  общество  [6,  c.  64].  В  связи  с  этим  главные  задачи,  которые  ставит  общество  на  сегодняшний  день  —  это  создание  необходимых  условий  для  личностного  развития  каждого  ребенка,  формирования  активной  позиции,  субъектности  учащегося  в  учебном  процессе  [5,  c.  41].

Инновационный  поиск  новых  средств  по  решению  поставленных  задач  привел  к  пониманию  того,  что  для  построения  образовательного  процесса,  опирающегося  на  потребности,  возможности  и  способности  учеников,  нужны  деятельностные,  гpупповые,  игровые,  проблемные,  практико-ориентировочные  формы  и  методы  обучения. 

 Среди  разнообразных  современных  методик  и  технологий,  в  большей  степени  требованиям  общества  соответствует  проектное  обучение,  потому  что  в  основе  проектной  деятельности  лежит  развитие  познавательных  навыков,  умений  самостоятельно  добывать  знания,  умение  сформулировать  и  решить  проблему.  В  настоящее  время  метод  проектов  активно  внедряется  в  начальное  обучение,  поскольку  он  создает  предпосылки  для  развития  целеустремленности  и  самостоятельности  учащихся  к  познанию  нового,  пробуждая  природную  любознательность  и  тягу  к  новому.

По  И.Д.  Чечелю  «метод  проектов  это педагогическая  технология,  цель  которой  —  ориентация  не  на  интеграцию  фактических  знаний,  а  на  их  применение  и  приобретение  новых  знаний  (порой  путем  самообразования)  для  активного  включения  в  освоении  новых  способов  человеческой  деятельности»  [8,  с.  11]. 

Основу  метода  проекта  составляет  развитие  познавательных  навыков  учащихся,  критического  и  творческого  мышления,  а  также  развитие  умения  самостоятельно  добывать  новые  знания. 

Поэтому  метод  проектов  целесообразно  использовать  и  в  начальной  школе.  Несмотря  на  то,  что  выполнение  проектов  в  младших  классах  весьма  затруднительно,  так  как  дети  еще  слишком  маленькие  для  проектирования,  но  все-таки  это  возможно.  Однако  тогда  речь  будет  идти  не  о  полных  проектах,  выполненных  учащимися  самостоятельно,  а  о  заданиях,  которые  будут  содержать  лишь  элементы  проектной  деятельности.  Но  для  ребенка  это  будет  его  проект  [5,  c.  43].  Кроме  того,  успех  его  выполнения  и  является  стимулом,  подталкивающим  ученика  на  выполнение  других,  более  сложных  проектов  [1,  c.  5]. 

Особо  следует  отметить  эффективность  применения  метода  проектов  в  начальной  школе  на  уроках  технологии.  Здесь  проектная  деятельность  рассматривается  как  действенное  средство  развития  способностей  к  творческой  деятельности  у  учащихся.  Проект  по  технологии  —  это  самостоятельная  творческая  работа  ученика,  которая  идет  от  идеи  до  её  воплощения  и  выполняется  под  руководством  учителя.  В  ходе  выполнения  творческих  проектов  развивается  мышление  и  речь  учащихся,  совершенствуются  коммуникативные  навыки.  Кроме  того,  результатом  проектной  деятельности  является  личностно  или  общественно  значимый  продукт:  изделие,  информация  (доклад,  сообщение),  комплексная  работа,  социальная  помощь  [4,  с.  29].

Однако  следует  отметить,  что  по  мнению  многих  отечественных  психологов  и  педагогов  (В.В.  Давыдова,  А.М.  Матюшкина,  В.В.  Рубцова,  Д.Б.  Эльконина  и  др.),  эффективность  применения  любого  развивающего  активного  метода,  в  том  числе  метода  проектов,  во  многом  обусловлена  позицией  учителя,  его  установкой  на  создание  личностно-ориентированного  обучения  с  демократическим  стилем  общения,  и  диалоговыми  формами  взаимодействия  с  детьми  [3,  c.  120].  Поэтому  особое  внимание  необходимо  уделять  организации  метода  проектов. 

При  организации  проектной  деятельности  в  начальной  школе  на  уроках  технологии  необходимо  учитывать  психолого-физиологические  особенности  младших  школьников.  У  учащихся  данного  возраста  развито  наглядно-образное  мышление,  которое  побуждают  учащихся  к  выбору  темы  на  основе  конкретного  содержания  предмета.  Темы  учебных  проектов  необходимо  выбирать  исходя  из  содержания  учебных  предметов  [2,  c.  62]. 

По  мнению  М.К.  Господниковой,  большинство  детей  еще  не  имеют  постоянных  увлечений,  их  интересы  зависят  от  определённой  ситуации.  Поэтому  если  тема  уже  выбрана,  надо  немедленно  приступать  к  ее  выполнению,  пока  не  исчез  интерес.  Задержка  времени  может  привести  к  потере  мотивации  к  работе.  Длительность  выполнения  проекта  лучше  ограничить  одним  уроком  или  несколькими  неделями  в  режиме  урочно-внеурочных  занятий  [1,  c.  65].

Опыт  работы  учителей  показывает,  что  при  использовании  проектного  метода  на  уроках  технологии  в  начальных  классах  эффективна  следующая  его  вариация:  от  недолговременных  проектов  к  долговременным,  от  личных  проектов  к  групповым. 

Все  уроки  с  проектной  деятельностью  имеют  примерно  одинаковую  структуру.  Лутцева  Е.А.  выделяет  в  процессе  выполнения  проекта  три  этапа: 

- разработка  проекта, 

-практическая  реализация  проекта, 

- защита  проекта. 

Первый  этап  —  интеллектуального  поиска  является  наиболее  трудным  для  детей  компонентом  проектной  деятельности.  При  его  планировании  особое  внимание  должно  уделяться  мысленному  прогнозированию,  созданию  замысла  в  соответствии  с  поставленной  целью.

В  процессе  поиска  ценной  информации  ученики  изучают  книги,  журналы,  энциклопедии,  опрашивают  взрослых  по  теме  проекта.  Так  же  здесь  разрабатывается  вся  обязательная  документация  (рисунки,  эскизы,  простейшие  чертежи),  подбираются  материалы  и  инструменты. 

Материализация  проектного  замысла  —  это  второй  этап  работы  над  проектом.  На  этом  этапе  происходит  внесение  необходимых  корректировок  или  практическая  деятельность  общественно  —  полезного  характера.

Третий  этап  —  защита  проектной  деятельности.  Его  главная  цель  —  это  анализ  полученного  результата  и  доказательство  его  соответствия  поставленной  цели  или  требованиям.  Учащиеся  делают  сообщение  о  проделанной  работе,  а  учитель,  особо  следит  за  соблюдением  доброжелательности,  проявлением  у  детей  внимательного  отношения  к  идеям  и  творчеству  других  [4,  с.  30].

Мы  проанализировали  учебник  по  технологии  «Творческая  мастерская»  для  4  класса  (авторы  Н.А.  Цирулик  и  Т.Н.  Проснякова)  на  предмет  возможности  использования  метода  проектов.  На  наш  взгляд,  можно  выделить  несколько  тем,  по  которым  возможна  организация  проектной  деятельности  младших  школьников.  В  разделе  «Художественное  конструирование  из  бумаги»  на  уроке  по  теме  «Старинный  замок»  учащимся  предлагается  выполнить  макет  замка,  состоящего  из  нескольких  башен.  В  учебнике  это  задание  помечено  специальным  знаком,  который  обозначает  выполнение  работы  коллективно  —  в  парах  или  малых  группах.  Кроме  того,  дан  определённый  алгоритм  выполнения  творческой  работы,  который  схож  с  алгоритмом  выполнения  проектной  деятельности.  Таким  образом,  учитель  может  организовать  выполнение  задания  в  виде  коллективного  проекта. 

Особо  следует  отметить,  что  в  учебнике  помещен  материал  по  изготовлению  творческого  проекта  по  теме  «Шитье  и  вышивание»,  который  расположен  в  разделе  «Текстильные  материалы».  Учащиеся  сначала  рассматривают  алгоритм  работы  над  проектом,  в  который  входят  три  ранее  описанных  нами  этапа.  Затем  они  знакомятся  со  следующими  видами  работ:

·-приемы  вязания  на  спицах;

·- основные  виды  переплетений  в  вязании  на  спицах;

·- изготовление  вязаной  игрушки;

- основные  приемы  вязания  крючком;

- аппликации  из  вязаных  деталей;

·     техника  вышивания  крестом;

·-вышивание  узора  крестом;

- техника  шитья  из  лоскутков;

- основы  ткачества;

- приемы  изготовления  кукол  [7].

  Данные  виды  работ  являются  подготовительными  для  выполнения  проекта,  на  который  отводится  2  часа.

Помимо  вышеописанных  проектов,  можно  организовать  выполнение  индивидуальных  проектов  учащихся  по  следующим  темам:

- «Плетение  из  кожи.  Браслеты  и  пояса»;

- «Цветы  из  новогоднего  букета»;

- «Бумагопластика.  Деревья». 

В  целом  на  любом  уроке  технологии  можно  организовать  проектную  деятельность  младших  школьников,  этот  процесс  зависит  от  профессионализма  учителя  и  его  желания.

Можно  сделать  вывод,  что  проекты  в  начальной  школе  на  уроках  технологии  отличаются  простотой  и  творческим  подходом.  И  как  показал  анализ  литературы,  метод  проектов  наряду  с  другими  методами  обучения  эффективно  применяется  в  начальных  классах  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.

 

Список  литературы:

1.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова В.: Учитель, 2008 — 131 с.

2.Дубова  М.В.  Организация  проектной  деятельности  младших  школьников  с  позиции  компетентностного  подхода  /  М.В.  Дубова  //  Начальная  школа  :  плюс  До  и  После.  —  2010.  —  №  1.  —  С.  62—68.

3. Зак  А.З.  Развитие  теоретического  мышления  у  младших  школьников  /  А.З.  Зак  М.,  1984.  —  152  с.

4.Куревина  О.А.  Программа  «Технология»  /  О.А.  Куревина,  Е.А.  Лутцева  М.:  «Баласс»,  2012.  —  32  с.

5.Пахомова  Н.Ю.  Учебный  проект:  методология  поиска  /  Н.Ю.  Пахомова  //  Учитель.  —  2000.  —  №  1.  —  C.  41—45

6.Полат  Е.С.  Новые  педагогические  и  информационные  технологии  в  системе  образования  /  Е.С.  Полат,  М.Ю.  Бухаркина,  М.В.  Моисеева  М.:  «Академия»,  2002.  —  272  с.

7.Проснякова  Т.Н.  «Творческая  мастерская».  Технология  4  кл.:  учебник  М.:  Издат.  дом  «Федоров»,  2009.  —  120  с.

8.Чечель  И.Д.  Метод  проектов,  или  Попытка  избавить  учителя  от  обязанностей  всезнающего  оракула  /  И.Д.  Чечель  //  Директор  школы.  —  1998.  —  №  3.  —  C.  11.


 

Метод проектов на уроках технологии

Метод проектов на уроках технологии

Однако тогда речь будет идти не о полных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о заданиях, которые будут содержать лишь элементы проектной деятельности

Однако тогда речь будет идти не о полных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о заданиях, которые будут содержать лишь элементы проектной деятельности

По мнению М.К. Господниковой, большинство детей еще не имеют постоянных увлечений, их интересы зависят от определённой ситуации

По мнению М.К. Господниковой, большинство детей еще не имеют постоянных увлечений, их интересы зависят от определённой ситуации

Третий этап — защита проектной деятельности

Третий этап — защита проектной деятельности

Данные виды работ являются подготовительными для выполнения проекта, на который отводится 2 часа

Данные виды работ являются подготовительными для выполнения проекта, на который отводится 2 часа

Куревина О.А. Программа «Технология» /

Куревина О.А. Программа «Технология» /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020